Дело № 2а-431/2023
УИД 04RS0020-01-2023-000415-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2023 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации МО ГП «поселок Янчукан» о признании бездействия незаконным, понуждении устранить нарушения
Установил :
Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с данным административным иском к Администрации МО ГП «п. Янчукан» указывая, в обоснование заявленных требований, что при проведении анализа соблюдения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами установлено, что Администрацией МО ГП «п. Янчукан» не приняты достаточные меры к переходу на новую систему обращения с отходами и как следствие не организовано надлежащее функционирование с 01 января 2019 г. мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Ссылаясь на п.п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил благоустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра», Постановления Правительства от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», ч.2 ст. 6 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 г. № 1254-IV «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия» указал, что в нарушение данных требований закона, на территории муниципального образования ГП «п. Янчукан» до настоящего времени не созданы места (площадки) накопления ТКО, отвечающие Правилам благоустройства территории муниципального образования, санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям законодательства РФ в сфере обращения с отходами. Непринятие администрацией надлежащих мер к созданию и содержанию на территории МО ГП «п. Янчукан» мест (площадок) накопления ТКО, бесконтрольное накопление коммунальных отходов вне специально оборудованных мест, влечет угрозу причинения вреда окружающей среде вследствие несоблюдения предусмотренных природоохранным законодательством требований к порядку накопления отходов, а также захламление территории муниципального образования отходами. Бездействием органа местного самоуправления ущемляются права граждан и интересы Российской Федерации на сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования городского поселения «поселок Янчукан» (ОГРН1050301961390), выразившиеся в непринятии достаточных мер по созданию и содержанию с 01.01.2019 мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городского поселения «поселок Янчукан»; обязать администрацию муниципального образования городского поселения «поселок Янчукан» в срок до 01.10.2023: организовать создание и содержание на территории муниципального образования городского поселения «поселок Янчукан» мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, отвечающих требованиям Федерального закона №89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 №1156, Постановления Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, в количестве, утвержденном «Территориальной схемой в области обращения с отходами, Республики Бурятия».
В судебном заседании представитель административного истца Денисова Н.В. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности Горбачева Ж.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что указанная обязанность лежит не только на администрации поселка, ну и на других лицах. В частности управление многоквартирными домами осуществляется ТСЖ «Янчукан». С указанными требованиями поселение обратилось к ТСЖ «Янчукан» в Арбитражный суд, иск принят судом. Полагала сколько реестром предусмотрено ТКО и где они будут распределены на территории поселка, будет исполнено.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Бурятия Билявская С.Н. в судебном заседании полагала, что требования прокурора обоснованы в части признания незаконным бездействия, с 01.01.2020 г., в части возложения обязательств полагала возможным требования удовлетворить.
Представитель ОАО «РЖД» по доверенности Сергеюк В.В. пояснил, что не имеют отношения к организации ТКО в поселке.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии РБ, администрации МО «Северо-Байкальский район», ООО «ЭкоАльянс», ТСЖ «Янчукан» в судебное заседание не явились, суд учитывая мнение участников процесса, считает возможным рассмотрение дела.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований по следующим основаниям.
Согласно статье 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 4 ст. 218 КАС в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закреплено, что определять схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществлять ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов надлежит в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (далее - Правила), согласно пунктам 2, 3 которых места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ) "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 1 названного закона под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
На основании ч. 2 ст. 6 Закона Республики Бурятия от 09.03.2010 № 1254-1V «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия», на территориях поселений (городских округов) накопление твердых коммунальных отходов осуществляется на площадках накопления твердых коммунальных отходов в случае отсутствия в поселении условий, необходимых для обработки и захоронения твердых коммунальных отходов. Организацию площадок осуществляют органы местного самоуправления поселений (городских округов).
Согласно пункту 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
В период вступления в силу Постановления Правительства № 1039 утвердившим Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на 01 января 2019 г. на территории Республики Бурятия действовал Порядок накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) утвержденный Постановлением Правительства Республики Бурятия № 393 от 22 августа 2016 года № 393 ( далее по тексту Порядок № 393).
В соответствии с положениями пункт а 3.1 Порядка 393 на территории Республики Бурятия накопление ТКО осуществляется следующими способами:
1) накопление отходов в многоквартирных домах с использованием мусоропроводов и мусороприемных камер (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);
2) накопление отходов в контейнеры и бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
3) накопление крупногабаритных отходов на специальных площадках для накопления крупногабаритных отходов;
4) накопление ТКО в индивидуальной жилой и дачной застройке (осуществляется в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов).
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, утвердившим была дана рекомендация органам государственной власти субъектов Российской Федерации привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, до 1 января 2020г.
В целях исполнения указанных рекомендаций в Порядок № 393 был введен п. 2.6 ( введен Постановлением Правительства Республики Бурятия от 30.08.2019 N 477, вступившим в законную силу 12 сентября 2019 г.) согласно которому ответственность за приобретение контейнеров, обустройство и надлежащее содержание площадок для накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) и специальных площадок для накопления крупногабаритных отходов несут:
а) органы местного самоуправления в границах муниципальных образований, за исключением случаев, указанных в подпунктах "б", "в", "г", "д", "е" настоящего пункта;б) в зависимости от выбранного и реализуемого способа управления многоквартирным домом:
- собственники помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме и указанные площадки расположены на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в доме;
- управляющие организации - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией;- товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив - в случае, если управление общим имуществом в многоквартирном доме осуществляется непосредственно товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;в) правообладатели земельных участков, на территории которых образуются твердые коммунальные отходы;
г) юридические лица и индивидуальные предприниматели при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы;д) садоводческие, огороднические некоммерческие товарищества, на территории которых образуются твердые коммунальные отходы;
е) региональный оператор в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484.
В соответствии с пунктом 19 статьи 8 Устава МО ГП «п. Кичера» ( в редакции от 28.03.2019 г.) к вопросам местного значения поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению ( в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Таким образом, приведенные положения законов и Устава Муниципального образования, закрепляют за поселением полномочия по участию в организации деятельности по накоплению и транспортировке твердых коммунальных отходов, а именно организацию площадок накопления ТКО, ведение их реестра, согласование указанного реестра, а также приобретение контейнеров, обустройство и надлежащее содержание площадок для накопления твердых коммунальных отходов за исключением случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
При этом, суд также учитывает, что Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 N 484) обязательные требования для регионального оператора в части приобретения контейнеров для твердых коммунальных отходов не устанавливают.
В период с 01.01.2019 года по 04.12.2020 года применялись санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88,утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88
Пунктом 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
В период с 01.01.2020 года по 31.12.2020 года применялись санитарно- эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.7.3550-19 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 05.12.2019 N 20 (далее по тексту - СанПиН 2.1.7.3550-19), устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, накоплению, сбору, транспортированию отходов производства и потребления (далее - отходы), состоящих из твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе крупногабаритных отходов (далее - КГО), и жидких бытовых отходов (далее - ЖБО).
Пунктом 2.1. СанПиН 2.1.7.3550-19 было предусмотрено, что на территориях муниципальных образований в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки - места накопления ТКО, которые независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
С 01.03.2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21, срок действия которых в настоящее время ограничен 1 марта 2027 года), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты).
В соответствии с п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Из материалов дела установлено, что Администрацией МО ГП «п.Янчукан» в нарушение указанных требований, до настоящего времени на территории муниципального образования городского поселения «поселок Янчукан» не созданы места (площадки) накопления ТКО, отвечающие Правилам благоустройства территории муниципального образования, санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям законодательства РФ в сфере обращения с отходами.
Места сбора (накопления) твёрдых коммунальных отходов на территории муниципального образования городского поселения «поселок Кичера» были утверждены только в 2021 г. Постановлением №9 от 18.10.2021 г., указанные места размещения отходов с органами Роспотребнадзора не согласованы, доказательств соответствия мест накопления ТКО требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства не представлено,
Изложенное подтверждается заключением территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Северобайкальском районе от 29.03.2022 № 06.02/166-22-28.
Установлено, что на настоящее время на территории МО ГП «п. Кичера» требования санитарного законодательства и требования Правил утвержденных Постановлением Правительства РБ от 22.08.2016 N 393 не соблюдаются.
Указанные обстоятельства, влекут угрозу причинения вреда окружающей среде вследствие несоблюдения предусмотренных природоохранным законодательством требований к порядку накопления отходов. Бездействием органа местного самоуправления ущемляются права граждан и интересы Российской Федерации на сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие Администрации МО ГП «п. Янчукан», выразившееся в не принятии мер по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городского поселения «поселок Янчукан» подлежат признанию незаконными с 01.01.2019 года, с момента введения в действие п.2 6 Порядка накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) утвержденный Постановлением Правительства Республики Бурятия № 393 от 22 августа 2016 года № 393.
В силу ч.9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
С учетом требований изложенных выше норм законодательства, принимая во внимание, что обязанность по содержанию на территории муниципального образования мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не во всех случаях лежит МО ГП «п. Янчукан», суд считает что требования прокурора об обязании ответчика устранить нарушения требования законодательства частично, за исключением случаев, указанных в подпунктах "б", "в", "г", "д", "е" пункта 2.6 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Бурятия", утвержденных Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22.08.2016 N 393, когда содержание таких мест (площадок) лежит на других лицах.
Разрешая вопрос об установлении срока исполнения решения суда, суд учитывает, важность соблюдения требований санитарного и природоохранного законодательства при обращении с ТКО, длительность не исполнения администрацией требований законодательства, в связи с чем, полагает необходимым устранить срок исполнения до 01 октября 2023 г.
Тот факт, что при составлении и утверждении бюджета поселения не учтена необходимость решения такого вопроса местного значения, а также отсутствие денежных средств или дополнительного финансирования, само по себе не освобождает администрацию от исполнения соответствующих обязанностей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░. ░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ 01.01.2019 ░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ «░. ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01.10.2023 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░. ░░░░░░░» ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 89-░░ ░░ 24 ░░░░ 1998 ░░░░ «░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2016 ░. № 1156, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2018 ░. № 1039 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ "░", "░", "░", "░", "░" ░. 2.6 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 22.08.2016 N 393.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 15.06.2023 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░