Дело № 2а-421/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Называевск 02.11.2023
Называевский городской суд Омской области
в составе председательствующего судьи В.Б. Белоусова, при секретаре судебного заседания Чендыревой Ю.М., помощнике судьи Никитенко В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области к заместителю начальника отдела заместителю старшего судебного пристава Называевского районного отдела судебных приставов УФССП по Омской области Потапенко Н.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области обратилась в суд с иском к заместителю начальника отдела заместителю старшего судебного пристава Называевского районного отдела судебных приставов УФССП по Омской области Потапенко Н.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование исковых требований указывает, 13.10.2023 года заместителем начальника отделения - заместителем старшего судебного пристава Называевского районного отдела судебных приставов УФССП по Омской области Потапенко Н.Ю. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Администрации Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области в размере 50 000 (пятидесяти) тысяч рублей по неисполнению заявителем решения Называевского городского суда Омской области по делу № 2а-185/2022 об обязании Администрации Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области устранить нарушения Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ», «ГОСТ Р 52289- 2019 «Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007№ 270-ст), оборудовать пешеходный переход возле МБОУ «Искровская СОШ» напротив дом № 12 по ул. Горького в с. Искра Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области в соответствии с п. 4.5.2.4, 4.6.1.1 ГОСТ 52289-2009 знаками 1.23 «Дети», в том числе повторными табличками знака 8.2.1 с указанием протяженности участка дороги, проходящего вдоль территории детского учреждения; в соответствии с п. 5.4.22 ГОСТ 52289-2019 знаками 3.24 «Ограничение максимальной скорости»; в соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ 52766-2007, п. 8.1.29 ГОСТ 52289-2019 тротуарами на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м. с перильным ограждением на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону, в срок до 31.12.2022 года. С момента вступления решения суда в силу Администрацией были выполнены следующие действия: 26.10.2022 заключен договор № 114 с ООО ПК «ОМСКДОРЗНАК» на приобретение светофоров Т7, а в мае 2022 года пешеходный переход оборудован светофорами Т7 с солнечной панелью. 26.10.2022 приобретено пешеходное ограждение, в мае 2023 года было установлено. Администрация Искровского сельского поселения считает, что меры для надлежащего исполнения судебного решения предпринимаются, а умысла и вины по своевременному исполнению решения суда не было.
Помимо всего вышеперечисленного, заявитель считает, что нецелесообразна уплата органом местного самоуправления исполнительского сбора, в связи с тем, что денежные средства при уплате исполнительского сбора в указанном случае переходят из одного бюджета в другой внутри одной бюджетной системы, что является нерациональным и не способствует решению вопросов местного значения, так как средства, которые могли бы быть направлены на фактическое исполнение судебных решений по указанным категориям фактически взыскиваются в виде исполнительского сбора в другой бюджет одной бюджетной системы РФ.
Судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление от 13.10.2023 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, от уплаты которого административный истец просит его освободить.
В судебном заседании представитель административного истца - администрации Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области не участвовал.
Судебный пристав-исполнитель Называевского районного отдела судебных приставов УФССП по Омской области Потапенко Н.Ю. и представители административного ответчика - УФССП по Омской области и Называевского районного отдела судебных приставов УФССП по Омской области о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще, в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, возражений относительно административного иска не представили, их участие в деле судом обязательным не признано, исполнительное производство по запросу суда в судебное заседание не представлено.
Изучив доводы административного искового заявления и материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (далее Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2).
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Называевского городского суда Омской области от 26 апреля 2022 года по делу № 2а-185/2022 в частности постановлено «Административное исковое заявление Называевского межрайонного прокурора Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области удовлетворить.Признать незаконным бездействие Администрации Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области, выразившегося в непринятии надлежащих мер по приведению пешеходного перехода возле МБОУ «Искровская СОШ» напротив дома № 12 по ул. М. Горького в с. Искра Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст), «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст). Обязать Администрацию Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области ИНН/КПП 5523004908/552301001, ОГРН 1055525021936 устранить нарушения Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 № 1425-ст), «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 № 270-ст), оборудовать пешеходный переход возле МБОУ «Искровская СОШ» напротив дома № 12 по ул. М. Горького в с. Искра Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области: - в соответствии с п. 7.3.8 ГОСТа 52289-2019 светофорами Т7 любых вариантов; в соответствии с п. 4.5.1.1. ГОСТа 52766-2007, п. 8.1.29 ГОСТа 52289-2019 тротуарами на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м., с перильным ограждением на протяжении не менее 50 м. в каждую сторону в срок до 31.12.2022».
Решение суда вступило в законную силу, и был выдан исполнительный лист ФС № 038004541 на основании, которого 11.07.2023 постановлением судебного пристава-исполнителя было возбуждено исполнительное производство № 31509/23/55022-ИП.
Факт получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства административным истцом не оспаривается.
Ввиду неисполнения требований исполнительного документа в отведенный срок заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Называевского РОСП УФССП России по Омской области Потапенко Н.Ю. 13.10.2023 было вынесено постановление о взыскании с администрации Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области исполнительского сбора в размере 50000 рублей (л.д.14).
Не согласившись с указанным постановлением, администрация Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области обратилась в суд с требованиями об освобождении от уплаты исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве.
Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Вместе с тем установлено, что неисполнение судебного решения связано с отсутствием надлежащего финансирования бюджетного учреждения.
Таким образом, указанные обстоятельства предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.
Указанные обстоятельства не являются основанием для признания постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным, но вместе с тем, являются основанием для освобождения должника в лице администрации Искровского сельского поселения Называевского муниципального района Омской области от уплаты исполнительского сбора.
Срок оспаривания настоящего постановления не пропущен.
Поскольку административный истец и административный ответчик освобождены от уплаты судебных расходов, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела согласно ч. 3 ст. 117 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218, 219, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50000 (░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. 13.10.2023 ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № 31509/23/55022-░░ ░░░░░░░░░░░░░ 11.07.2023.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░