№ 2а-645/2024 (2а-2609/2023)
18RS0023-01-2023-003321-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2024 года г.Сарапул УР
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе
председательствующего судьи Кузнецовой О.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Сарапульского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Сарапульского района обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Просит признать информацию, размещенную в сети Интернет на страницах сайта с URL-адресом: https://web-1.gate2dark.online/threads/166049, на котором неопределённому кругу лиц предоставляется доступ к указанному Интернет - ресурсу, содержащему предложение об оказании услуг по обналичиванию денежных средств, в том числе полученных преступным путем, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Заявленные требования обосновывает тем, что прокуратурой Сарапульского района проведена проверка соблюдения законодательства о защите информации в сфере противодействия совершению незаконных финансовых операций, легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем. Установить владельца данного сайта не представилось возможным. Вход на данный сайт является свободным, регистрация пользователей для получения информации на указанном сайте не требуется. Размещенная информация о способах обналичивания денежных средств с предложением для неопределенного круга лиц носит противоправный характер, так как позволяет снизить налогооблагаемую базу, уклониться от уплаты НДС, легализовать денежные средства, полученные преступным путем, получить незаконное возмещение по налогу на добавленную стоимость, что является уголовно наказуемым деянием. В целях ограничения свободного доступа к информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного указателя страницы сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов».
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя, в котором указал, что размещенная на сайте информация доступна.
В соответствии со ст. ст. 150, 291 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
Статьей 292 КАС РФ установлено, что в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Аналогичные нормы содержатся и в п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 N 2202-1-ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации".
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Прокуратурой Сарапульского района в ходе проведенного мониторинга информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен сайт с URL-адресом: https://web-1.gate2dark.online/threads/166049, на котором неопределённому кругу лиц предоставляется доступ к указанному Интернет- ресурсу, содержащему предложение об оказании услуг по обналичиванию денежных средств, в том числе полученных преступным путем, что противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
Вход на данный сайт является свободным, регистрация пользователей для получения информации на указанном сайте не требуется. Ознакомление и копирование указанной информации производится в свободной форме любым пользователем сети Интернет без применения специальных программных средств.
В соответствии с требованиями ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с Федеральным законом "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 года N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016 года) (далее Федеральный закон N 149-ФЗ) - в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ (ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 149-ФЗ).
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ). Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 149-ФЗ).
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 6 ст. 10 Федерального закона N 149-ФЗ).
Согласно абзацу 1 статьи 4 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 года N 2124-1 - не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Статьей 15.1 Закона № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В указанный реестр, в том числе, включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение в Российской Федерации запрещено.Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Согласно ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ, под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления. Статьями 174 и 174. 1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными результате совершения преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом. Статьей 19 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов. В силу п. 1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Статьей 199 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией. Кроме того, лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст.ст. 173.1 и 173.2 УК РФ незаконное образование юридического лица. Размещенная информация о способах обналичивания денежных средств с предложением для неопределенного круга лиц, носит противоправный характер, так как позволяет снизить налогооблагаемую базу, уклониться от уплаты НДС, легализовать денежные средства, полученные преступным путем, получить незаконно возмещение по налогу на добавленную стоимость, что согласно действующему законодательству является уголовно наказуемым деянием (ст.ст. 198, 199, 174 УК РФ).Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона N 149-ФЗ и пунктов 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 N 1101 (далее Правила) - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по созданию, формированию и ведению реестра, а также ограничению доступа к информации в сети "Интернет" является Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. В соответствии с ч. 2 и п. 2 ч. 5 ст. 15 Федерального закона N 149-ФЗ и п. 5 Правил - основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную к распространению на территории РФ информацию, являются вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в РФ запрещено.Размещенная информация о способах обналичивания денежных средств с предложением для неопределенного круга лиц носит противоправный характер, так как позволяет снизить налогооблагаемую базу, уклониться от уплаты НДС, легализовать денежные средства преступным путем. Установление правового статуса содержащегося на интернет-сайте информационного материала, содержащего предложение об оказании услуг по обналичиванию денежных средств, в том числе полученных преступным путем, имеет юридическое значение, так как в дальнейшем влечет за собой включение этого интернет-сайта в Единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайта в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети "Интернет", как содержащего информацию, распространение которой в РФ запрещено, ограничению доступа к указанному сайту и предотвращению дальнейшего распространения содержащейся на сайте информации, а, кроме того, указанное дело возникает из публичных правоотношений в сфере деятельности федерального органа исполнительной власти по созданию, формированию и ведению реестра, а также ограничению доступа к информации в сети "Интернет". Распространение содержащейся на сайте с URL-адресом: https://web-1.gate2dark.online/threads/166049 информации противоречит целям, задачам и принципам действующего законодательства РФ, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в связи с чем, необходимо признать информацию, распространяемую посредством сети "Интернет" и размещенную на сайте с URL-адресом: https://web-1.gate2dark.online/threads/166049, информацией, распространение которой в РФ запрещено. В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право и создающих угрозу его нарушения. С учетом вышеприведенных положений федерального законодательства информация, размещенная на сайте с URL-адресом: https://web-1.gate2dark.online/threads/166049 подлежит запрету к распространению на территории Российской Федерации. В связи с изложенным требования прокурора Сарапульского района о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайте с URL-адресом: https://web-1.gate2dark. online/threads/166049 запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, суд находит основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Сарапульского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.
Признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте с URL-адресом: https://web-1.gate2dark.online/threads/166049, содержащих предложение об оказании услуг по обналичиванию денежных средств, в том числе полученных преступным путем.
Решение суда направить в Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике для включения Интернет-страницы сайта с URL-адресом: https://web-1.gate2dark.online/threads/166049 в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики через Сарапульский городской суд УР в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья О.А.Кузнецова