Дело № 2а-1-375/2024
УИД 57RS0012-01-2024-000252-29
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 февраля 2024 года г. Ливны Орловской области
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего- судьи Дрогайцевой И.А.,
при секретаре судебного заседания Глушковой С.С.,
с участием помощника Ливенского межрайонного прокурора Орловской области Ерохиной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда Орловской области с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области к Вставский Д.И. об установлении административного надзора,
установил:
Федеральное казенное учреждение исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области (далее по тексту ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Вставскому Д.И. об установлении административного надзора,указав в обоснование, что осужденный прибыл в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области ДД.ММ.ГГГГ из СИЗО-1 <адрес>. Отбывая наказание в ФКУ СИЗО-1 <адрес>, допускал ряд нарушений установленного порядка отбывания наказания, за что привлекался к дисциплинарной ответственности. Имеет ряд дисциплинарных взысканий, которые в настоящий момент не сняты и не погашены в установленном законом порядке.
По прибытию в ФКУ ИК-2 г. Ливны находился в карантинном отделении. По распределению карантинного отделения был направлен в отряд №1, где отбывает наказание в настоящее время.
Не трудоустроен, является <данные изъяты>.
За время отбывания наказания в ФКУ ИК-2 допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, имеет взыскания, которые не сняты и не погашены в установленном законом порядке.
Имеет среднее профессиональное образование, в ФКП ОУ № не обучается.
Исполнительных листов не имеет.
Состоит в обычных условиях отбывания наказания. Мероприятия воспитательного характера посещает, а именно посещает лекционные мероприятия, присутствует на общих собраниях осужденных, положительные выводы для себя не делает.
Участие в общественной жизни отряда не принимает, общественные поручения не выполняет. Участия в культурно-массовых и спортивных мероприятиях не принимает.
После освобождения намерен проживать по адресу: <адрес>.
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области просит установить административный надзор в отношении осужденного Вставского Д.И. на срок, установленный законом для погашения судимости, установив административные ограничения в виде: обязательных явок от одного до четырех раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания в период с 22.00 до 06.00 часов; запрета пребывания в барах, кафе, ресторанах, где реализуются спиртные напитки; запрета не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования по месту жительства или пребывания без согласия органов внутренних дел по месту жительства.
В судебном заседании представитель административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области по доверенности Ашихмин Д.С. административный иск поддержал в полном объеме, просил суд его удовлетворить.
Административный ответчик Вставский Д.И. административный иск не признал в части назначения ему административного ограничения - запрета на выезд за пределы территории Орловской области без согласия органов внутренних дел.
Заслушав объяснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и из материалов дела следует, что вступившим в законную силу приговором Ливенского районного суда Орловской области от 24.08.2023 с учетом апелляционного определения Судебной коллегии по уголовным делам Орловского областного суда от 07.11.2023 Вставский Д.И. осужден за совершение тяжкого преступления, предусмотренного ч. 2 ст.228 УК РФ, при опасном рецидиве преступления, к наказанию в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
В связи с этим осужденный Вставский Д.И. 24.11.2023 этапирован для отбывания наказания в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области, откуда подлежит освобождению по отбытии назначенного наказания 23.08.2026.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее –Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ).
В соответствии с п.2 части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью третьей указанной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Действующим законодательством, регулирующим прядок установления административного надзора и административных ограничений, определен специальный субъект, который вправе обратиться с административным исковым заявлением об установлении административного надзора и срок обращения с таким заявлением.
Согласно ст.270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд:1) исправительным учреждением в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы; 2) органом внутренних дел-в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
Пленум Верховного Суда РФ в абзаце втором пункта 29 постановления от 16 мая 2017 №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» разъяснил, что в решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений.
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Таким образом, административные ограничения подлежат установлению с учетом образа жизни поднадзорного лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания, сведений о жизненных обстоятельствах и характеристики личности данного лица, графика выполнения им трудовых обязанностей и (или) учебы и других имеющих значение обстоятельств.
В решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суд в законную силу до погашения судимости) (пункт 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).
В силу ст.172 Уголовно-исполнительного кодекса РФ предусмотрены основания освобождения от отбывания наказания: отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда; отмена приговора суда с прекращением дела производством; условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; помилование или амнистия; тяжелая болезнь или инвалидность; иные основания, предусмотренные законом (обратная сила уголовного закона, освобождение от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда).
C учетом того, что административный ответчик подлежит освобождению из исправительного учреждения 23.08.2026, у Вставского Д.И. не отбыто назначенное наказание, а в материалы дела не представлены сведения о наличии иных обстоятельств, с которыми действующее законодательство связывает основания для его освобождения от наказания.
Таким образом, ФКУ ИК- 2 УФСИН России по Орловской области обратилось с административным исковым заявлением преждевременно, поскольку Вставский Д.И. в настоящее время не относится к категории освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость лиц.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце шестом пункта 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, подается органом внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения этого лица (части 6 и 8 статьи 270 КАС РФ, статья 53 Уголовного кодекса РФ). В случае обращения в суд исправительного учреждения, в котором указанное лицо отбывает наказание, с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении этого лица в принятии такого заявления подлежит отказывать в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 128 КАС РФ.
Перечень оснований, по которым административное исковое заявление подлежит оставлению без рассмотрения, указан в части 1 статьи 196 КАС РФ.
При установленных обстоятельствах заявление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Орловской области об установлении в отношении Вставского Д.И. административного надзора подлежит оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 196-197 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, суд
определил:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области к Вставский Д.И. об установлении административного надзора, оставить без рассмотрения.
На определение может быть подана частная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение 15 дней.
Судья: