Дело № 2а-4407/2019
(УИД 54RS0010-01-2019-003989-74)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2019 года г. Новосибирск
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Е.А. Певина
при секретаре В.Е. Макушиной
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мерцаловой Н. С. к министерству строительства Новосибирской области о признании незаконным решения органа государственной власти,
у с т а н о в и л:
Мерцалова Н.С. обратилась в суд с административным иском к министерству строительства Новосибирской области, указав в заявлении, что является пострадавшим гражданином, чьи денежные средства были привлечены застройщиком ЗАО «ПСО-1» для строительства многоквартирного дома по адресу: <адрес>. До настоящего времени обязательства по передаче в собственность оплаченного жилого помещения застройщиком не исполнены. 17 января 2011 года застройщик ликвидирован.
23 апреля 2019 года она обратилась в Министерство строительства Новосибирской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, представив копию договора № б/н о долевом участии в строительстве жилого дома по <адрес> от 05 ноября 1999 года, копию квитанции от 05 ноября 1999 года.
Уведомлением от 22 мая 2019 года № ей отказано во включении в реестр пострадавших граждан в связи с непредставлением необходимых документов, а именно: договора участия в долевом строительстве, документов, подтверждающих оплату по договору.
Считает отказ незаконным, так как необходимые документы были представлены в Министерство строительства Новосибирской области.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным решение Министерства строительства Новосибирской области об отказе Мерцаловой Н.С. во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены доя строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; обязать Министерства строительства Новосибирской области включить Мерцалову Н.С. в реестр пострадавших граждан.
В судебное заседание административный истец, представитель административного ответчика не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Согласно ч.6 ст. 226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд с учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, полагал возможным рассмотреть указанное дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона № 214-ФЗ от 30 декабря 2004 года «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный орган), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан.
Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 560\пр от 12 августа 2016 года устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Пунктом 2 установлено, что Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:
1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:
а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;
б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;
в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Федеральным законом N 214-ФЗ;
г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;
д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.
2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 214-ФЗ;
3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;
4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;
5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;
6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Федеральным законом N 214-ФЗ, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;
7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.
Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 560\пр от 12 августа 2016 года устанавливают порядок формирования и ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Формирование и ведение реестра пострадавших граждан в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется (осуществлялось) строительство проблемного объекта (далее - контролирующий орган).
Пункт 5 Правил предусматривает, что включение в реестр осуществляется на основании заявления.
Согласно пункту 6 Правил к заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копия договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); 3) копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта, и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); 4) копия вступившего в законную силу судебного акта о включении требований пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов (при наличии).
В силу пункта 10 Правил, заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:
1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему приказу;
2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;
3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;
4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);
5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.
Судом установлено, что 5 ноября 1999 года между ЗАО «Проектно-строительная организация-1» (заказчик) и Мерцаловой Н.С. (дольщик) заключен договор о долевом участии в строительстве жилого дома по <адрес>, по условиям которого ЗАО «ПСО-1» принимает на себя участие в строительстве 4 этажной блок секции по <адрес> с передачей двухкомнатной <адрес>, находящейся на 4 этаже, общей площадью 99, 83 кв.м. Мерцаловой Н.С.
Целью договора является строительство и сдача в эксплуатацию в третьем квартале 2000 года 2-ой блок-секции, в результате которого Мерцаловой Н.С. передается в собственность указанная квартира (п. 2.1 договора).
Согласно п. 3.2 договора стоимость квартиры составляет 588 997, 00 рублей.
Дольщик вносит вклад путем оплаты своей доли наличными денежными средствами или на расчетный счет заказчика, ценными бумагами, материальными ресурсами в два этапа: 530 097, 00 рублей в момент заключения договора, 58 900, 00 рублей после возведения конструкции квартиры.
Во исполнение своих обязательств Мерцалова Н.С. внесла денежные средства в сумме 530 000, 00 рублей в счет строительства жилого дома, что подтверждается квитанцией (л.д. 12). Согласно условиям договора, денежные средства в размере 58 9020,00 рублей Мерцалова Н.С. вправе была внести после возведения конструкции квартиры.
В настоящее время строительство многоквартирного дома не завершено, застройщик свои обязательства перед участником долевого строительства не исполнил, прекратил строительство дома.
23 апреля 2019 года административный истец обратилась в Министерство строительства Новосибирской области с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Приказом Министерства строительства Новосибирской области от 20 мая 2019 года № «О формировании реестра пострадавших граждан» Мерцаловой Н.С. отказано во включении в реестр пострадавших граждан, чьи права нарушены, на основании п.п. 5 п. 10 Правил ведения реестра пострадавших граждан, утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно коммунального хозяйства РФ от 12 августа 2016 года №/пр, в связи с непредставлением или представлением не в полном объеме документов, предусмотренных п. 6 Правил ведения реестра пострадавших граждан, а именно: копии договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательства по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину; копий платежных документов, подтверждающих оплату в счет договора участия в долевом строительстве.
Суд, анализируя представленные документы, приходит к следующим выводам.
В «Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» разъяснено, что при рассмотрении дел по спорам, возникающим из правоотношений, основанных на сделках, связанных с передачей гражданами денежных средств и (или) иного имущества в целях строительства многоквартирного дома (иного объекта недвижимости) и последующей передачей жилого помещения в таком многоквартирном доме (ином объекте недвижимости) в собственность, но совершенных в нарушение требований Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", независимо от наименования заключенного сторонами договора следует исходить из существа сделки и фактически сложившихся отношений сторон. В таких случаях, если судом установлено, что сторонами при совершении сделки, не отвечающей указанным требованиям, действительно имелся в виду договор участия в долевом строительстве, к сделке применяются положения Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", в том числе меры ответственности, им предусмотренные. К отношениям, вытекающим из таких договоров, заключенных гражданами - участниками долевого строительства исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяется законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей в части, не урегулированной названным Федеральным законом.
Из правового анализа приведенного выше законодательства следует, что Мерцалова Н.С. полностью соответствует критериям, предъявляемым к гражданам, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Отсутствие документа, названного договором участия в долевом строительстве, обуславливается тем, что данный договор был заключен до введения в действие Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика правовых оснований для отказа во включении истца в реестре пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены по основанию не представления договора участия в долевом строительстве, а также документов, подтверждающих факт оплаты по договору участия в долевом строительстве.
С учетом установленных обстоятельств, заявленные административным истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение министерства строительства Новосибирской области, изложенное в приказе от 20 мая 2019 года № «О формировании реестра пострадавших граждан» об отказе Мерцаловой Н. С. во включении в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены; обязать министерство строительства Новосибирской области включить Мерцалову Н. С. в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Певина
Решение в окончательной форме изготовлено 12 сентября 2019 года.