Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-538/2022 ~ М-356/2022 от 09.06.2022

Административное дело № 2а-538/2022

09RS0009-01-2022-000486-72

Решение

Именем Российской Федерации

8 июля 2022 года                                     а. Адыге-Хабль, КЧР

Адыге-Хабльский районный суд КЧР в составе

Председательствующего судьи Калмыковой А.А.,

при секретаре Мижевой А.К.,

с участием помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора         Мырзаевой А.С.,

рассмотрев административное дело по административному иску Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга людей к администрации Апсуанского сельского поселения о признании незаконным бездействия, понуждении произвести государственную регистрацию права собственности на ГТС,

установил:

Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением.

В обосновании заявленных требований указано, что по результатам проведенной Адыге-Хабльской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений органами местного самоуправления установлено, что администрацией Апсуанского сельского поселения не оформлено право собственности на берегозащитное гидротехническое сооружение протяженностью 4,3 км. расположенное на территории с<адрес>, являющееся бесхозяйным объектом. В связи с этим мероприятия в отношении данного гидротехнического сооружения по контролю, предупреждению, предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций никем не осуществляются, что создаёт угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, отсутствует возможность финансирования мероприятий по содержанию гидротехнического сооружения, в том числе направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций. При отсутствии собственника, который бы осуществлял контроль за указанным ГТС, в том числе и за безопасной эксплуатацией, с течением времени указанное ГТС может быть разрушено, в связи с чем население, проживающее рядом, окажется в опасности, окружающей природной среде будет нанесен ущерб. Таким образом, контроль за ГТС и безопасная эксплуатация с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Однако, администрацией Апсуанского сельского поселения соответствующие меры, направленные на предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации на территории поселения не предпринимаются. Неисполнение требований действующего законодательства создает угрозу экологической безопасности прилегающей к гидротехническому сооружению территории, что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, вследствие чего данное исковое заявление предъявлено прокурором в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации. В интересах неопределённого круга лиц, которые имеют право на безопасную и благоприятную окружающую среду, прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Апсуанского сельского поселения, выразившееся в непостановке на учёт как бесхозяйного гидротехнического сооружения - дамба; обязать администрацию Апсуанского сельского поселения зарегистрировать право муниципальной собственности на бесхозяйное гидротехническое сооружение.

В судебном заседании помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Мырзаева А.С. административный иск поддержала по изложенным в нём основаниям, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Апсуанского сельского поселения в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил. Возражений суду не представил.

В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствии представителя ответчика.

Заслушав административного истца, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого исследованного доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации.

Согласно ст.3 Федерального закона № 117-ФЗ гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с ч.1 ст.49 Федерального закона № 131-Ф3 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» экономическую основу местного самоуправления составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст.50 Федерального закона № 131-Ф3 в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу п.п. 8, 23, 26 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно ст.1 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения; предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела в ходе проведенной прокуратурой проверки требований законодательства о муниципальной собственности и законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлено, что на территории Апсуанского сельского поселения расположено берегозащитное гидротехническое сооружение -дамба, 4,3 км. расположенная на территории <адрес>

Данное ГТС является бесхозяйным, что подтверждается сведениями о наличии на территории Адыге-Хабльского района гидротехнических сооружений на ДД.ММ.ГГГГ, согласно которых гидротехническое сооружение - дамба, введенная в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году расположенная в <адрес>, имеет поврежденное тело БУС, подлежит ремонту, в паводковый период возможно подтопление населенных пунктов <адрес>

Обстоятельства ненадлежащего состояния дамбы подтверждается соответствующими актами от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно Постановления главы администрации Адыге-Хабльского района __№__ от ДД.ММ.ГГГГ все имеющиеся берегоукрепительные гидротехнические сооружения расположенные на подведомственных территориях переданы на баланс сельских муниципальных образований.

При отсутствии собственника, который бы осуществлял контроль за указанным ГТС, в том числе и за его безопасной эксплуатацией, с течением времени указанное ГТС может быть разрушено, в связи с чем население, проживающее рядом, окажется в опасности окружающей природной среде будет нанесен ущерб.

Таким образом, контроль за ГТС и безопасная эксплуатация с учетом его назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Однако, администрацией Апсуанского сельского поселения соответствующие меры, направленные на предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации на его территории не предпринимаются.

Органами местного самоуправления не исполняются требования действующего законодательства, что создает угрозу экологической безопасности прилегающей к гидротехническому сооружению территории, что создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации.

Отсутствие собственника дамбы свидетельствует о ненадлежащей эксплуатации указанного объекта, вследствие чего могут возникнуть аварийные ситуации, что, в свою очередь, нарушает права граждан на благоприятные условия для проживания.

С момента принятия на учет бесхозяйного ГТС - дамбы прошло более 1 года. Отсутствие собственника гидротехнического сооружения делает фактически невозможным выполнение требований Федерального закона № 117 в части финансирования мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения, а также выполнения других обязанностей, возложенных на собственников гидротехнических сооружений. Указанные обстоятельства также препятствуют включению гидротехнического сооружения, расположенного на территории администрации, в Российский регистр гидротехнических сооружений. Гидротехническое сооружение эксплуатируется без деклараций безопасности и разрешений на его эксплуатацию. Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности и надежности ГТС, никем в настоящее время не выполняются.

Предупреждение чрезвычайной ситуации в первую очередь должно обеспечиваться надлежащим техническим состоянием гидротехнического сооружения, что требует финансовых затрат.

Отсутствие дамбы в реестре муниципальной собственности администрации Апсуанского сельского поселения не позволяет должным образом осуществлять финансирование мероприятий по ее содержанию, что препятствует выполнению мероприятий по осуществлению данного вопроса местного значения и может повлечь за собой причинение вреда имуществу населения, а также имуществу юридических лиц и государства.

Однако, каких-либо действенных мер со стороны администрации по оформлению гидротехнического сооружения - дамбы в собственность до настоящего времени не последовало, что создаёт опасность для жизни и здоровья неопределённого круга лиц, причинения ущерба окружающей природной среде, имуществу неопределённого круга лиц.

При таких обстоятельствах и учитывая, что спорное гидротехническое сооружение расположено в административных границах Апсуанского сельского поселения и не оформление права собственности на данное ГТС свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст.225 ГК РФ, суд считает, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Кроме того, бездействие администрации сельского поселения по неприятию мер по оформлению права собственности на данное ГТС, отсутствие контроля за техническим состоянием дамбы может повлечь создание чрезвычайной ситуации, причинение ущерба здоровью людей, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Возложение обязанностей совершить, какие-либо действия в силу ст. 178 КАС РФ предполагает установление срока исполнения решения административным ответчиком.

Суд полагает, годовалый срок со дня вступления в силу решения суда для устранения выявленных нарушений представляется разумным.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административный иск Адыге-Хабльского межрайонного к администрации Апсуанского сельского поселения о признании незаконным бездействие, понуждении произвести государственную регистрацию права собственности на гидротехническое сооружение - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Апсуанского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по государственной регистрации права собственности на берегозащитное гидротехническое сооружение - дамбу 4,3км. расположенное на территории <адрес>.

Обязать администрацию Адыге-Хабльского сельского поселения в течение одного года со дня вступления решения суда по настоящему гражданскому делу в законную силу, произвести государственную регистрацию права собственности на берегозащитное гидротехническое сооружение - дамбу протяженностью 4,3 км. расположенное на территории <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено «22» июля 2022 года.

Судья

Адыге-Хабльского районного суда КЧР                                               Калмыкова А.А.

2а-538/2022 ~ М-356/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Адыге-Хабльский межрайонный прокурор
Ответчики
администрация Апсуанского сельского поселения
Суд
Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики
Судья
Калмыкова Алита Алиевна
Дело на сайте суда
adige-hablsky--kchr.sudrf.ru
09.06.2022Регистрация административного искового заявления
09.06.2022Передача материалов судье
14.06.2022Решение вопроса о принятии к производству
14.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2022Подготовка дела (собеседование)
06.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.07.2022Судебное заседание
22.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее