Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-983/2024 ~ М-398/2024 от 28.02.2024

2а-983/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 мая 2023 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи                      Поповой Е.Н.

при секретаре Чимпоеш А.И.,

помощник судьи Сажнов Н.В.

рассмотрев в отрытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному исковому заявлению Герасимова Николая Михайловича к Департаменту лесного хозяйства Томской области о возложении обязанности исключить сведений о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка,

установил:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Департаменту лесного хозяйства <адрес>, в котором просил возложить на Департамент лесного хозяйства <адрес> обязанность исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Заречного сельского поселения вынесено постановление «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в <адрес>, испрашиваемого ФИО2 для приусадебного участка личного подсобного хозяйства». Административный истец приобрел на праве аренды земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> на основании заключенного с администрацией Заречного сельского поселения договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> дан ответ об отказе в предоставлении земельного участка со ссылкой на письмо Департамента лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> согласно данным государственного лесного реестра пересекает земли лесного фонда Тимирязевского лесничества Калтайского участкового лесничества урочища «Кандинское» квартала 215.

Из ответа Департамента лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что действие пункта 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую» не распространяется на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Протоколом заседания межведомственной рабочей группы для решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра о лесных участках на территории <адрес> (от ДД.ММ.ГГГГ № РГЗ-58-ПР/23), определено Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу организовать подготовку документов для судебного процесса об оспаривании возникновения прав на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Полагает, что сведения о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером 70:14:0107002:1118 противоречат действующему законодательству, нарушают его права как законного владельца земельного участка, собственника объекта недвижимости, расположенного на указанном земельном участке.

В ответ на запрос ФИО2 Департаментом Лесного хозяйства <адрес> направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором не указан кадастровый номер лесного участка, пересекающего принадлежащий административному истцу земельный участок. Также не предоставлены сведения о наличии (отсутствии) действующих договоров аренды лесного участка в отношении такого лесного участка. В исключении такого лесного участка из государственного лесного реестра отказано по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 4.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации». Ответ подобного содержания дает основание полагать, что сведения о лесном участке, пересекающем принадлежащий административному истцу земельный участок, не внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Границы лесного участка пересекают границы принадлежащего административному истцу земельного участка. Сведения о наличии действующих договоров аренды лесного участка Департаментом лесного хозяйства <адрес> не предоставлены.

Административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился.

В дополнительных пояснениях и возражениях на отзыв ФИО2 указал, что действия Департамента, связанные с отказом в исключении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, нарушают права и законные интересы административного истца. Ответчиком не представлены доказательства того, что земельный участок, принадлежащий административному истцу на праве аренды, пересекается с землями Тимирязевского лесничества. Имеются основания для исключения сведений о земельном участке из государственного лесного реестра. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Однако, документом, определяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка является постановление администрации Заречного сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, содержащая координаты поворотных точек и сведения о характеристиках образуемого земельного участка. Ответчиком представлено свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что за Российской ФИО1 зарегистрировано право собственности на лесной участок с условным номером
70-70-03/189/2008-437, земельный участок с таким номером зарегистрирован также под кадастровым номером <данные изъяты>. Из данных публичной кадастровой карты на официальном сайте Росреестра России следует, что земельный участок зарегистрирован без координат границ с кадастровым номером <данные изъяты>. Учитывая данное обстоятельство, имеются основания для исключения из государственного лесного реестра сведений о спорном земельном участке по основанию, предусмотренному частью 4 статьи 4.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

Административный ответчик Департамент лесного хозяйства <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил.

В письменных возражениях представитель административного ответчика ФИО5 указал, что считает административный иск не подлежащим удовлетворению.

В своем ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращение административного истца Департамент лесного хозяйства <адрес> сообщил о наличии установленных законом препятствий для исключения сведений из государственного лесного реестра, а именно: о проведенной государственной регистрации права собственности Российской Федерации на лесной участок Тимирязевского лесничества <адрес>, что подтверждается выданным свидетельством о государственной регистрации права (прилагаем) и запрещает исключение сведений из государственного лесного реестра в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 4.6. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»; об отсутствии оснований для исключения сведений из государственного лесного реестра в соответствии с ч. 4 ст. 4.6. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» ввиду того, что границы Тимирязевского лесничества внесены в Единый государственный реестр недвижимости под реестровым номером 70:00-15.10; о невозможности применить пункт 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» поскольку права заявителя возникли после ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства нашли своё подтверждение в материалах дела.

Заинтересованное лицо Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил.

В письменном отзыве представитель ФИО6 выразил несогласие с заявленными требованиями, считал их не подлежащими удовлетворению. Указал, что для внесения изменений в границы лесного фонда существует порядок, установленный приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение». Указанный нормативно-правовой акт является действующим, в судебном порядке не обжаловался. Обращал внимание суда, что согласно п. 34 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» спор о возврате имущества, вытекающий из договорных отношений или отношений, связанных с применением последствий недействительности сделки, подлежит разрешению в соответствии с законодательством, регулирующим данные отношения. Органом, уполномоченным осуществлять указанные переданные полномочия в <адрес>, является Департамент лесного хозяйства <адрес>.

<адрес>, Администрация Заречного сельского поселения, извещенные в предусмотренном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив представленные письменные доказательств и оценив их в совокупности, изучив письменные пояснения и возражения, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об удовлетворении требования о признании оспариваемого решения незаконным принимается при установлении двух условий одновременно: решение не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ч. 7 ст. 1 Федерального закона от13.07.2015-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений, в частности о земельных участках которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно п. 6 ч. 4 ст. 14 Федерального закона от13.07.2015-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

В соответствии с п. 8, п. 10 ст. 22 Федерального закона от13.07.2015-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 8 вышеуказанного закона, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально - определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино - мест, перепланировки помещений.

В кадастр недвижимости, в том числе, вносится в качестве основных сведений об объекте недвижимости, описание местоположения объекта недвижимости (п. 4 ст. 8).

Согласно ч. 10 ст. 22 ФЗ от13.07.2015-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельный участков, их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности 15 и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности.

Как следует из ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим законом.

Согласно ст. 7 Федерального закона от24.07.2007-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», к уникальным характеристикам земельного участка отнесены его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и площадь.

В соответствии со ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.

В п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст.ст. 67, 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом отДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О геодезии и картографии». В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).

Согласно ст. 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Согласно п. 1 ч. 6 ст. 39 Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.

Положения Федерального закона отДД.ММ.ГГГГ-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» направлены на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.

В соответствии с частями 3 - 5 ст. 14 Федерального закона № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в случае, если в соответствие со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствие со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствие со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли доДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствие со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но доДД.ММ.ГГГГ: предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

Положения части 4 указанной статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок и послеДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Заречного сельского поселения вынесено постановление «О предварительном согласовании предоставления земельного участка в <адрес>, испрашиваемого ФИО2 для приусадебного участка личного подсобного хозяйства».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 и муниципальным образованием Заречное сельское поселение заключен договор аренды земельного участка .

Согласно пункту 1.1 договора аренды арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты>, находящийся по адресу: <адрес>, для приусадебного участка личного подсобного хозяйства в границах, указанных в кадастровом паспорте участка, прилагаемом к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью, общей площадью 1500 кв.м. В соответствии с пунктом 2.1 договора аренды срок аренды участка устанавливается на двадцать лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п.3 ч. 8 ст. 39.8 ЗК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования Заречное сельское поселение ФИО2 выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома. В пункте 3 разрешения на строительство указан кадастровый номер земельного участка, в пределах которого (которых) расположен или планируется расположение объекта капитального строительства <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Заречного сельского поселения принято постановление «О разрешении вырубки древесно-кустарниковой растительности» на земельном участке, находящемся в аренде ФИО2». Пунктом 1 указанного постановления установлено разрешить ФИО2 вырубку древесно-кустарниковой растительности на земельном участке площадью 1500 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>a.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в администрацию муниципального образования «Заречное сельское поселение» направлено уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Заречного сельского поселения ФИО2 выдано уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, согласно которому построенный объект индивидуального жилищного строительства, указанный в уведомлении и расположенный на земельном участке с кадастровым номером 70:<данные изъяты>, расположенный по адресу: ФИО1, <адрес>, <данные изъяты>, принадлежащий ФИО2 на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимость за ФИО2 зарегистрировано право собственности на индивидуальный жилой дом, объекту недвижимости присвоен кадастровый .

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в ответ на обращение ФИО2 о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> без проведения торгов по основанию, предусмотренному подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, дан ответ
об отказе в предоставлении земельного участка. В ответе указано, что согласно письму Департамента лесного хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> согласно данным государственного лесного реестра, пересекает земли лесного фонда Тимирязевского лесничества Калтайского участкового лесничества урочища «Кандинское» квартала 215.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Департамент лесного хозяйства <адрес> с требованием об исключении арендуемого им земельного участка из состава земель лесного фонда.

ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ , которым Департамент лесного хозяйства <адрес> сообщил, что действие пункта 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель из одной категории в другую» не распространяется на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. Протоколом Заседания межведомственной рабочей группы для решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра о лесных участках на территории <адрес> (от ДД.ММ.ГГГГ № РГЗ-58-ПР/23), определено Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу организовать подготовку документов для судебного процесса об оспаривании возникновения прав на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>. В целях ускорения решения данного вопроса на заседании также решено рекомендовать собственнику испрашиваемого земельного участка организовать защиту прав собственности в судебном порядке.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости отДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка кадастровый, местоположение: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира:<адрес>, площадь 1500+/-14 кв.м, в имеет категорию земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для приусадебного участка личного подсобного хозяйства зарегистрировано ограничение прав – арендаДД.ММ.ГГГГ, срок действия сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Право собственности на индивидуальный жилой дом, кадастровый, адрес: ФИО1,<адрес>, МО «Заречное сельское поселение»,<адрес>, зарегистрировано за ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ, объект поставлен на кадастровый учетДД.ММ.ГГГГ, что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости отДД.ММ.ГГГГ.

При разрешении спора суд руководствуется не только сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости относительно категории земельного участка, но и учитывает обстоятельства, касающиеся возникновения, формирования и фактического использования земельного участка, принимает во внимание отсутствие в границах спорного участка лесных насаждений, а также законность возникновения права на земельный участок и добросовестность истца.

Как было установлено право первоначального правообладателя на спорный земельный участок возникло послеДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участкаФИО2 обратился в администрацию Заречного сельского поселенияДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок с кадастровым <данные изъяты> согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости относится к категории земель – земли населенных пунктов с видом разрешенного использования – для приусадебного участка личного подобного хозяйства.

Согласно ответу на запрос Управления территориального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, расположен в зоне Ж-3 «Зона малоэтажной застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйство». Вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-3 «Зона малоэтажной застройки с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства»

На момент образования земельного участка и его предоставления Генеральный план муниципального образования «Заречного сельское поселение», утвержденный решением Совета Заречного сельского поселения отДД.ММ.ГГГГN 45, являлся действующим.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от21.09.2017-О разъяснено, что в правоприменительной практике не исключалось такое толкование ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных.

Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым – к нарушению конституционных гарантий права собственности.

Для преодоления противоречивого толкования указанного законоположения в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от29.07.2017
№ 280-ФЗ.

Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от22.06.2017-П, положение пункта 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой им предусматривается право собственника истребовать принадлежащее ему имущество от добросовестного приобретателя в случае, когда это имущество выбыло из владения собственника помимо его воли (за исключением случая истребования жилого помещения, являвшегося выморочным имуществом, от добросовестного приобретателя по иску публично-правового образования, которое не предприняло в соответствии с требованиями разумности и осмотрительности своевременных мер по установлению выморочного имущества и надлежащему оформлению своего права собственности на него), причем «добросовестный приобретатель» по конституционно-правовому смыслу данного понятия применительно к недвижимому имуществу - это приобретатель недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации, если только из установленных судом обстоятельств дела с очевидностью не следует, что приобретатель знал об отсутствии у отчуждателя права распоряжаться данным имуществом или, исходя из конкретных обстоятельств дела, не проявил должной разумной осторожности и осмотрительности, при которых мог узнать об отсутствии у отчуждателя такого права.

Таким образом, рассматривая с участием граждан, чье право на такие участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны – исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности – оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Границы земельного участка, а соответственно его местоположение на местности, относятся к основным сведениям о таком объекте как земельный участок (ч. 2 ст. 8 Федерального закона от13.07.2015N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Таким образом, земельный участок должен быть не только предоставлен доДД.ММ.ГГГГ, но и его границы должны быть определены до указанной даты.

Земельный участок с кадастровым <данные изъяты>, поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, сведения о нем внесены в ЕГРН, имеют статус «актуальные». Однако, документом, определяющим в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ данного земельного участка, является постановление муниципального образования «Заречное сельское поселение» N 1033 отДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, содержащая координаты поворотных точек и сведения о характеристиках образуемого земельного участка.

Предоставление земельного участка по адресу:<адрес> для приусадебного участка личного подсобного хозяйства осуществлялось муниципальным образованием «Заречное сельское поселение» по заявлениюФИО2 из категории земель - земли населенных пунктов.

Принимая во внимание, что на момент образования и предоставления земельного участка с кадастровым <данные изъяты> земельный участок относится к землям населенных пунктов, суд приходит к выводу о том, что ответчик ФИО2 является добросовестным приобретателем земельного участка.

Учитывая, что спорный земельный участок образован в 2015 году, постановление от25.12.2015не оспорено, недействительным не признано, в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов, суд полагает возможным применить к спорным отношениям положения Федерального закона от29.07.2017-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» и приходит к выводу о том, что из государственного лесного реестра подлежат исключению сведения о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка с кадастровым <данные изъяты>, местоположение: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира:<адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.

Возложить на Департамент лесного хозяйства<адрес>обязанность исключить из государственного лесного реестра сведения о наложении на земли лесного фонда границ земельного участка с кадастровым <данные изъяты>, местоположение: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира:<адрес>, площадью 1500+/-14 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для приусадебного участка личного подсобного хозяйства.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 31.05.2024

Председательствующий                  /подпись/             Е.Н.Попова

Копия верна

Подлинник находится в материалах административного дела № 2а-983/2024

в Томском районном суда Томской области

Судья Е.Н.Попова

Секретарь А.И. Чимпоеш

УИД 70RS0005-01-2024-000601-95

2а-983/2024 ~ М-398/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Герасимов Николай Михайлович
Ответчики
Департамент лесного хозяйства Томской области
Другие
Управление территориального развития администрации Томского района
Администрация Томского района
Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу
Администрация Заречного сельского поселения
Суд
Томский районный суд Томской области
Судья
Попова Елена Николаевна
Дело на сайте суда
tomsky--tms.sudrf.ru
28.02.2024Регистрация административного искового заявления
28.02.2024Передача материалов судье
04.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
04.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2024Подготовка дела (собеседование)
18.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2024Судебное заседание
17.04.2024Подготовка дела (собеседование)
17.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2024Судебное заседание
06.05.2024Подготовка дела (собеседование)
06.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2024Судебное заседание
15.05.2024Судебное заседание
17.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2024Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
26.08.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
29.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее