Дело № 2а-3514/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2022 г. г. Миасс, Челябинская область
Миасский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Гонибесова Д.А.,
при секретаре Холкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Челябинской области к Попову Владимиру Александровичу о взыскании недоимки по налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 23 по Челябинской области) обратилась в суд с иском к Попову В.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 21 529,25 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1,52 руб.
В обоснование иска Межрайонная ИФНС России № 23 по Челябинской области указала, что за налогоплательщиком числится задолженность по налогу за указанный налоговый период и пени. Требования об уплате налога и пени до настоящего времени налогоплательщиком в добровольном порядке не исполнено. Срок для взыскания указанной недоимки и пени в настоящее время истек. Просит восстановить срок для подачи указанного иска.
Судом произведена замена административного истца Межрайонная ИФНС России № 23 по Челябинской области на его правопреемника - Межрайонную ИФНС России № 31 по Челябинской области в связи с реорганизацией.
Представитель административного истца в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал, причины неявки суду неизвестны.
Административный ответчик Попов В.А. в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в восстановлении срока для подачи искового заявления.
Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в восстановлении срока для подачи указанного иска и в удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из содержания иска, Межрайонной ИФНС России № 23 по Челябинской области налогоплательщику Попову В.А. было направлено требование об уплате налога от ДАТА НОМЕР об уплате недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 47 050 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 1,52 руб. со сроком исполнения до 19 января 2021 г. (л.д. 5).
Доказательств отправки требования к иску не приложено.
Из ответа Межрайонной ИФНС России № 23 по Челябинской области налоговые уведомления и доказательства отправки требования, направленные в адрес ответчика, в Инспекции отсутствуют и не могут быть представлены в суд (л.д. 3 оборотная сторона).
В сиу п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Требование об уплате налога, равно как и налоговое уведомление, может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налоговых документов по почте они считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52, п. 6 ст. 69 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено данной статьей.
В силу п. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Доказательств направления ответчику налогового уведомления и требования об уплате транспортного налога за 2019 год и пени по налогу на имущество физических лиц суду не представлено.
Следовательно, у ответчика не возникло обязанности уплатить земельный налог в установленный законодательством о налогах и сборах срок, поэтому указанные в исковом заявлении суммы налога не могли относиться к недоимкам, что соответственно также исключало предусмотренное п. 2 ст. 69 НК РФ основание для направления ему требования об уплате налога.
По смыслу приведенных положений cт. 69 НК РФ направление налогоплательщику требования об уплате налога является обязательным и первым этапом в процедуре принудительного взыскания налоговой задолженности.
Таким образом, налоговым органом при обращении в суд не была соблюдена обязательная процедура для принудительного взыскания, предусмотренная положениями ст. 52, ч. 6 ст. 69 НК РФ, относительно задолженности, поскольку доказательств тому материалы дела не содержат, ввиду чего административные требования административного истца не могут быть удовлетворены судом.
В соответствии со ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Определением мирового судьи судебного участка № 5 г.Миасса Челябинской области от 25 февраля 2021 г. отменен судебный приказ, вынесенный тем же мировым судьей от 5 февраля 2021 г. о взыскании недоимки по транспортному налогу за тот е налоговый период и пени.
Налоговый орган ссылается на пропуск срока подачи заявления о взыскании суммы недоимки по транспортному налогу за 2019 год и пени.
Административный иск подан в суд 24 октября 2023 г.
Административным истцом заявлено о восстановлении срока подачи административного искового заявления о взыскании с административного ответчика указанной выше суммы недоимки и пени.
Как видно из содержания заявления, заявляя о восстановлении пропущенного срока, истец не указывает какие-либо причины, которые могут быть признаны уважительными для восстановления такого срока.
Поскольку причин пропуска срока истцом не изложено, следовательно, ходатайство о восстановлении срока удовлетворению не подлежит.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об утрате права налоговым органом на взыскание указанных сумм недоимки и пени, в связи с чем заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 31 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2019 ░░░ ░ ░░░░░░░ 21 529,25 ░░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1,52 ░░░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░