УИД 58RS0019-01-2024-000067-91
№ 2а-81/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2024 года с. Лопатино Пензенской области
Лопатинский районный суд Пензенской области в составе
председательствующего судьи Швецовой О.В.,
при секретаре Удаловой И.Г.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Лопатинского района Пензенской области Сумарукова В.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лопатинского районного суда Пензенской области административное дело по административного исковому заявлению прокурора Лопатинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Пылковского сельсовета Лопатинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении совершить действие,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Лопатинского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав в обоснование своих требований на то, прокуратурой района проведена проверка исполнения соблюдения законодательства о безопасности зданий и сооружений, а также законодательства в сфере противодействия терроризму, профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в деятельности администрации Пылковского сельсовета Лопатинского района Пензенской области.
Проведенной проверкой установлено, что по адресу: <адрес>, расположено нежилое здание с кадастровым номером №, которое с 10.01.2013 находится в собственности администрации Пылковского сельсовета Лопатинского района Пензенской области и фактически не используется и не эксплуатируется.
Нежилое здание находится в аварийном состоянии (полуразрушенном) состоянии, является потенциально опасным объектом, так как имеется свободный доступ в здание, полностью отсутствуют инженерные системы и стекла в оконных проемах, в здании имеются следы вандализма и пребывания людей, а также распития спиртных напитков, наличие мусор, указанное здание, может быть, использоваться для совершения преступлений и правонарушений, в том числе в отношении несовершеннолетних, а также правонарушений и преступлений террористической направленности.
Прокурор Лопатинского района Пензенской области просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Пылковского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по ограничению доступа в здание по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования Пылковского сельсовета <адрес> принять меры по ограничению доступа в здание по адресу: <адрес>, путем перекрытия доступа в дверные и оконные проемы здания, в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Лопатинского района Пензенской области Сумаруков В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования и доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал.
Представитель административного ответчика администрации Пылковского сельсовета Лопатинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в своем заявлении административные исковые требования признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд в силу положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, использовавших по собственному усмотрению право на участие в судебном заседании.
Суд, выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
Согласно ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 211 ГК РФ предусмотрено, что риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. В связи, с чем возможность осуществления прав собственника и беспрепятственная реализация его правомочий, обусловлены в числе прочего и выполнением установленных законом обязанностей по содержанию и сохранению в надлежащем виде принадлежащего ему имущества. Устранение лица от выполнения таких обязанностей влечет для него неблагоприятные последствия.
Из статьи 55.24 Градостроительного кодекса РФ, следует, что эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов РФ, нормативных правовых актов субъектов РФ и муниципальных правовых актов.
Согласно статье 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий или сооружений», строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» указано, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведения прокуратурой проверки выявлено, что по адресу: <адрес>, расположено нежилое здание с кадастровым номером №, которое с 10.01.2013 находится в собственности администрации Пылковского сельсовета Лопатинского района Пензенской области и фактически не используется и не эксплуатируется.
Нежилое здание находится в аварийном состоянии (полуразрушенном) состоянии, является потенциально опасным объектом, так как имеется свободный доступ в здание, полностью отсутствуют инженерные системы и стекла в оконных проемах, в здании имеются следы вандализма и пребывания людей, а также распития спиртных напитков, наличие мусор, указанное здание, может быть, использоваться для совершения преступлений и правонарушений, в том числе в отношении несовершеннолетних, а также правонарушений и преступлений террористической направленности.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра и фотографиями.
Согласно ст.2 ФЗ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; 4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; 5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; 6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; 7) приоритет мер предупреждения терроризма; 8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; 9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; 10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; 11) недопустимость политических уступок террористам; 12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; 13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти, органов публичной власти федеральных территорий и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п.4 ст.3 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму, негосударственные организации и объединения, а также граждане, оказывающие содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления в осуществлении антитеррористических мероприятий (ч.5 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации").
Основными задачами противодействия терроризму являются: обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п. «д» ч.11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации").
Противодействие терроризму в Российской Федерации осуществляется по следующим направлениям: а) предупреждение (профилактика) терроризма; б) борьба с терроризмом; в) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма (ч.12 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации").
Предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям: осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств (п. «б» ч.13 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации").
Факт непринятии администрацией Пылковского сельсовета Лопатинского района Пензенской области должных мер по содержанию принадлежащего ей имущества является основанием для безграничного доступа в здание людей, в том числе несовершеннолетних детей, что может причинить вред населению и окружающей середе.
Фактически указанное здание может быть использовано в целях совершения правонарушений или преступлений, в том числе в отношении несовершеннолетних граждан, а также правонарушений и преступлений террористической направленности. Безграничный доступ людей в здание, также нарушает законодательство по проведению мероприятий по профилактике противодействия терроризму.
Вышеуказанное бездействие может повлиять на криминогенную обстановку на территории Пылковского сельсовета Лопатинского района Пензенской области в сторону ее ухудшения, что требует принятия мер, направленных на профилактику терроризма, а также минимизацию правонарушений и преступлений в границах поселения, в том числе совершенных несовершеннолетними и в отношении них.
Вышеуказанные обстоятельства являются основание для удовлетворения административных исковых требований прокурора.
В силу положений главы 22 КАС РФ суд рассматривает административные дела по административным искам, в частности, об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Лопатинского района Пензенской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Пылковского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии мер по ограничению доступа в здание по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию муниципального образования Пылковского сельсовета Лопатинского района Пензенской области принять меры по ограничению доступа в здание по адресу: <адрес>, путем перекрытия доступа в дверные и оконные проемы здания, в месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Обязать администрацию Пылковского сельсовета Лопатинского района Пензенской области опубликовать решение Лопатинского районного суда в ближайшем выпуске информационного бюллетеня Пылковского сельсовета Лопатинского района Пензенской области «Сельские ведомости».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 21 февраля 2024 года.
Председательствующий: Швецова О.В.