Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1681/2022 ~ М-948/2022 от 04.04.2022

Дело № 2а-1681/2022

УИД 18RS0001-02-2022-000710-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 апреля 2022 года                                             город Ижевск

Ленинский районный суд города Ижевска УР в составе: председательствующего судьи Пестрякова Р.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района города Ижевска, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайтах запрещенной к распространению на территории РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец прокурор Ленинского района г. Ижевска, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании информации, размещенной на сайтах запрещенной к распространению на территории РФ.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Ленинского района г. Ижевска был проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В ходе проверки выявлен Интернет-сайт https://spbsmoke.ru/ на страницах которого предлагаются к продаже табачные изделия. На сайте размещены фотоизображения реализуемого товара, их характеристики, контактные номера телефонов, электронный адрес. Доставка производится по всей России.

Согласно ч.18 ст.2 Федерального закона от 22.12.2008 «268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» табак сосательный (снюс) - вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов.

Согласно п.9 ст.2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 №149-ФЗ под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.

Пунктом 1 ст. 9 ФЗ №149 ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» установлено, что розничная торговля табачной продукцией осуществляется в магазинах и павильонах. В целях настоящей статьи под магазином понимается здание или его часть, специально оборудованные, предназначенные для продажи товаров и оказания услуг покупателями и обеспеченные торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, под павильоном понимается строение, имеющей торговый зал и рассчитанное на одно рабочее место или несколько рабочих мест. Запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами.

Кроме того, продажа табачных изделий посредством интернет-пространства способствует возможности приобретения указанных изделий несовершеннолетними, т.к. доступ к сайту открыт и не требует регистрации и подтверждения возраста.

Также в соответствии с п.8 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Федеральным законодательством предусмотрена административная ответственность за несоблюдение ограничений и нарушений запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями (ст. 14.53КоАП РФ).

Пунктом 3 ст. 15.1. ФЗ №149 установлено, что создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из пункта 9 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», утв. Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №Г101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую установленную данным пунктом информацию.

Согласно п. 5 ст. 15.1 ФЗ №149 и п.п. «а» п.5 вышеназванных Правил основанием для включения в Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов, сетевых адресов, содержащих информацию о персональных данных физического лица, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Размещение информации на указанном Интернет-сайте нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, в силу чего является незаконным и подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации.

Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где размещена вышеуказанная информация, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

        Административный истец просил рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

        В письменном отзыве заинтересованное лицо - Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

        В соответствии со статьей 291 КАС РФ административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, условия рассмотрения административного дела в таком порядке, предусмотренные пунктом 2 указанной статьи соблюдены, что подтверждается имеющимися в материалах дела ходатайством административного истца о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства и отсутствием возражений административного ответчика на применением такого порядка рассмотрения дела.

        При рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, протоколирование с использованием средств аудиозаписи не ведется, протокол в письменной форме не составляется.

        Исследовав все доказательства по делу в их совокупности, и дав им оценку в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к следующему.

        В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в редакции от 28.07.2012г. (далее – Федеральный закон от 27.07.2006г. № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети дано в п. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ, в соответствии с которой это технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Таким образом, сеть «Интернет» является информационно-телекоммуникационной сетью.

В соответствии с п. 13 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» (далее также – интернет-страница) – часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

Статья 29 Конституции РФ гарантирует право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Ижевска проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В ходе проверки выявлен Интернет-сайтhttphttp://://izhevskizhevsk--kalyanikakalyanika..ruru//" " https://spbsmoke.ru/http://izhevsk-kalyanika.ru/" https://spbsmoke.ru/ на страницах которого предлагаются к продаже табачные изделия. Тогда как продажа табачных изделий посредством интернет-пространства способствует возможности приобретения указанных изделий несовершеннолетними, т.к. вход на страницу сайта свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса сайта не требуется, ознакомиться с содержанием сайта, в том числе со страницей сайта и скопировать материал в электронном виде может любой интернет-пользователь, ограничения на его передачу, копирование и распространение отсутствует.

Указанные обстоятельства подтверждаются распечаткой с сайта https://spbsmoke.ru/ от 23.03.2022 года.

Администратор домена (владелец сайта) не установлен.

Согласно п. 1, 2 ст. 5 ФЗ Федерального закона от 29.12.2010 года № 436-ФЗ (ред. от 01.05.2019 года) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо жизни и (или) здоровью иных лиц, либо направленная на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

Согласно п. 3, 4 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 года №15-ФЗ (ред. от 27.12.2019 года) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» запрещается розничная торговля табачной продукцией в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи.

Частью 8 ст. 19 указанного закона установлен запрет на оптовую и розничную торговлю насваем и табаком сосательным (снюсом).

В соответствии с абзацем четвертым пункта 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 612, продажа товаров дистанционным способом - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В силу пункта 5 указанных Правил не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного выше, вышеприведенными правовыми нормами в их взаимосвязи установлены запреты на распространение и необходимость ограничения доступа к сведениям, которые могут оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое и физическое развитие, здоровье граждан РФ.

Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения означает констатацию факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе, несовершеннолетних.

По мнению суда, установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети интернет, запрещенной.

Пунктом 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

За несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями установлена административная ответственность, в силу частей 1 и 2 ст. 14.53 КоАП РФ предусматривающая ответственность за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями и оптовую или розничную продажу насвая, табака сосательного (снюса).

Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено является основанием для включения страницы сайта https://spbsmoke.ru/, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии с п. 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Создание, формирование и ведение «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» осуществляется Роскомнадзором. Ведение реестра осуществляется в электронной форме в ежедневном круглосуточном режиме. Процедура взаимодействия Роскомнадзора и оператора реестра с провайдерами хостинга, у которых размещаются сайты с информацией, признанной запрещенной регламентирована.

Поскольку владелец сайта не установлен, защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети «Интернет» информации запрещенной при невозможности установить и привлечь лицо, распространившее такую информацию, возможна привлечением к участию в деле уполномоченного органа по включению запрещенной информации в Единый реестр.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что распространение информации на странице сайта https://spbsmoke.ru/, противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории РФ, а доступ к сайту, где она размещена, в соответствии с законодательством РФ должен быть закрыт.

Требование прокурора обосновано и подлежит удовлетворению в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 188 КАС РФ решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных настоящим кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению.

В части 2 статьи 188 КАС РФ указано, что в случае отсутствия в настоящем кодексе прямого запрета на немедленное исполнение решений по административным делам определенной категории суд по просьбе административного истца может обратить решение по административному делу к немедленному исполнению, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с его принятием.

Суд полагает, что поскольку распространение подобной информации в Российской Федерации запрещено, запрет на размещение направлен на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, имеются все основания для немедленного исполнения решения суда.

При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 179, 263 - 265, 291 - 294 КАС РФ, суд,

        РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ https://spbsmoke.ru/, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                        ░░░░░░░░░ ░.░.

2а-1681/2022 ~ М-948/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о. прокрора Ленинского района г. Ижевска
Другие
Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике
Суд
Ленинский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Пестряков Рустам Александрович
Дело на сайте суда
leninskiy--udm.sudrf.ru
04.04.2022Регистрация административного искового заявления
04.04.2022Передача материалов судье
04.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
04.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2022Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
29.04.2022Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
29.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2022Дело оформлено
31.05.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее