Дело № 2а-649/2022
УИД: 24RS0059-01-2022-000913-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года п. Шушенское
Шушенский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Кононова С.С.
при секретаре Рощупкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю к Рогалева Т.А. о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 10 по Красноярскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к Рогалевой Т.А. о восстановлении им пропущенного срока подачи настоящего административного искового заявления и взыскании с Рогалевой Т.А. ИНН № недоимки по транспортному налогу с физических лиц в размере 662 руб. за 2015 год и пени в размере 3,97 руб. за период с 02.12.2016 по 19.12.2016, мотивируя свои требования тем, что ответчик является плательщиком данного налога, ему направлялось налоговое уведомление и требование об уплате налога, которое не исполнено, задолженность по налогу ответчиком не погашена.
Представитель административного истца Межрайонная ИФНС России № 10 по Красноярскому краю, ответчик Рогалева Т.А., в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, в соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ, судом рассматривается дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Статьей 356 НК РФ закреплено, что транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 НК РФ).
Согласно ст. 1 Закона Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге» на территории Красноярского края вводится транспортный налог.
По правилам п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п.п. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя.
Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическим лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (пункт 3 ст. 363 НК РФ).
В силу абз. 3 п. 1 ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
По правилам статьи 45 Налогового кодекса РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Из представленных материалов дела следует, что Рогалева Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН №, являлась плательщиком транспортного налога, так как в период с 22.03.2011 по 09.04.2015 ей принадлежал автомобиль легковой <данные изъяты>, гос. рег. знак №, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, мощностью 137 л.с.
Доказательств иного суду не представлено.
Через личный кабинет налогоплательщика в адрес Рогалевой Т.А. направлялось налоговое уведомление № 85582659 от 06.08.2016 об оплате в срок не позднее 01.12.2016 транспортного налога по данному автомобилю за 2015 год в размере 662 руб. и земельного налога (г. Красноярск, Заря (СНТ пенсионеров), кадастровый номер 24:50:0700424:240) за 2015 год в размере 280 руб.
20 декабря 2016г. административным истцом за Рогалево Т.А. выявлена недоимка по транспортному налогу в размере 662 руб. и земельному налогу в размере 280 руб. (со сроком уплаты до 01.12.2016), и в связи с их неуплатой в установленный срок плательщику начислена пени по транспортному налогу в размере 3,97 руб. за период с 02.12.2016 по 19.12.2016, и по земельному налогу в размере 1,68 руб., в связи с чем, в адрес налогоплательщика через личный кабинет налогоплательщика 20.12.2016 было направлено требование № 32049 о погашении недоимки по данным налогам и пени в вышеуказанных размерах, со сроком исполнения до 27.02.2017г.
Расчет заявленного ко взысканию транспортного налога за 2015 год и начисленным по нему пени административным ответчиком не оспорены, доказательств их уплаты в полном объеме, суду не представлено.
В силу п. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
По правилам п. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Из материалов дела следует, что административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, и в качестве уважительности причин пропуска срока указывается отсутствие ресурсов на реализацию процедуры взыскания в полном объеме (недостаток специалистов в инспекции, большое количество должников перед бюджетом, большим объемом передаваемых документов, а также необходимостью проверки сведений о задолженности по имущественным налогам и подготовки пакета документов для взыскания).
Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ (в редакции от 30.11.2016), в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
По правилам ч. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Из представленных материалов следует, что на момент обращения с настоящим административным иском взыскиваемая сумма транспортного налога и пени по нему не превысила 3 000 руб., с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании данной задолженности к мировому судье административный истец не обращался, следовательно, срок обращения налогового органа в суд в данном случае подлежит исчислению исходя из предусмотренного законом срока для предъявления требования в течение шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока исполнения самого раннего требования об уплате налога.
Требованием об уплате недоимки по транспортному налогу за 2015 год налогоплательщику был установлен срок для её добровольной оплаты до 27.02.2017, соответственно, налоговый орган должен был обратиться в суд в течение 6-месячного срока со дня истечения трехлетнего срока с даты добровольного исполнения требования об уплате налога, то есть до 27.08.2020.
Вместе с тем, с данным административным иском МИФНС №10 по Красноярскому краю обратилась лишь в августе 2022 года, то есть со значительным превышением установленного законом срока для обращения в суд,
При этом, налоговым органом не представлено доказательств наличия обстоятельств, препятствующих своевременному направлению в суд общей юрисдикции заявления о принудительном взыскании обязательных платежей и санкций.
Указание налогового органа на большое количество должников перед бюджетом и большой объем производства взыскания задолженности по налогам, не свидетельствует об уважительности причин пропуска срока, поскольку относится к внутренним вопросам организации своей деятельности административным истцом.
При этом, иных доказательств уважительности пропуска срока административным истцом, материалы дела также не содержат.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении заявленных требований к Рогалевой Т.А., поскольку доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим административным иском, налоговым органом представлено не было, соответственно, предусмотренный законом шестимесячный срок, пропущен налоговым органом без уважительных причин.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю в удовлетворении административного искового заявления к Рогалева Т.А. о восстановлении срока и взыскании задолженности по транспортному налогу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня оглашения с подачей жалобы через Шушенский районный суд Красноярского края.
Председательствующий С.С. Кононов
Решение суда в окончательной форме принято 29 сентября 2022 года.