Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-75/2022 ~ М-46/2022 от 21.02.2022

Дело № 2а-75/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2022 года с. Знаменское Омской области

                            

Знаменский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Орел А.А., при секретаре судебного заседания Домрачевой А.Н. рассмотрев административное исковое заявление прокурора Знаменского района Омской области к Администрации Знаменского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и рекультивацию земли

УСТАНОВИЛ:

прокурор Знаменского района Омской области обратился в суд с иском к Администрации Знаменского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и рекультивацию земли, в обоснование которой указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, в результате которой в деятельности администрации Знаменского муниципального района Омской области выявлены нарушения, установлено, что в настоящее время на территории Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района размещена свалка твёрдых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 55:05:060008:38, общей площадью 26 140 +/- 158 кв.м. (место нахождения – в 300 метрах от дома № 12, расположенного по адресу: ул. 60 лет СССР с. Шухово Знаменского района Омской области). При этом отходы размещены непосредственно на почве, герметическое покрытие (специальное сооружение), исключающее попадание вредных веществ в почву под телом свалки, отсутствует. С 01.08.2014 вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», регламентирующий в том числе вопросы ведения государственного реестра объектов размещения отходов. В силу п. 18 Приказа ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 49. Включению в ГРОРО подлежат только объекты, соответствующие приведенным выше требованиям. Вместе с тем эксплуатируемая в настоящее время на территории Знаменского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области свалка бытовых отходов, фактически представляющая собой земельный участок с размещаемыми на нем вопреки положениям п.2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходами, не подлежит включению в ГРОРО. Фактически с момента вступления Приказа в законную силу указанная свалка подлежала выводу из эксплуатации, рекультивации и (или) приведению в соответствие с предъявляемыми к объектам размещения отходов требованиями, таким образом, вышеуказанная свалка является несанкционированной. В связи с указанным прокуратурой в адрес главы Знаменского муниципального района Омской области 29.11.2021 внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, однако в нарушение указанных требований несанкционированная свалка бытовых отходов до настоящего времени не ликвидирована, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

На основании указанного, просил суд признать бездействие администрации Знаменского муниципального района Омской области незаконным, выразившееся в непринятии надлежащих мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района, и дальнейшей рекультивации земельного участка, незаконным. Обязать администрацию Знаменского муниципального района Омской области в срок до 31.07.2022 ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером 55:05:060008:38, общей площадью 26 140 +/- 158 кв.м. (место нахождения – в 300 метрах от дома № 12, расположенного по адресу: ул. 60 лет СССР с. Шухово Знаменского района Омской области) и провести рекультивацию земель.

В судебном заседании, представитель истца, Иконюк Н.С. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика, администрации Знаменского муниципального района Омской области о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом в судебном заседании участия не принимал, предоставил отзыв в котором против удовлетворения иска не возражал.

Представители заинтересованных лиц, Знаменского сельского поселения Знаменского сельского поселения Знаменского муниципального района Омской области, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Омской области в Тарском районе о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом в судебном заседании участия не принимали.

Заслушав административного истца, исследовав материалы дела суд приходит к следующему.

В силу п. 18 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений муниципального района является вопросом местного значения муниципального района.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

На основании указанных положений Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

По ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.

В силу ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 Федерального закона № 7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Согласно с ч. 1 Федерального закона № 89-ФЗ объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающее в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.В силу п. 23 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение определяется как результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

По п. 4.11 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», под объектом размещения отходов понимаются полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Требования к эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, установлены ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ, которая запрещает ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов и определяет обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при эксплуатации таких сооружений.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Таким образом размещение отходов возможно только в специальных сооружениях, оборудованных в соответствии с действующими экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом указанные объекты должны быть внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, на них должна быть подготовлена проектно-разрешительная документация, технический паспорт и регламент эксплуатации свалки. Выброс отходов непосредственно на почву запрещается.

В соответствии с положениями ст.ст. 51, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, кроме разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами на создание объекта размещения отходов, необходимо наличие у лиц, занимающихся деятельностью в области обращения отходов, разрешения на строительство объекта, осуществление строительных работ в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, а также получение разрешения на ввод законченного строительством сооружения в эксплуатацию.

При выполнении всех перечисленных условий построенное сооружение (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) может быть признано объектом размещения отходов и включено в государственный реестр таких объектов.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов и не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ч. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.

Порядок проведения рекультивации и консервации земель установлен
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель»

По п. 8 указанного Порядка рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 13.10.2015 № 26-П, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории муниципального образования, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления, в результате которой в деятельности администрации Знаменского муниципального района Омской области выявлены нарушения, установлено, что в настоящее время на территории Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района размещена свалка твёрдых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером 55:05:060008:38, общей площадью 26 140 +/- 158 кв.м. (место нахождения – в 300 метрах от дома № 12, расположенного по адресу: ул. 60 лет СССР с. Шухово Знаменского района Омской области). При этом отходы размещены непосредственно на почве, герметическое покрытие (специальное сооружение), исключающее попадание вредных веществ в почву под телом свалки, отсутствует. С 01.08.2014, вступил в силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», регламентирующий в том числе вопросы ведения государственного реестра объектов размещения отходов.

Согласно п. 18 Приказа ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 № 49. Включению в ГРОРО подлежат только объекты, соответствующие приведенным выше требованиям. Вместе с тем указанная свалка бытовых отходов, фактически представляющая собой земельный участок с размещаемыми на нем вопреки положениям п.2 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходами, не подлежит включению в ГРОРО. С момента вступления Приказа в законную силу указанная свалка подлежала выводу из эксплуатации, рекультивации и (или) приведению в соответствие с предъявляемыми к объектам размещения отходов требованиями, является несанкционированной. В связи с нарушениями прокуратурой в адрес главы Знаменского муниципального района Омской области 29.11.2021 было внесено представление об устранении недостатков, однако в нарушение указанных требований несанкционированная свалка бытовых отходов до настоящего времени не ликвидирована, что нарушает права неопределенного круга лиц на благополучную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

При указанных обстоятельствах суд находит заявленные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.291-294 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Признать бездействие администрации Знаменского муниципального района Омской области выразившееся в непринятии надлежащих мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, на территории Шуховского сельского поселения Знаменского муниципального района и рекультивации земельного участка незаконным.

Обязать администрацию Знаменского муниципального района Омской области в срок до 01.09.2022 ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов, находящуюся на земельном участке с кадастровым номером 55:05:060008:38, общей площадью 26 140 +/- 158 кв.м. (место нахождения – в 300 метрах от дома № 12, по адресу: ул. 60 лет СССР с. Шухово Знаменского района Омской области) и провести рекультивацию земель.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Знаменский районный суд Омской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья                                  А.А. Орел

    

2а-75/2022 ~ М-46/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Знаменского района
Ответчики
администрация Знаменского муниципального района
Другие
ТО Управления Роспотребнадзора по Омской области
администрация Шуховского с/поселения
Суд
Знаменский районный суд Омской области
Судья
Орёл Александр Альбертович
Дело на сайте суда
znamenskcourt--oms.sudrf.ru
21.02.2022Регистрация административного искового заявления
21.02.2022Передача материалов судье
22.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2022Подготовка дела (собеседование)
10.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2022Судебное заседание
25.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее