Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-734/2023 ~ М-617/2023 от 06.04.2023

Дело № 2а-721/2023

УИД 27RS0002-01-2023-000763-51

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 июля 2023 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе

председательствующего судьи Степенко О.В.

при секретаре Пасека П.В.

с участием представителя административного истца пом. прокурора Кировского района г. Хабаровска Гамей Ю.Р.

представителей административных ответчиков Приходько Р.И., Герасимовой Т.А., Дубенцова К.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Кировского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, АО «ННК-Хабаровский нефтеперерабатывающий завод», МУП г. Хабаровска «Водоканал» о признании незаконным бездействия по обеспечению безопасности дорожного движения и содержанию дорог, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Кировского района г. Хабаровска обратился в суд с административным иском к Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, ссылаясь на то, что в ходе проведения проверки технического состояния дорог, расположенных на территории Кировского района г. Хабаровска, выявлены нарушения требований ФИО11 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденные приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДАТА -ст (далее – ФИО11 50597-2017). Так, на участке дороги по <адрес>, в непосредственной близости от <адрес>, имеется повреждение покрытия проезжей части в виде просадки, ширина – 370 см, длина – 280 см, глубина – 11 см, площадь – 10 кв.м. Указанное повреждение превышает размеры, установленные п. 5.2.4 ФИО11 50597-2017, что подтверждается актом, составленным помощником прокурора Кировского <адрес> г.Хабаровска ФИО3 при участии государственного инспектора дорожного надзора отделения дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г.Хабаровску ФИО5 и главного специалиста отдела благоустройства Управления дорог и внешнего благоустройства г.Хабаровска ФИО6 от ДАТА. Поскольку ответчик осуществляет дорожную деятельность в части проектирования, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения в границах городского округа «Город Хабаровск» просил признать незаконным бездействие по обеспечению безопасности дорожного движения и содержанию участка дороги по <адрес> в районе <адрес> г. Хабаровска, возложить обязанность устранить выявленные нарушения в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В ходе рассмотрения дела к участию в в качестве административных ответчиков привлечены МУП г. Хабаровска «Водоканал», АО «ННК-Хабаровский НПЗ», в качестве заинтересованного лица Щульга А.В.

В судебном заседании представитель административного истца – пом. прокурора Гамей Ю.Р. настаивала на удовлетворении исковых требований. Пояснила, что с 24.03.2023г. прокуратура района не выезжала на участок дороги в районе <адрес>, с учетом того, что в ходе рассмотрения дела установлено, что данный участок дороги не относится к Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска.

Представитель административного ответчика Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска Приходько Р.И. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований, так как на данном участке проходят инженерно-технические сети АО «ННК-Хабаровский нефтеперерабатывающий завод», МУП г. Хабаровска «Водоканал», и просадка на дороге образовалась по вине данных организаций. С учетом того, что в ходе рассмотрения дела установлено, что на данном участке находится водопроводная бесколодезная задвижка, принадлежащая Шульге А.В., то есть физическому лицу, требования прокурора не подлежат удовлетворению.

Представитель административного ответчика МУП г. Хабаровска «Водоканал» Герасимова Т.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснила, что «Водоканал» не занимается содержанием автомобильных дорог, по месту прохождения водопроводной сети, находящейся на балансе предприятия на <адрес> г. Хабаровска, просадок и провалов нет. Вместе с тем, на <адрес> г. Хабаровска, район <адрес>, расположена водопроводная бесколодезная задвижка, принадлежащая Шульге А.В. На ней как раз имеется просадка асфальтобетонного покрытия.

Представитель административного ответчика АО «ННК-Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» Дубенцов К.С. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований, поскольку на спорном участке дороги не проходят сети Хабаровского НПЗ. Коммуникации Хабаровского НПЗ проходят вдоль дороги по <адрес>, а не под ней, провал в районе <адрес> образовался вокруг водопроводной бесколодезной задвижки, что наглядно видно на фото, которое он представил в материалы дела.

Заинтересованное лицо Шульга А.В. в суд не явился, извещался о дате и времени проведения судебного заседания в установленном законом порядке путем направления почтовой корреспонденции. Из телефонограммы в материалах дела следует, что номер телефона, имеющийся в деле, Шульге А.В. не принадлежит. Таким образом, судом были предприняты все возможные меры к надлежащему уведомлению заинтересованного лица.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу ч.2 ст. 22 КАС РФ, в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДАТА «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что в случае, если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение.

Поскольку полномочия администрации г. Хабаровска, Управления дорог и внешнего благоустройства распространяются на несколько районов, в том числе на Кировский район, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение, в связи с чем административное исковое заявление подано в Кировский районный суд г. Хабаровска.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу положений ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Кировского района города Хабаровска проведена технического состояния дорого, расположенных на территории Кировского <адрес> г.Хабаровска, в ходе которой выявлены нарушения, требующие принятия мер прокурорского реагирования.

В ходе проведения проверки ДАТА, проведен осмотр территории в районе <адрес> в непосредственной близости от <адрес>. В ходе визуального осмотра установлено, что имеется повреждение покрытия проезжей части в виде просадки, ширина – 370 см, длина – 280 см, глубина – 11 см, площадь – 10 кв.м.

Согласно ст.1 Федерального Закона № 196-ФЗ от ДАТА "О безопасности дорожного движения", основной задачей является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

В соответствии со ст.3 Федерального Закона № 196-ФЗ от ДАТА "О безопасности дорожного движения", основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

В соответствии с ч. 1,2 ст. 12 Федерального Закона № 196-ФЗ от ДАТА "О безопасности дорожного движения", ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Статьей 17 Федерального закона от ДАТА № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно пункту 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДАТА , лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, помимо прочего, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Исходя из содержания ст. 13 Федерального закона от ДАТА № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится в том числе утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Пунктом 5 ст. 16 Федерального закона от ДАТА № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее: Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ, орган местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Исходя из приведенных норм права, бремя финансирования всех мероприятий по содержанию дорожной деятельности, в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено на муниципальное образование - городской округ «Город Хабаровск» и осуществляется за счет применяемого с этой целью бюджета города.

На основании ст. 41 Устава городского округа «Город Хабаровск», администрация города Хабаровска является исполнительно - распорядительным органом городского округа, к полномочиям которой относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 5 ст. 9 Устава городского округа «Город Хабаровск», к вопросам местного значения города Хабаровска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Хабаровска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Хабаровской городской Думы от ДАТА утверждено Положение об Управлении дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, согласно которого Управление является органом администрации г. Хабаровска в форме муниципального казенного учреждения с правами юридического лица, создано с целью осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа «г. Хабаровск» и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

Как следует из приложения 1 к постановлению Мэра г. Хабаровска от ДАТА «О классификации автомобильных дорог в городе Хабаровске», к автомобильным дорогам общего пользования, предназначенным для решения вопросов местного значения, относятся дороги, расположенные на территории города Хабаровска, не отвечающие показателям определения дорог федерального и регионального или межмуниципального значения, имеющие следующие показатели: автомобильные дороги в границах городского округа «Город Хабаровск», автомобильные дороги между жилыми, промышленными районами и общественными центрами городского округа «Город Хабаровск», автомобильные дороги, соединяющиеся с объектами общегородского значения (аэродром, вокзал, речной порт и др.), автомобильные дороги, соединяющиеся с автодорогами федерального и регионального значения, автомобильные дороги в пределах жилых районов и микрорайонов, автомобильные дороги в производственных и коммунально-складских зонах.

Согласно п. 5.2.4 ФИО11 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. Приказом Росстандарта от ДАТА N 1245-ст) (далее - ГОСТ "Дороги и улицы") покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

Исходя из представленных суду фотографий, можно установить наличие повреждения покрытия проезжей части в виде просадки асфальтового покрытия, также данное обстоятельство подтверждается актом проверки от ДАТА.

Согласно сообщению Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска от ДАТА., просадка на дороге в районе <адрес> г. Хабаровска образовалась по вине АО «ННК-Хабаровский нефтеперерабатывающий завод», МУП г. Хабаровска «Водоканал», в районе нахождения коммуникаций, принадлежащих указанным организациям.

ДАТА. АО «ННК-Хабаровский нефтеперерабатывающий завод», МУП г. Хабаровска «Водоканал» выдано предостережение о недопустимости нарушения. В своих возражениях на предостережение АО «ННК-Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» указал, что проведено обследование спорного участка дороги, каких-либо нарушений коммуникаций завода, которые могли бы повлечь провал дороги не установлено. В ответе от ДАТА. Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска отказано в возражениях на предостережение.

Согласно временному единому типовому договору от ДАТА. холодного водоснабжения и водоотведения, заключенному между МУП г. Хабаровска «Водоканал» и Шульгой А.В., актом о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, приложениям к договору, заключениям, через присоединенную водопроводную сеть МУП г. Хабаровска «Водоканал» приняло на себя обязательства подавать Шульге А.В. холодную (питьевую воду) на объект «Производственная база по <адрес> Кировском <адрес> г. Хабаровска. При этом Шульге А.В. При этом водопроводная задвижка БКЗ-1 является для сторон договора границей раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения. Согласно схемам границ балансовой и эксплуатационной ответственности, БКЗ-1 расположена на <адрес> г. Хабаровска.

Согласно сообщению от ДАТА. МУП г. Хабаровска «Водоканал» в адрес администрации г. Хабаровска, просадка асфальтобетонного покрытия проезжей части в районе <адрес> находится в месте расположения бесколодезной задвижки, которая находится в ведении Шульга А.В.

Из исследованных материалов дела следует, что Управлением дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска в пределах своих полномочий, приняты меры по содержанию автомобильной дороги на <адрес> г. Хабаровска, в адрес АО «ННК-Хабаровский нефтеперерабатывающий завод», МУП г. Хабаровска «Водоканал» направлены предостережения по факту выявления провала в районе <адрес>. Кроме того, из представленных материалов дела усматривается, что просадка асфальтобетонного покрытия проезжей части по <адрес> находится в месте расположения бесколодезной задвижки, которая находится в ведении Шульга А.В. При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований и.о. прокурора Кировского района г. Хабаровска в интересах неопределенного круга лиц к Управлению дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, АО «ННК-Хабаровский нефтеперерабатывающий завод», МУП г. Хабаровска «Водоканал» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 14.07.2023г.

Судья: О.В. Степенко

Копия верна: О.В. Степенко

В законную силу не вступило. Оригинал решения в деле № 2а-721/2023. Помощник судьи / секретарь

2а-734/2023 ~ М-617/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
И.о. прокурора Кировского района г. Хабаровка Приходько И.В.
Ответчики
Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Хабаровском крае и ЕАо
Другие
МЧС России
Главное управление МЧС по Хабаровскому краю
Министерство Финансов Российской Федерации
Суд
Кировский районный суд г. Хабаровска
Судья
Степенко Олеся Валерьевна
Дело на сайте суда
kirovsky--hbr.sudrf.ru
06.04.2023Регистрация административного искового заявления
06.04.2023Передача материалов судье
07.04.2023Решение вопроса о принятии к производству
07.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.04.2023Подготовка дела (собеседование)
20.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Судебное заседание
09.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
07.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2023Дело оформлено
18.09.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее