Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ Р. Ф.
от 16 октября 2023 по делу №А-2396/2023
Рузский районный суд (адрес) в составе председательствующего судьи Жаровой С.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевой Д.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «...» к судебному приставу-исполнителю (адрес) отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по (адрес) Сарьян И. Н., Главному Управлению Федеральной службы судебных приставов по (адрес) о признании незаконным и отмене постановления, освобождении от уплаты исполнительского сбора.
У С Т А Н О В И Л:
Представитель административного истца обратился в суд с иском, в котором просит восстановить Административному истцу срок на обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера; признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от (дата) № по исполнительному производству №-ИП от (дата) с предметом взыскания исполнительского сбора в размере ... руб.; освободить Административного истца от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству №-ИП от (дата) в размере ... руб.
Требования мотивированы тем, что судебный пристав-исполнитель Рузского РОСП, рассмотрев исполнительный документ исполнительный лист №№ от (дата), выданный Останкинским районным судом по делу №, вступившему в законную силу (дата), предмет исполнения: Иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере: ... 500 руб., должника: ООО "...", ИНН №, в пользу взыскателя: Перекипний А. Г., возбудил исполнительное производство №-ИП.
Вышеуказанное постановление было принято в форме электронного документа и в соответствии с пунктом 2.1 статьи 14 Федеральный закон от (дата) N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" направлено должнику.
Согласно данным Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), вышеуказанное постановление было получено должником (дата).
Во исполнение вышеуказанного постановления (дата) должник перечислил на депозит Рузского РОСП УФССП по (адрес) денежные средства в размере ... 000 руб., что подтверждается приложенным к настоящему иску платежным поручением, при этом задолженность в части взыскания неустойки и штрафа должник не оплатил поскольку в соответствии с постановлением Правительства РФ № от (дата) должнику, как застройщику предоставлена отсрочка до (дата).
Поскольку застройщикам на законодательном уровне предоставлена отсрочка исполнения решения суда в отношении применения неустойки (штрафов, пени), процентов, возмещения убытков и иных финансовых санкций, представитель административного истца считает, что вынесение специального судебного акта о предоставлении отсрочки исполнения суда до (дата) не требуется.
Данные обстоятельства, по мнению представителя административного истца, свидетельствуют о том, что постановление было исполнено с учетом Постановления Правительства РФ от (дата) № (ред. (дата)), а именно с отсрочкой в части взыскания неустойки и штрафа.
В связи с истечением представленной отсрочки истец добровольно погасил (дата) оставшуюся задолженность в размере ... руб., что подтверждается платежным поручением.
Однако судебный пристав-исполнитель не принял во внимание вышеуказанные особые условия и порядок ведения исполнительных производств в отношении застройщика и вынес в отношении него постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от (дата) №.
Истец считает, что постановление о взыскании исполнительского сбора от (дата) № в рамках исполнительного производства №-ИП от (дата), вынесенное административным ответчиком незаконно и подлежащим отмене.
Представитель административного истца ссылаясь на то, что в соответствии с существующей, судебной практикой суды восстанавливают сторонам дела сроки на обжалование, что способствует защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, позволяет отменить незаконное и нарушающее права и законные интересы сторон постановление, просит суд пропущенный процессуальный срок восстановить.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть без его участия, на удовлетворении административного иска настаивал.
Административные ответчики в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, проверив представленные доводы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст.219 КАС РФ Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу статьи 12 Федерального закона (дата) N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. Приставы осуществляют арест, изъятие, передачу на хранение и реализацию арестованного имущества, совершают иные действия, предусмотренные Федеральным законом "Об исполнительном производстве".
Согласно статье 2 названного Закона задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от (дата) N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено данным Федеральным законом (часть 1). Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17).
Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах, регулируется главой 13 Федерального закона от (дата) N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
По делу установлено, что судебный пристав-исполнитель Рузского РОСП, рассмотрев исполнительный документ исполнительный лист №№ от (дата), выданный Останкинским районным судом по делу №, вступившему в законную силу (дата), предмет исполнения: Иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере: ... руб., должник: ООО "...", ИНН №, в пользу взыскателя: Перекипний А. Г., возбудил исполнительное производство №-ИП.
Вышеуказанное постановление было принято в форме электронного документа и в соответствии с пунктом 2.1 статьи 14 Федеральный закон от (дата) N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" направлено должнику.
Согласно данным Единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), вышеуказанное постановление было получено должником (дата).
Во исполнение вышеуказанного постановления (дата) должник перечислил на депозит Рузского РОСП УФССП по (адрес) денежные средства в размере ... 000 руб., что подтверждается приложенным к настоящему иску платежным поручением.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от (дата) №46 -ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе принимать решения, предусматривающие установление особенности исполнения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве»
Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от (дата)г. № "Об установлении особенностей применения неустойки (штрафа, пени), иных финансовых санкций, а также других мер ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, установленных законодательством о долевом строительстве", установлено, что в период начисления неустойки (пени) по договорам участия в долевом строительстве, предусмотренной частью 6 статьи 5 и частью 2 статьи 6 Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Также из Постановления Правительства РФ следует, что требования содержащиеся в исполнительном документе к которым относятся судебные приказы, исполнительные листы, постановления судебного пристава-исполнителя на обращение денежных средств (ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве») и предъявленные к исполнению в период отсрочки, т.е. начиная с (дата) по (дата) не подлежат исполнению банками и иными кредитными организациями осуществляющими обслуживание счетов застройщика.
В отношении применения неустойки (штрафов, пени), процентов, возмещения убытков и иных финансовых санкций к застройщику в части их уплаты, предусмотренных настоящим пунктом, требования, о которых были предъявлены к исполнению застройщику до даты вступления в силу настоящего постановления, предоставляется отсрочка до (дата) включительно.
Указанные требования, содержащиеся в исполнительном документе, предъявленном к исполнению со дня вступления в силу настоящего постановления, в период отсрочки не исполняются банками или иными кредитными организациями, осуществляющими обслуживание счетов застройщика.
Таким образом, застройщикам на законодательном уровне предоставлена отсрочка исполнения решения суда в отношении применения неустойки (штрафов, пени), процентов, возмещения убытков и иных финансовых санкций, в связи с чем, вынесение специального судебного акта о предоставлении отсрочки исполнения суда до (дата) не требуется.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от (дата) N 229-ФЗ (ред. от (дата)) "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами.
Суд полагает, что требования исполнительного документа были исполнены с учетом Постановления Правительства РФ от (дата) № (ред. (дата)), а именно с отсрочкой в части взыскания неустойки и штрафа.
В связи с истечением представленной отсрочки истец добровольно погасил оставшуюся задолженность в размере ... руб., что подтверждается приложенным к настоящему иску платежным поручением от (дата) №.
(дата) судебный пристав исполнитель вынес в отношении ООО «...» постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 18 375 руб. по исполнительному производству №-ИП.
Суд, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, полагает постановление о взыскании исполнительского сбора от (дата) №, вынесенное в рамках исполнительного производства №-ИП от (дата), незаконным, вынесенным с нарушением ч. 2, ст. 37, ч. 12 ст. 30 Федерального закона от (дата) N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от (дата) «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае предоставления должнику отсрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица исполнительные действия не совершаются и меры принудительного исполнения не применяются в течение срока, установленного судом, другим органом или должностным лицом, предоставившими отсрочку.
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Федерального закона от (дата) N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от (дата) «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» В соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 названного Закона.
Таким образом, в соответствии с положениями Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Постановление о возбуждении исполнительного производства оплачивалось Истцом своевременно, не превышающих 5 дней со дня получения постановления, следовательно, требования об оплате по исполнительному документу были исполнены истцом в 5-ти дневный срок, установленный законом для добровольного исполнения требований.
Согласно ч.1 ст. 112 Федерального закона от (дата) N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно ч. 6 ст. 112, ч. 4 ст. 121 Федерального закона от (дата) N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом от (дата) N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве», обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Согласно статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен, в связи с чем, истец считает необходимым заявить ходатайство о восстановлении срока для обжалования.
Истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора, которое подлежит удовлетворению.
В силу п. 1 ст. 227 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения, действия (бездействия) незаконным, необходимо установление его противоправности и одновременно факта нарушения прав административного истца или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.
Суд учитывает, что в данном случае истцом представлены доказательства наличия совокупности обязательных вышеприведенных условий.
Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные административным истцом требования в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ «...» - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░ «...» ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░).
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ (░░░░) № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ (░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ... ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ (░░░░) № ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ (░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ... ░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░ «...» ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░░ (░░░░) ░ ░░░░░░░ ... ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ (░░░░░).
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░).
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░