Дело № 2а-436/2023
УИД 55RS0011-01-2023-000484-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Горьковское Омская область 20 сентября 2023 год
Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Блохина О.В., при секретаре судебного заседания Залтан В.Р., с участием прокурора Девочкиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Горьковский районный суд Омской области с административным исковым заявлением к администрации Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушение требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
В обоснование иска, указав, что прокуратурой Горьковского района проведена проверка законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в результате которой установлено, что администрацией сельского поселения не обеспечено наличие технического паспорта, составленного в соответствии с ГОСТ 33388-2015, на автомобильные дороги местного значения, находящиеся на территории поселения. По данному факту прокуратурой района31.05.2023в адрес администрации Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района внесено представление, из ответа от 27.06.2023 на которое следует, что в целях устранения нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, администрацией сельского поселения паспортизация дорог, расположенных в пределах Суховского сельского поселения будет осуществлена в 2024 г. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области, выразившееся в непроведении паспортизации дорог местного значения; обязать администрацию Суховского сельского поселения Горьковского муниципального районаОмской областиустранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем проведения паспортизации автомобильных дорог местного значения в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015 в срок до31.12.2024г.
Участвующий в деле прокурор Девочкина А.В. требования заявления поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель администрации сельского поселения в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения иска уведомлен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Пунктом 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Частями 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» (принят Постановлением ЗС Омской области от 24.09.2015 № 267) установлено, что за сельскими поселениями закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, а именно дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно материалам дела паспортизация дорог, расположенных в пределах Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области, в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015 не осуществлялась, технический паспорт не составлялся.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Согласно пп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
В соответствии с п. 4.2.1 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1004-ст, паспортизация автомобильных дорог выполняется на основе технического учета, по результатам которого предусматривается получение полной информации о наличии автомобильных дорог, их протяженности, техническом состоянии, качестве, степени износа отдельных конструктивных элементов, информации о наличии и состоянии инженерного оборудования, обустройства и обстановки дорог, линейных зданий и сооружений. Данные паспортизации используются для учета дорог, оценки их состояния и рационального планирования работ по дальнейшему развитию дорожной сети. Они могут являться исходной информацией для диагностики автомобильных дорог.
На основании п. 4.2.2 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1004-ст, техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Паспорт составляется как на существующие, так и на вновь построенные (реконструированные) и введенные в эксплуатацию автомобильные дороги.
В силу п. 4.2.3 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1004-ст, различают первичный, повторный и текущий технический учет и паспортизацию автомобильных дорог. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.
Согласно п. 9.1 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1004-ст, результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета. Паспорт дороги (участка) должен ежегодно обновляться по результатам обследований.
Пунктом 9.2 «ГОСТ 33388-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации», введенного в действие Приказом Росстандарта от 31.08.2016 № 1004-ст, установлено, из каких разделов должен состоять технический паспорт автомобильной дороги, а пунктами 9.3 - 9.9 ГОСТа определены конкретные требования к каждому разделу паспорта.
По существу, технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы.
Прокуратурой Горьковского района Омской области проведена проверка законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в результате которой установлено, что Суховским сельским поселением Горьковского муниципального района Омской области не обеспечено наличие технического паспорта, составленного в соответствии с ГОСТ 33388-2015, на автомобильные дороги местного значения, находящиеся на территории поселения.
31.05.2023по данному факту прокуратурой района в адрес администрации внесено представление, из ответа от 27.06.2023 на которое следует, что в целях устранения нарушений законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, администрацией сельского поселения паспортизация дорог, расположенных в пределах Суховского сельского поселения будет осуществлена в 2024 г.
Отсутствие технических паспортов влечет ненадлежащее выполнение администрацией обязанностей по содержанию автомобильных дорог и нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам местного значения, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Доказательств того, что нарушения устранены, суду представлено не было, как и не было их добыто судом, вместе с тем, отсутствие технических паспортов влечет ненадлежащее выполнение администрацией обязанностей по содержанию автомобильных дорог и нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам местного значения, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Разрешая в соответствии со ст. 114 КАС РФ вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии с которым органы местного самоуправления, выступающие в судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области в части непроведения паспортизации дорог местного значения.
Обязать администрацию Суховского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения путем проведения паспортизации автомобильных дорог местного значения, расположенных в пределах сельского поселения, с оформлением технических паспортов в соответствии с требованиями ГОСТ 33388-2015 в срок до31.12.2024г.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горьковский районный суд Омской области.
Председательствующий О.В. Блохин
В окончательной форме изготовлено 20.09.2023