Дело № 2а-524/2023
51RS0017-01-2023-000516-76
Мотивированное решение
изготовлено 17.07.2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Заполярный 17 июля 2023 г.
Печенгский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Попова А.Г.,
при помощнике Свейлисе В.А.,
с участием представителя административного истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр,
УСТАНОВИЛ:
прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к ФИО1 о возложении обязанности пройти профилактический медицинский осмотр.
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой в сфере охраны здоровья граждан проверкой установлено, что по информации ФИО5 ФИО1 освободился из мест лишения свободы *.*.*, однако данных о прохождении соответствующего профилактического осмотра (флюорографического исследования) с целью выявления туберкулеза не имеется.
Порядок и сроки проведения профилактических медосмотров населения в целях выявления туберкулеза определены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2017 №124н «Об утверждении порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров граждан в целях выявления туберкулеза». На основании приложения указанного приказа профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза 2 раза в год в течение первых двух лет после освобождения подлежат лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы и из мест содержания под стражей.
Ссылаясь на то, что уклонение административного ответчика от прохождения регулярного обследования с периодичностью, предусмотренной нормативными правовыми актами, с целью выявления туберкулеза, ставит под угрозу как его здоровье, так и здоровье окружающих его граждан, просит суд обязать ФИО1, *.*.* года рождения, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу пройти флюорографическое обследование с целью выявления туберкулеза.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора <адрес> ФИО3 поддержал заявленные требования.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил письменное ходатайство, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, выразив согласие с иском.
Представитель заинтересованного лица ФИО6 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
В силу положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
Частью 2 названной правовой нормы установлено, что граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
В силу части 1 статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, прохождение и проведение медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения являются обязательными (часть 6 статьи 46 Федерального закона «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»).
Правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулеза в Российской Федерации в целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».
Статьей 9 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» предусмотрено, что диспансерное наблюдение за больными туберкулезом, лицами, находящимися или находившимися в контакте с источником туберкулеза, а также лицами с подозрением на туберкулез и излеченными от туберкулеза (далее - лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом) проводится в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей.
В соответствии с частью 2 статьи 7 названного Федерального закона противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при наличии их информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.
При этом статья 10 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» предусматривает, что в случае угрозы возникновения и распространения туберкулеза на основании предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проводятся дополнительные противоэпидемические мероприятия.
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» предусмотрено, что лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником туберкулеза, а также лица с подозрением на туберкулез по назначению врача проходят медицинское обследование в целях выявления туберкулеза.
Согласно части 4 названной правовой нормы в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и сроки устанавливают правила проведения профилактических осмотров граждан (взрослых и детей) в целях выявления туберкулеза в медицинских организациях и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность, независимо от организационно-правовой формы устанавливаются приказом Минздрава России от 21 марта 2017 г. №124н (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка профилактические осмотры граждан проводятся в медицинских организациях по месту жительства, работы, службы, учебы, по месту отбывания наказания в виде лишения свободы, в местах содержания под стражей.
Профилактические осмотры представляют собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, свидетельствующих о наличии туберкулеза, с применением флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) для взрослых (пункт 8 Порядка).
Согласно приложению названного Порядка, лица, освобожденные из мест отбывания наказания в виде лишения свободы, из мест содержания под стражей, проходят профилактический осмотр в течение первых 2 лет после освобождения два раза в год.
Из положений п. 809 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» (вместе с «СанПиН 3.3686-21. Санитарные правила и нормы...») (Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2021 N 62500) следует, что по эпидемиологическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактические медицинские осмотры проходят 2 раза в год в том числе, лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений в течение первых 2 лет после освобождения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1, *.*.* года рождения, зарегистрирован по адресу: <адрес>.
*.*.* ФИО1 освобожден из исправительного учреждения, где отбывал наказание в виде лишения свободы по приговору <адрес> от *.*.*.
Из дела видно, что ФИО1 по настоящее время профилактический осмотр в целях выявления туберкулеза в медицинском учреждении по месту жительства не проходил.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что административный ответчик профилактический осмотр (флюорографическое исследование) с 2021 г. по настоящее время в целях выявления туберкулеза в медицинском учреждении по месту жительства не проходил.
Оценивая представленные по делу доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 будучи освобожденным из мест лишения свободы, в силу закона обязан проходить профилактические медицинские осмотры два раза в год течение первых двух лет после освобождения из исправительного учреждения, однако данную свою обязанность в установленный законом срок не исполнил.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что требование административного истца является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден. Размер государственной пошлины при рассмотрении искового заявления неимущественного характера в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации для физических лиц составляет 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░1, *.*.* ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░1, *.*.* ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░