Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-98/2024 (3а-554/2023;) от 27.12.2023

УИД 59OS0000-01-2021-000546-98

Дело № 3а-98/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 февраля 2024 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Морозовой А.С.,

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Мерзлякова А.А.,

представителя административных ответчиков Пермской городской Думы Романовой Е.В., Правительства Пермского края – Кудиновой Е.В., Лысковцева М.М.,

представителя заинтересованного лица администрации города Перми Антоновой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сучкова Сергея Николаевича об оспаривании пункта 1.5 решения Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 273 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143», об оспаривании приложения № 3 к названному решению,

у с т а н о в и л:

решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143 утверждены Правила землепользования и застройки города Перми.

Решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 273 в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143, внесены изменения: согласно пункту 1.5 изменены границы территориальных зон спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3), средне этажной жилой застройки (Ж-2), подзон Ж-2 (П 0,3), Ж-2 (В 6 эт) путем включения в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) земельного участка с кадастровым номером **:338 по улице **** в Орджоникидзевском районе города Перми согласно приложению 3 к решению.

Указанное решение опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь № 98 от 25 декабря 2020 года.

Сучков С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1.5 решения Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 273 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143», об оспаривании приложения № 3 к названному решению.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами **:377, **:378, **:379, **:376, расположенных на земельном участке с кадастровым номером **:338 по адресу: ****. Сучков С.Н. полагает, что Правила землепользования и застройки города Перми в редакции оспариваемого акта не соответствуют Генеральному плану города Перми. Территориальная зона ЦС-3 не соотносится с установленной функциональной зоной согласно документам градостроительного зонирования. Административный истец утверждает, что нормативный правовой акт нарушает его права и законные интересы, ограничивая возможности использования земельного участка.

Административный истец извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель административного ответчика Пермской городской Думы Романова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края и заинтересованного лица Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края Кудинова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика Правительства Пермского края Лысковцев М.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованных лиц администрации города Перми, департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми Антонова А.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованное лицо Департамент земельных отношений администрации города Перми извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представлены письменные пояснения.

Суд, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Пермской краевой прокуратуры, полагавшего, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению, пришел к следующему.

Законодательство о градостроительной деятельности согласно статье 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации состоит из приведенного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность – это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Документы территориального планирования в силу прямого указания части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

К документам территориального планирования муниципальных образований, в частности, относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.

При этом подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (часть 3 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 названного Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района (пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование, как и градостроительное зонирование, преследует единую цель обеспечения устойчивого развития территорий. Вместе с тем документы территориального планирования определяют назначение территорий для достижения названной цели, а правила землепользования и застройки разрабатываются для создания условий по ее достижению исходя из назначения территорий. Таким образом, положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации определена первичность генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

Статьей 28 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. При этом на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

Согласно положениям статей 37, 38 Устава города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 25 августа 2015 года № 150 «О принятии Устава города Перми», Пермская городская Дума является постоянно действующим представительным органом местного самоуправления города Перми. К компетенции Думы относится, в частности: утверждение Генерального плана города Перми, внесение в него изменений; утверждение Правил землепользования и застройки города Перми, внесение в них изменений.

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована статьями 30-35 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

До 1 января 2021 года к компетенции городской Думы относилось утверждение Правил землепользования и застройки города Перми и внесении в них изменений, после 1 января 2021 года указанные полномочия в соответствии с Законом Пермского края от 7 декабря 2020 года № 603-ПК «О перераспределении отдельных полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления Пермского городского округа и о внесении изменений в Закон Пермского края «О градостроительной деятельности в Пермском крае» переданы Правительству Пермского края.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Пермского края № 603-ПК, Правительство Пермского края осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Пермского городского округа в области градостроительной деятельности: утверждает генеральный план Пермского городского округа, вносит в него изменения; утверждает правила землепользования и застройки Пермского городского округа, вносит в них изменения; утверждает положение о порядке подготовки генерального плана Пермского городского округа и порядок внесения в него изменений; утверждает состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа.

Согласно части 2 статьи 2 Закона Пермского края № 603-ПК, исполнительный орган государственной власти Пермского края, реализующий полномочия в сфере градостроительства и архитектуры, осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления Пермского городского округа в области градостроительной деятельности: принимает решения о подготовке проекта генерального плана Пермского городского округа, о внесении в него изменений, осуществляет подготовку генерального плана Пермского городского округа, внесение в него изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний; принимает решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки Пермского городского округа, проекта внесения в них изменений, осуществляет подготовку правил землепользования и застройки Пермского городского округа, внесение в них изменений, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний; принимает решения о подготовке и утверждении документации по планировке территории Пермского городского округа, о внесении изменений в документацию по планировке территории Пермского городского округа, за исключением полномочий по организации и проведению общественных обсуждений или публичных слушаний.

Из вышеприведенных положений законодательства и Устава города Перми следует, что до 1 января 2021 года органом местного самоуправления, уполномоченным на утверждение изменений в Правила землепользования и застройки города Перми являлась Пермская городская Дума. Данное обстоятельство лицами, участвующими в деле не оспаривается.

С учетом вышеприведенных обстоятельств и доводов суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Пермской городской Думы, с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения в действие, официально опубликован для всеобщего сведения.

Из материалов дела следует, что 29 октября 2015 года между Департаментом земельных отношений администрации города Перми и Л. заключен договор аренды земельного участка № ** для строительства физкультурно-оздоровительной организации.

Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми 7 сентября 2016 года Л. выдано разрешение № ** на строительство физкультурно-оздоровительной организации велоспорта в Орджоникидзевском районе города Перми с южной стороны дома по улице **** на земельном участке с кадастровым номером **:338 сроком до 7 сентября 2017 года.

Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми 11 декабря 2017 года выдано разрешение № ** на ввод объекта в эксплуатацию, расположенного на указанном земельном участке с кадастровым номером **:338.

Сучков С.Н. на основании договора купли-продажи от 26 декабря 2017 года, заключенного между ним и Л. является собственником объектов недвижимости, находящихся на земельном участке с кадастровым номером **:338: физкультурно-оздоровительная организация велоспорта. Площадка для велотриала 1.4 с кадастровым номером **:376; физкультурно-оздоровительная организация велоспорта. Здание инвентарной 1.3 с кадастровым номером **:379; физкультурно-оздоровительная организация велоспорта. Здание инвентарной 1.2 с кадастровым номером **:378; физкультурно-оздоровительная организация велоспорта. Здание инвентарной 1.1 с кадастровым номером **:377, принадлежащие административному истцу на праве собственности (право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в ЕГРН в декабре 2017 года), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов недвижимости.

После регистрации права собственности на объекты недвижимости, Сучков С.Н. 29 декабря 2017 года обратился в Департамент земельных отношений администрации города Перми с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером **:338 под объектами недвижимости, на что 24 февраля 2021 года Департаментом в адрес Сучкова С.Н. направлено письмо № ** о подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка с указанием цены выкупаемого объекта в размере 9 314 250 рублей.

Решением Орджоникидзевского районного суда города Перми от 9 ноября 2018 года № 2а-1208/2018 установлен переход права аренды на Сучкова С.Н. с 27 декабря 2017 года.

Решением Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 года № 205 утвержден генеральный план города Перми.

Согласно Генеральному плану спорный земельный участок расположен в функциональной зоне средне- и малоэтажной застройки СТН-Ж (л.д. 75 том 2).

Формирование СТН-Ж должно направляться следующими целевыми установками созданием правовых, административных и экономических условий для: 1. преимущественно жилого использования территории; 2. возможности сочетания жилых домов не выше четырех этажей, блокированных жилых домов и индивидуальных жилых домов городского типа не выше трех этажей. Посредством внесения изменений в ПЗЗ могут устанавливаться зоны и/или подзоны размещения зданий жилого и нежилого назначения выше четырех этажей; 3. развития вдоль улиц общественно-деловых и культурно-бытовых центров, ориентированных на удовлетворение повседневных потребностей населения.

В Комиссию по землепользованию и застройке города Перми от Департамента земельных отношений администрации города Перми поступило предложение № ** от 09 сентября 2020 года об установлении территориальной зоны спортивных, спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3), в отношении земельного участка **:338 по улице **** Орджоникидзевский район города Перми.

Решением Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 273 в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143 согласно которым, изменены границы подзон Ж-2 (П 0,3), Ж-2 (В 6 эт), территориальных зон спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) и среднеэтажной жилой застройки (Ж-2) путем включения в границы территориальной зоны спортивных и спортивно-зрелищных сооружений (ЦС-3) земельного участка с кадастровым номером **:338 по улице Лянгасова, 69 в Орджоникидзевском районе города Перми.

Согласно Правилам землепользования и застройки города Перми, утвержденным решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143, территориальная зона Ж-2 (зона среднеэтажной жилой застройки) выделена для формирования многофункциональных городских территорий с размещением многоквартирных жилых домов с широким спектром услуг.

К основным видам разрешенного использования к территориальной зоне Ж-2 относятся: среднеэтажная застройка, общежития, дошкольное, начальное и среднее общее образование, площадки для занятий спортом, оказание социальной помощи населению, оказание услуг связи, магазины, бытовое обслуживание, амбулаторно-поликлиническое обслуживание, общественное питание, объекты культурно-досуговой деятельности, парки культуры и отдыха.

В справке по градостроительным условиям участка, расположенного в Орджоникидзевском районе города Перми, общей площадью 13 933 кв.м. указано, что основными видами использования зоны ЦС-3 (зона спортивных и спортивно-зрелищных сооружений) является: спорт, обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий, водный спорт, причалы для маломерных судов, ремонт автомобилей.

С учетом приведенных ранее положений законодательства в рассматриваемом случае территориальная зона ЦС-3, установленная в отношении спорного земельного участка, не противоречит генеральному плану функциональной зоне СТН-Ж.

Согласно сведениями, которые содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером **:338 – «для строительства физкультурно-строительной организации».

В классификаторах видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года № П/0412 и приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540, приведено описание видов разрешенного использования: «спорт» (код 5.1) – размещение зданий и сооружений для занятия спортом. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя, в том числе вид разрешенного использования с кодом 5.1.1 – «обеспечение спортивно-зрелищных мероприятий», предусматривающий размещение спортивно-зрелищных зданий и сооружений, имеющих специальные места для зрителей от 500 мест (стадионов, дворцов спорта, ледовых дворцов, ипподромов).

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что цель предоставления земельного участка, вид его разрешенного использования на момент принятия оспариваемого постановления, равно как и целевое назначение расположенных на земельном участке объектов недвижимости соответствует установленной оспариваемым решением территориальной зоне ЦС-3 (спортивные и спортивно-зрелищные сооружения) и согласуется с Генеральным планом города Перми, предусматривающим развитие функциональной зоны СТН-Ж обеспечением всех минимально допустимых показателей интенсивности жилого использования территории, обеспечением населения общественно-деловыми и культурно-бытовыми центрами, ориентированными на удовлетворение повседневных потребностей населения, в том числе посредством внесения изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, в которых могут устанавливаться зоны и (или) подзоны размещения зданий жилого и нежилого назначения.

Правила землепользования и застройки города Перми в оспариваемой части не нарушают права административного истца как арендатора на возможные виды разрешенного использования земельного участка, поскольку включение в границы территориальной зоны ЦС-3 не создает препятствий для дальнейшей эксплуатации земельного участка и не исключает возможности использования объектов недвижимости расположенных на нем по целевому назначению.

Из взаимосвязанных положений части 2 статьи 62, пункта 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской едерации следует, что по делам, рассматриваемым в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административные истцы не обязаны доказывать незаконность оспариваемых нормативных правовых актов, но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты; подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, нарушены или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые они ссылаются как на основания своих требований.

Доказательств, объективно подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца не представлено.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административных исковых требований Сучкова Сергея Николаевича о признании недействующим:

- пункт 1.5 решения Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 273 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143»;

- приложение 3 «Фрагмент карты» к решению Пермской городской Думы от 15 декабря 2020 года № 273 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года № 143» - отказать.

Решение суда может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья /подпись/

Мотивированное решение составлено 11 марта 2024 года.

Решение суда не вступило в законную силу.

Подлинный документ подшит в материалы административного дела № 3а-128/2024 Пермского краевого суда.

3а-98/2024 (3а-554/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Сучков Сергей Николаевич
Прокурор Пермского края Бухтояров П.В.
Ответчики
Правительство Пермского края
Пермская городская Дума
Другие
Администрация г.Перми
Департамент градостроительства и архитектуры Администрации г.Перми
Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края
Департамент земельных отношений администрации г.Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Буланков Роман Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud--perm.sudrf.ru
27.12.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
27.12.2023Передача материалов судье
28.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.12.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.02.2024Предварительное судебное заседание
20.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
11.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее