№ 2а-1946/2023
УИД 91RS0008-01-2023-001074-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2023 года г. Джанкой
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи - Логвинко Е.А.,
при секретаре - Шевченко Л.С., помощнике судьи Гострой Ю.А.
при участии административного истца Сидоровой В.И.
представителя административного истца Егорова А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Сидоровой Валентины Ивановны к Администрации Джанкойского района Республики Крым, заинтересованные лица администрация Изумрудновского сельского поселения Джанкойского района, Носов Владимир Александрович о признании незаконным отказа, понуждении совершить определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ Сидорова В.И. обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным отказ Администрации Джанкойского района Республики Крым в признании жилого дома домом блокированной застройки по адресу <адрес>. Обязать Администрацию Джанкойского района Республики Крым рассмотреть повторно по существу заявление Сидоровой В.И. о признании жилого дома по адресу <адрес> домом блокированной застройки.
Требования мотивированы тем, что она является собственником квартиры № 2 <адрес> Квартира № принадлежит Носову В.А. Согласно технического паспорта жилой дом лит. <данные изъяты> <данные изъяты>», <данные изъяты> состоит из двух изолированных помещений. ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратилась в администрацию Джанкойского района с заявлением о признании жилого дома, домом блокированной застройки. Заявление было подано и Носовым В.А. ДД.ММ.ГГГГ она получила от администрации Джанкойского района отказ в признании жилого дома домом блокированной застройки. Причина отказа, заключается в том, что земельный участок под рассматриваемым жилым домом не сформирован, границы не уточнены, не поставлен на кадастровый учет, что не позволяет, по мнению административного ответчика, установить обстоятельства указанные в п. 12 Порядка определения статуса жилого дома блокированной застройки, а именно не расположен ли жилой дом в границах земельного участка предназначенного в соответствии с документами территориального планирования для размещения объектов федерального значения (объекта регионального значения, объекта местного значения) или в границах земельного участка, предназначенного в соответствии с документацией по планировке территорий для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также в границах территории, предназначенной для осуществления деятельности по комплексному развитию территорий. С таким решением она не согласна. Полагает, что отказ не мотивирован, не обоснован. Жилой дом находится в территориальной зоне Жилая застройка, <данные изъяты>-зона застройки малоэтажными домами.
В ходе судебного разбирательства административный истец подала заявление об изменении предмета иска, ссылаясь на те же доводы, просит признать незаконным отказ Администрации Джанкойского района Республики Крым в признании жилого дома домом блокированной застройки по адресу <адрес>. Обязать администрацию Джанкойского района в соответствии с п. 11 Порядка об определении статуса жилого дома блокированной застройки на территории муниципального образования Джанкойского района Республики Крым, утвержденного постановлением Администрации Джанкойского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка определения статуса жилого дома блокированной застройки на территории муниципального образования Джанкойского района Республики Крым» выдать Сидоровой В.И. постановление о признании жилого дома, расположенного по адресу <адрес> домом блокированной застройки.
В судебном заседании административный истец Сидорова В.И., ее представитель по устному заявлению ФИО8 административный иск поддержали, просили удовлетворить. Пояснили, что признание жилого дома, домом блокированной застройки необходимо истцу для оформления земельного участка. В настоящее время за истцом зарегистрирована квартира, что исключает возможность выделения ей земельного участка в собственность. Полагают, что изъятие земельного участка для иных нужд под спорным домом невозможно, так как вид разрешенного использования земельного участка – жилая застройка. Кроме того, у Носова В.А., собственника квартиры № земельный участок уже находится в собственности.
Административный ответчик – администрация Джанкойского района РК явку представителя не обеспечила, каких-либо заявлений, возражений в адрес суда не направила.
Заинтересованное лицо – администрация Изумрудновского сельского поселения Джанкойского районного ходатайствовала о проведении судебного заседания в отсутствие представителя.
Заинтересованное лицо – Носов В.А. извещался надлежащим образом о дате и времени судебного слушания, в судебное заседание не явился.
Выслушав представителя административного истца, изучив доводы административного иска и исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в соответствии с пунктом 26 статьи 16 которого к вопросам местного значения муниципального округа, отнесены в числе прочих следующие: утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах городского округа, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального, городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального, городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального, городского округа, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах муниципального, городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального, городского округа, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях муниципальных, городских округов, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
Исходя из положений частей 1, 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ, пунктов 5, 6 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ следует, что жилой дом, дом блокированной застройки и многоквартирный жилой дом обладают различными характеристиками, при этом квартирой признается только помещение, находящееся в многоквартирном жилом доме, а жилые дома блокированной застройки не относятся к многоквартирным.
Усматривается, что на территории муниципального образования Джанкойского района Республики Крым принят и действует Порядок определения статуса жилого дома блокированной застройки, утвержденный постановлением администрации Джанкойского района от ДД.ММ.ГГГГ №, которым определены признаки блокированного жилого дома, порядок подачи заявления о намерении изменить статус жилого дома с многоквартирного на блокированный, в том числе, перечень документов, подлежащих подаче вместе заявлением.
Так согласно п. 8 Правил к заявлению прилагаются: документ, удостоверяющие личность заявителя; документы на право собственности на жилые помещение; технический паспорт и (или) технический план на бумажном носителе, заверенный подписью и печатью кадастрового инженера; документы, подтверждающие фактическое проведение реконструкции объекта (при необходимости).
Судом установлено, что Сидорова В.И. является собственником жилого помещения – квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв. м с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.61).
Согласно Технического паспорта по адресу <адрес> расположены две квартиры (л.д.14).
ДД.ММ.ГГГГ Сидорова В.И. обратилась в администрацию Джанкойского района с заявлением о признании жилого дома домом блокированной жилой застройки.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией администрации Джанкойского района составлен акт осмотра жилого дома по признанию дома блокированным либо многоквартирным, из которого следует, что в результате осмотра установлено: жилой дом – одноэтажный, состоит из 2-х обособленных жилых помещений с разными входами. Дом фактически разделен общей боковой стеной без проемов и состоит из 2-х смежных жилых помещений. Каждый из жилых частей (долей) дома имеет централизованную систему электроснабжения и водоснабжения, канализация (выгребная яма). Части жилого дома расположены на отдельном земельном участке.
Согласно выводу комиссии жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу <адрес> является одноэтажным домом, состоящим из 2-х частей, не имеющих общего имущества и помещений общего пользования, и в связи с чем части (доли) являются автономными жилыми блоками для постоянного проживания в них.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Сидоровой В.И. сообщено, что в связи с тем, что под рассматриваемым жилым домом какие-либо земельные участки не сформированы, границы земельных участков не уточнены, не поставлены на кадастровый учет, то установить обстоятельства, указанные в п. 12 Порядка определения статуса жилого дома блокированной застройкой на территории муниципального образования Джанкойского района РК не представляется возможным.
Рекомендовано при повторном обращении предоставить правоустанавливающие документы на земельный участок.
Давая оценку законности оспариваемого административным истцом решения органа местного самоуправления суд принимает во внимание следующее.
Как было указано выше на территории муниципального образования Джанкойского района Республики Крым принят и действует Порядок определения статуса жилого дома блокированной застройки, утвержденный постановлением администрации Джанкойского района от ДД.ММ.ГГГГ №. Этим же Порядком руководствовался административный ответчик, разрешая заявление Сидоровой В.И.
Данный порядок, помимо того, что предусматривает перечень документов, подлежащих приложению к заявлению об изменении статуса жилого помещения, так же устанавливает признаки, при наличии которых жилой дом может быть признан домом блокированной застройки (п. 3 Порядка). Данные признаки аналогичны положениям части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ.
Пунктом 12 Порядка предусмотрены основания отказа в изменении статуса жилого дома блокированной жилой застройки, к которым относятся: отсутствие признаков блокированного жилого дома, перечисленных в п. 3 раздела 2 Порядка; непредставление заявителем всех документов, перечисленных в п. 8 раздела 3 Порядка; нахождение жилого дома в границах земельного участка, предназначенного в соответствии с документами территориального планирования для размещения объекта федерального значения (объекта регионального значения, объекта местного значения) или в границах земельного участка, предназначенного в соответствии с документацией по планировке территорий для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также в границах территории, предназначенной для осуществления деятельности по комплексному развитию территорий.
Отказывая административному истцу, в признании жилого дома жилым домом блокированной застрой, административным ответчиком не учтено, что жилой дом административного истца находится в территориальной зоне - зона застройки малоэтажными жилыми домами. Часть земельного участка по спорному адресу находится в собственности заинтересованного лица Носова В.А., что подтверждается сведениями ЕГРН.
Доказательств об установлении, либо изменении вида разрешенного использования с отражением сведений в реестре, ответчиком суду не представлено, также как и доказательств резервирования земельного участка, для размещения объектов федерального и иного значения. Наличия документов по территориальному планированию.
Более того, административным ответчиков не учтено, что Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 476-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» исключены требования по размещению жилых домов (блоков) на отдельном земельном участке.
Таким образом, в законодательстве отсутствуют требования об образовании самостоятельного земельного участка под каждым домом блокированной застройки. При этом собственник каждого блока после государственной регистрации прав на такой блок вправе обеспечить образование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, занятого и необходимого для эксплуатации принадлежащего ему блока.
Следует также обратить внимание, что перечень документов, прилагаемых к заявлению не содержит указаний, относительно предоставления правоустанавливающих на земельный участок.
С учетом совокупности приведенных выше обстоятельств оспариваемый административным истцом ответ нельзя признать законным и обоснованным, а потому административный иск в данной части подлежит удовлетворению.
Рассматривая требование о возложении на административного ответчика обязанности выдать постановление о признании жилого дома, расположенного по адресу <адрес> домом блокированной застройки, суд отмечает, что при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц и служащих.
Содержанием судебного контроля в таком праве является проверка решений, действий (бездействия) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.
В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции РФ), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц, в этой связи суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
Поскольку вопрос о признании жилого дома, домом блокированной застройки относится к исключительной компетенции администрации Джанкойского района Республики Крым, суд не имеет полномочий возлагать на административного ответчика обязанность по предоставлению постановления, которое к тому же администрацией Джанкойского района не принималось.
При этом, суд в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Сидоровой В.И. от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого дома, домом блокированной застройки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,-
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17.07.2023 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░