Дело № 2а-2410/2023
39RS0002-01-2023-000798-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июня 2023 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Самойленко М.В.,
при секретаре Ильиной Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Строиной О.И. к судебному приставу-исполнителю ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Львову М.О., заместителю начальника отделения – заместителю старшего судебного пристава ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Мусаевой К.А., начальнику отделения – старшему судебному приставу ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Думному А.С., ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, УФССП России по Калининградской области о признании незаконным бездействия, отмене постановления, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Строина О.И. обратилась в суд с названым административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, указав, что на исполнении в ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области находилось исполнительное производство №-ИП, предметом исполнения которого является обязание Проданец О.М. привести крышу < адрес > в первоначальное состояние. Запретить строительство без разрешения на реконструкцию. В рамках указанного исполнительного производства < Дата > судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области вынесено постановление о запрете на совершение регистрационных действий, действий по исключению из Росреестра в отношении квартиры, принадлежащей Проданец О.М., по адресу: < адрес >
Определением Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > произведена замена должника в исполнительном производстве №-ИП с должника Проданец О.М. на Проданец Н.В.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Львова М.О. от < Дата > указанное исполнительное производство окончено. Постановлением Врио заместителя начальника ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Черчесовой З.В. от < Дата > указанное постановление об окончании исполнительного производства отменено, возобновлено исполнительное производство №-ИП с новым №-ИП.
Вместе с тем копия постановления об окончании исполнительного производства от < Дата > в адрес взыскателя не направлена, требования исполнительного документа до настоящего времени не исполнены, административный истец полагает, что судебный пристав-исполнитель проявляет бездействие в реализации предоставленных ему полномочий, допускает факт волокиты при исполнении судебного решения, что приводит к нарушению прав взыскателя на своевременное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
Кроме того, как стало известно административному истцу, наложенный запрет на совершение регистрационных действий в отношении квартиры г. Калининград, < адрес > отменен, однако, копия постановления судебного пристава-исполнителя об отмене запрета административному истцу не направлена.
< Дата >, < Дата > и < Дата > Строина О.И. обращалась в ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области с заявлениями в рамках указанного исполнительного производства, однако, ответов по существу поставленных вопросов административным ответчиком не дано.
На основании изложенного, Строина О.И. просила признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Львова М.О. в рамках исполнительного производства, выразившееся в не направлении Строиной О.И. в установленные законом сроки постановления об окончании исполнительного производства от < Дата > и постановления о снятии запрета на совершение регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества должника, в не предоставлении информации и документов по письменной ходатайству Строиной О.И., также в не совершении необходимых исполнительных действий по исполнению судебного акта; обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Львова М.О. предоставить Строиной О.И. полную и подробную информацию о всех совершенных судебным приставом-исполнителем исполнительных действиях по исполнительному производству, выдать запрошенные процессуальные документы, в том числе, послужившие поводом для его окончания < Дата >; принять меры по наложению запрета на совершение регистрационных действий в отношении объекта недвижимого имущества – квартира, площадью 32,3 кв.м, расположенной по адресу: г. Калининград, < адрес >, с КН:№; обязать начальника ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Яковлеву Н.М. разметить в базе ФССП России информацию об исполнительном производстве в отношении Проданец Н.В.
Административный истец Строина О.И., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, заявлений и ходатайств не представила, обеспечила явку своего представителя – Белей М.А., который в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, указал, что письменные обращения административного истца игнорируются ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, а судебным приставом-исполнителем не предпринимается необходимых мер, направленных на побуждение должника к исполнению требований исполнительного документа.
Заинтересованное лицо Проданец О.М. в судебном заседании возражали против удовлетворения административных исковых требований, указали, что решение суда исполнено в полном объеме.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Львов М.О. в судебное заседание не явился, ранее возражал против удовлетворения административных исковых требований, пояснил, что все необходимые меры принудительного характера были приняты в рамках исполнительного производства. Запрет регистрационных действий в отношении квартиры в рамках спорного исполнительного производства не объявлялся.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени его рассмотрения, в судебное заседание не явились, заявлений и ходатайств не представили.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, и дав им оценку в порядке ст. 84 КАС РФ суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как определено ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Согласно абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» закреплено, что на судебных приставов возлагаются задачи по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
К мерам принудительного исполнения отнесены действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу (ч. 1 ст. 68 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ).
Судом установлено, что решением Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > признан недействительным протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом < адрес >, расположенном в г. Калининграде по < адрес > от < Дата >; на Проданец О.М. возложена обязанность привести крышу < адрес > в г. Калининграде в первоначальное состояние. Запрещено строительство без разрешения на реконструкцию.
Во исполнение указанного решения суда выдан исполнительный лист серии ФС №.
< Дата > ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области возбуждено исполнительное производство №-ИП, предметом исполнения которого является обязание Проданец О.М. привести крышу < адрес > в г. Калининграде в первоначальное состояние. Запретить строительство без разрешения на реконструкцию.
В рамках указанного исполнительного производства < Дата > судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области вынесено постановление о запрете на совершение регистрационных действий, действий по исключению из Росреестра в отношении квартиры, принадлежащей Проданец О.М., по адресу: г. Калининград, < адрес >.
Определением Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > произведена замена должника в исполнительном производстве №-ИП с должника Проданец О.М. на Проданец Н.В.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Львова М.О. от < Дата > указанное исполнительное производство окончено, в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа.
< Дата > врио заместителя начальника ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Черчесовой З.В. вынесено постановление об отмене окончания исполнительного производства и возобновлении исполнительного производства №-ИП с новым регистрационным №-ИП, однако, в материалах исполнительного производства отсутствуют сведения о фактическом возобновлении исполнительного производства.
Постановлением врио заместителя начальника ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Черчесовой З.В. от < Дата > постановление об окончании исполнительного производства от < Дата > отменено, возобновлено исполнительное производство №-ИП с новым регистрационным №-ИП.
Из содержания материалов названного исполнительного производства, в том числе представленной по нему сводке, объективно следует, что с момента его возбуждения ведение исполнительного производства №-ИП (№-ИП) осуществлялось следующими судебными приставами-исполнителями: Авакян А.В., Львовым М.О., Агавердиевым Т.В., Васкевичем О.И. В настоящее время указанное исполнительное производство находится на исполнении судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Львова М.О.
В период ведения исполнительного производства №-ИП (№) должностными лицами ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области совершен комплекс мер, направленных на исполнение требований судебного акта, а именно: неоднократно осуществлены запросы в органы ГИБДД МВД России, ФНС России, ПФР, Росреестра, кредитные организации и операторам связи с целью установления имущественного положения должника, вынесены постановление об обращении взыскания на ДС должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации (< Дата >, < Дата >).
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > отказано в удовлетворении исковых требований Проданец Н.В. к ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, Проданец О.М., Строиной О.И. об освобождении имущества – < адрес > доме № по < адрес > в г. Калининграде от ареста.
Указанным решением установлено, что на день вынесения судебного акта требования исполнительного документа не исполнены, а представленное Проданец Н.В. разрешение на реконструкцию многоквартирного < адрес > в г. Калининграде установлено до < Дата >, и в установленном порядке не продлевалось.
В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» указано, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако, не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Представленные в адрес суда материалы исполнительного производства №) свидетельствуют о том, что должностные лица указанного ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области ограничились формальным перечнем действий, связанных с направлением запросов об имущественном положении должника в адрес различных кредитных организаций, вынесении постановлений об обращении взыскания на денежные средства должника, доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, в материалах исполнительного производства содержатся ответы не на все названные запросы, а также отсутствуют данные о принятии в отношении должностных лиц решений в порядке ст. 17.8 КоАП РФ, ввиду воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов, находящегося при исполнении служебных обязанностей.
Судом также учитывается, что основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства от < Дата > явилось фактическое исполнение требований исполнительного документа, в доказательство чего в постановлении имеется ссылка на платежное поручение № от < Дата >. Вместе с тем копия указанного документа в материалах исполнительного производства отсутствует, в ходе рассмотрения дела суду не представлена.
Кроме того, учитывая, что требования, содержащиеся в исполнительном листе серии ФС №, являются требованиями неимущественного характера, такое доказательство, как платежный документ, не может быть принят во внимание и свидетельствовать об исполнении требований неимущественного характера.
В соответствии с ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Вопреки названным требованиям, административными ответчиками не представлено достоверных доказательств того, что исполнительное производство №-ИП обоснованно окончено < Дата >, в связи с фактическим исполнением должником требований исполнительного документа.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что на протяжении длительного периода времени решение Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > не исполнено (доказательств обратного суду не представлено), обстоятельств объективно препятствующих исполнению решения суда, в ходе разбирательства не установлено, а судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Львовым М.О. допущено незаконное бездействие, выразившееся в непроведении действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 настоящего Федерального закона.
Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение (ч. 3 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Согласно требованиям п. 1 ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» копия постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства направляется должнику не позднее дня, следующего за днем его вынесения.
Как установлено пунктом 4.8.3.4 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от 10.12.2010 №682, регистрируемым почтовым отправлением направляются автору жалобы на действия (бездействие) должностных лиц Службы, поданной в порядке подчиненности, копия постановления уполномоченного должностного лица Службы с сопроводительным письмом.
Регистрируемым почтовым отправлением с уведомлением о вручении адресату направляется должнику постановление о возбуждении исполнительного производства. По решению уполномоченных должностных лиц Службы регистрируемыми почтовыми отправлениями, в том числе с уведомлением о вручении адресату, могут направляться иные документы.
Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и Инструкцией по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов на судебных приставов требование по отправке регистрируемого почтового отправления с уведомлением о вручении адресату предусмотрено только для направления должнику копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Вместе с тем в материалах исполнительного производства № отсутствуют сведения о направлении административному истцу копии постановления об окончании исполнительного производства от < Дата >, в том числе, и простым почтовым отправлением, предусмотренные п. 4.8.5 Инструкции.
Кроме того, вопреки утверждениям административного ответчика, факт вынесения в рамках исполнительного производства № запрета на совершение регистрационных действий, действий по исключению сведений из Россресстра в отношении жилого помещения – < адрес > в г. Калининграде, подтверждается вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г. Калининграда от < Дата > по делу №.
Так, < Дата > судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о запрете на совершение регистрационных действий, действий по исключению из Росреестра в отношении квартиры, принадлежащей Проданец О.М., по адресу: г. Калининград, < адрес >, вместе с тем, в материалах исполнительного производства № отсутствуют сведения об его отмене.
Однако согласно выписке из ЕГРН, в настоящее время действующих запретов на указанный объект недвижимости не имеется, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в рамках исполнительного производства выносилось постановление об отмене запрета на совершение регистрационных действий, при этом сведений о направлении данного постановления в адрес взыскателя административным ответчиком не представлено.
Учитывая приведенные положения, а также установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что судебным приставом-исполнителем ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Львовым М.О. в адрес взыскателя постановление об окончании исполнительного производства № от < Дата >, а также постановление об отмене запрета на совершение регистрационный действий не направлялось.
При названных обстоятельствах суд находит подтвердившимся факт допущенного незаконного бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Львова М.О., выразившегося в не направлении в адрес взыскателя копии постановления о прекращении названного исполнительного производства от < Дата >, копии постановления об отмене запрета на совершение регистрационный действий.
Вместе с тем, суд не находит оснований для возложения на судебного пристава-исполнителя обязанности наложить запрет на совершение регистрационных действий, в отношении квартиры, принадлежащей Проданец О.М., расположенной по адресу: г. Калининград, < адрес >, поскольку данные меры не связаны с характером требований исполнительного документа, доказательства же намерений должника по исполнительному производству произвести отчуждение названного объекта недвижимости в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, по смыслу статей 2, 64, 68 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель, являясь процессуально самостоятельным лицом, правомочен по своему усмотрению определять, какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения и в каком объеме необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела.
Положениями статьи 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрен порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве. Такие заявления, ходатайства могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства, которые рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными указанным Законом.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в котором закреплен порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Как установлено частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии с частью 3 статьи 5 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Согласно Методическим рекомендациям по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденным ФССП России 11 апреля 2014 года № 15-9, в порядке статьи 64.1 Федерального закона № 229-ФЗ подлежат рассмотрению заявления (ходатайства), по результатам рассмотрения которых должностным лицом службы судебных приставов принимается соответствующее процессуальное решение. Должностным лицом службы судебных приставов (старшим судебным приставом, его заместителем, судебным приставом-исполнителем) в соответствии со статье 64.1 Закона рассматриваются заявления (ходатайства) по вопросам: совершения исполнительных действий, предусмотренных статьей 64 Закона (в том числе о проведении проверки правильности и своевременности перечисления денежных средств, о распределении взысканных денежных средств и перечислении их взыскателям и иные исполнительные действия); применения мер принудительного исполнения в соответствии со статьей 68 Закона. Рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с подготовкой мотивированного ответа, содержащего в том числе информацию о результатах рассмотрения заявления (ходатайства) (пункты 1.З., 1.4., 4.1.).
< Дата > и < Дата > административный истец, а также ее представитель по доверенности Белей М.А., обратились с аналогичными заявлениями в ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, в которых просили отменить постановление об окончании исполнительного производства №-ИП от < Дата > и возобновить исполнительное производство; произвести необходимый комплекс мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа; ознакомить с материалами исполнительного производства, а также направить в адрес взыскателя копию постановления об окончании исполнительного производства.
Однако ответы на указанные обращения и копия постановления об окончании исполнительного производства от < Дата > заявителям не направлены, сведения об ознакомлении с материалами исполнительного производства № отсутствуют, доказательств обратного судебным приставом-исполнителем, который обязан нести бремя доказывания по данной категории споров, суду не представлено.
Надлежащих доказательств рассмотрения и направления ОСП Центрального района г. Калининграда письменного ответа на обращения Строиной О.И., в том числе, с разъяснением права ознакомления с материалами исполнительного производства, в установленный законом 30-дневный срок суду не представлено.
Кроме того, < Дата > Строина О.И. в лице своего представителя Белей М.А., вновь обратилась в ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области с заявлением о наложении запрета на совершение регистрационных действий в отношении принадлежащей должнику квартиры по адресу: г. Калининград, < адрес >; совершении необходимого комплекса мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа; ознакомлении с материалами исполнительного производства, а также направлении в адрес взыскателя копии постановления об окончании исполнительного производства.
Ответом судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской Чепинога К.Ю. от < Дата > заявителю указано на невозможность вынесения постановления о запрете на совершение регистрационных действий в отношении принадлежащей должнику квартиры, в связи с окончанием исполнительного производства.
Между тем из содержания письменного ответа судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Чепинога К.Ю. не следует, что ответ дан по существу поставленных в обращении вопросов, более того положения действующего законодательства не содержат запрета на ознакомление сторон исполнительного производства с материалами оконченного исполнительного производства, в связи с чем, в ответе должны были быть указаны основания для отказа в удовлетворении ходатайства заявителя, а также разрешены по существу и иные заявленные Строиной О.И. ходатайства. Кроме того, сведений о фактическом направлении указанного ответа в адрес взыскателя административным ответчиком не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком, вопреки требованиям Федерального закона от < Дата > № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не обеспечено объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений Строиной О.И., а также не предприняты своевременные меры для реализации прав и законных интересов административного истца, поскольку обращения от < Дата >, < Дата >,< Дата > не рассмотрены административным ответчиком надлежащим образом, ответы на указанные обращения не направлены, взыскатель не ознакомлена с материалами исполнительного производства, и, как следствие, о допущенном бездействии судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Львова М.О., выразившемся в не рассмотрении по существу поставленных вопросов обращения Строиной О.И. от < Дата >, < Дата >, < Дата >.
В связи с изложенным, в силу ч. 9 ст. 227 КАС РФ, суд полагает необходимым возложить на судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Львова М.О. обязанность устранить допущенные нарушения прав взыскателя по исполнительному производству в части принятия мер принудительного исполнения, направленного на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства №-№ направлении копии постановления об окончании исполнительного производства №-ИП от < Дата >, копии постановления об отмене запрета на совершение регистрационных действий, рассмотрении по существу и направлении ответов на обращения от < Дата >, < Дата >, < Дата > взыскателю Строиной О.И., ознакомлении с материалами исполнительного производства № и сообщить об исполнении решения суда по настоящему административному делу в суд, взыскателю Строиной О.И. в течение одного месяца со дня вступления решения суд в законную силу.
Требования административного истца об обязании начальника ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области об обязании разметить в информационной системе «Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов» относительно наличия исполнительного производства № суд находит не подлежащими исполнению в силу следующего.
Приказом ФССП России от 12 мая 2012 года № 248 утвержден Порядок создания и ведения банка данных в исполнительном производстве ФССП в электронном виде (далее – Порядок)
Согласно пункту 1.3 Порядка создание и ведение банка данных осуществляется в электронном виде средствами государственной информационной системы «Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов». Оператором банка данных является Федеральная служба судебных приставов.
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка сведения (документы), получаемые Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, вносятся в банк данных в подразделении службы по месту их получения. Сведения (документы), формируемые Федеральной службой судебных приставов в ходе деятельности, вносятся в банк данных в подразделении службы по месту их формирования.
Вопреки доводам административного истца, отсутствие информации по указанному исполнительному производству на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов не свидетельствует о нарушении прав административного истца, поскольку полная и достоверная информация о ходе исполнительного производства может быть получена взыскателем непосредственно от судебных приставов-исполнителей ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области, а кроме того, судебные приставы-исполнители не являются должностными лицами, в компетенцию которых, входит размещение информации на официальном сайте службы судебных приставов.
Кроме того, административным истцом в нарушение требований ч. 1 ст. 62, п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ не представлено доказательств того, что не размещение информации в государственной информационной системе «Автоматизированная информационная система Федеральной службы судебных приставов» повлекло реальное нарушение прав и законных интересов Строиной О.И., требующих их восстановления в судебном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление Строиной О.И. подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Строиной О.И. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Львова М.О., выразившееся в непринятии мер, направленных на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства № не направлении копии постановления об окончании исполнительного производства №-ИП от < Дата >, копии постановления об отмене запрета на совершение регистрационных действий, не рассмотрении по существу и не направлении ответов на обращения от < Дата >,< Дата >, < Дата >.
Обязать судебного пристава-исполнителя ОСП Центрального района г. Калининграда УФССП России по Калининградской области Львова М.О. устранить допущенные нарушения прав взыскателя в части принятия мер принудительного исполнения, направленного на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа в рамках исполнительного производства № направлении копии постановления об окончании исполнительного производства №-ИП от < Дата >, копии постановления об отмене запрета на совершение регистрационных действий, рассмотрении по существу и направлении ответов на обращения от < Дата >,< Дата >, < Дата > взыскателю Строиной О.И. , ознакомлении с материалами исполнительного производства № и сообщить об исполнении решения суда по настоящему административному делу в суд, взыскателю Строиной О.И. в течение одного месяца со дня вступления решения суд в законную силу.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 23 июня 2023 года.
Судья М.В. Самойленко