КОПИЯ
Уникальный идентификатор дела: 66RS0044-01-2022-001100-91
Дело № 2а-1103/2022
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2022 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 марта 2022 года город Первоуральск Свердловской области
Первоуральский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего Антропова И.В.,
с участием представителя административного истца Стригановой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рябковой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело № 2а-1103/2022 по административному исковому заявлению Махнутиной Галины Валентиновны к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
установил:
Махнутина Г.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании незаконным бездействия по не исключению из Государственного лесного реестра сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером №, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав административного истца путем исключения из Государственного лесного реестра сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером №, противоречащих сведениям, имеющимся в Едином государственном реестре недвижимости в порядке и срока и предусмотренные положениями Федерального закона от 280-ФЗ от 29 июля 2017 года и Федерального закона № 218-ФЗ от 13 июля 2015 года.
В обоснование доводов административного иска указано, что Махнутина Г.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. 17 ноября 2021 года Махнутина Г.В. обратилась в ПМБУ «Городское лесничество» с заявлением на выдачу разрешения на вырубку деревьев произрастающих на принадлежащем ей земельном участке, где ей было отказано, поскольку принадлежащий ей земельный участок с кадастровым номером № имеет пересечение с землями государственного лесного фонда <адрес>, что было подтверждено ГКУ СО «Билимбаевское лесничество». На обращение в Управление Росреестра Махнутиной Г.В. было отказано в проведении заседания межведомственной рабочей группы созданной для решения вопросов, связанных с приведением в соответствие сведений Единого государственного реестра недвижимости и Государственного лесного реестра о лесных участках, в связи с тем, что данный вопрос в настоящее время относится к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии по Свердловской области. Махнутина Г.В. обратилась в Министерство природных ресурсов и экологии по Свердловской области об исключении Государственного лесного реестра земельного участка с кадастровым номером №, где ей дан был ответ, согласно которому решение данного вопроса отнесено к компетенции Департамента лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу. Согласно ответу Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу на обращение Махнутиной Г.В. решение данного вопроса отнесено к компетенции Министерства природных ресурсов и экологии по Свердловской области и весь пакет документов был обратно перенаправлен в Министерство природных ресурсов и экологии по Свердловской области. Поскольку органы исполнительной власти бездействуют и не выполняют требования действующего законодательства, не устраняют противоречия Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером № Махнутина Г.В. обратилась в суд с данным административным исковым заявлением.
Представитель административного истца Стриганова Е.А., действующая на основании доверенности от 16 ноября 2021 года, представившая диплом о высшем юридическом образовании в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме.
Административный истец Махнутина Г.В., представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, представители заинтересованных лиц- Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федерального агентства лесного хозяйства в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, в частности Махнутина Г.В. путем получения СМС-сообщения при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату 15 марта 2021 года, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамент лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Федеральное агентство лесного хозяйства путем направления заказного почтового отправления, которые получены адресатами, о чем свидетельствуют почтовые извещения, в том числе путем размещения сведений на интернет-сайте Первоуральского городского суда Свердловской области, с ходатайствами об отложении рассмотрения дела не обращались. От административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, представителей заинтересованных лиц- Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей.
Учитывая надлежащее извещение указанных лиц о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит оснований для отложения судебного разбирательства и определил рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Вместе с тем, такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется и судом не установлено.
Согласно части 9 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации ведение государственного лесного реестра внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 упомянутого кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определен перечень полномочий, которые переданы Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе, ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
Как следует из содержания части 1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.
Внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2.1 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу содержания пункта 2.1 Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение (далее - Перечень), являющегося приложением к приказу Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 (зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2013 года N 30979) документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются: акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1); акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2); акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).
В соответствии с пунктом 2.2 основанием для внесения документированной информации в Акты является следующая первичная документация: распоряжения Правительства Российской Федерации о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий; решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации в области лесных отношений: а) об установлении границ лесничеств, а также определении их количества; б) об отнесении лесов к защитным лесам, установлении и изменении их границ; в) об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, установлении и изменении их границ; г) об отнесении лесов к резервным лесам, установлении и изменении их границ; о выделении особо защитных участков лесов и установлении их границ; д) об определении лесорастительных зон и лесных районов; решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления: а) об определении площади лесопарковых зон, зеленых зон; б) об установлении границ зон с особыми условиями использования территорий; в) об установлении или изменении границ населенных пунктов на основании утверждения или изменения генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, утверждения или изменения схем территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских набеленных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях); г) о предоставлении лесного участка в аренду без проведения аукциона; д) о предоставлении лесного участка в безвозмездное срочное пользование; е) о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; ж) об утверждении лесохозяйственного регламента лесничества; данные государственного учета лесных участков; лесохозяйственные регламенты лесничеств; заключение экспертизы проекта освоения лесов; договоры купли-продажи лесных насаждений; лесные декларации; лесоустроительная документация; судебные акты; свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество; выписка из Единого государственного реестра недвижимости; договоры аренды лесных участков; договоры безвозмездного срочного пользования лесными участками; государственные контракты на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов; акты сдачи-приемки выполненных работ; разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного участка; первичные документы о лесных пожарах; первичные документы о нарушениях лесного законодательства; первичные документы о списании погибших лесных культур; первичные документы по инвентаризации лесных культур; первичные документы о переводе лесных культур (молодняков) в покрытые лесной растительностью земли; первичные документы технической приемки лесных культур; акты осмотра мест рубок; акты осмотра лесного участка; первичные документы перевода лесного участка в покрытую лесом площадь при мерах содействия естественному возобновлению; первичные документы перевода лесного участка в покрытую лесом площадь при естественном заращивании; отчеты об использовании лесов; отчеты об охране и о защите лесов; отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении; отчеты о государственной инвентаризации лесов; первичные документы лесопатологического обследования насаждений; первичные документы радиационного обследования насаждений; первичные документы специальных видов обследований насаждений.
Пунктом 13 Порядка ведения государственного лесного реестра, утвержденного Приказом Минприроды России от 27 июля 2020 года N 491, предусмотрено, что уполномоченный орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, посредством внесения изменений в соответствии с пунктом 12 поименованного Порядка, осуществляет исключение из документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, сведений в случаях, предусмотренных частями 6, 7 статьи 4.6 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Указанными частями статьи 4.6 названного федерального закона определено, что сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям: 1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости; 2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом; 3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, осуществляет исключение из государственного лесного реестра сведений, которые противоречат сведениям Единого государственного реестра недвижимости, на основании уведомлений органа регистрации прав об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и иных уведомлений, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в течение 30 дней со дня получения указанных уведомлений (часть 7).
Ведение Государственного лесного реестра и внесение в него изменений, в отношении лесов расположенных в границах территории Свердловской области, осуществятся Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 16 сентября 2015 года № 832-ПП «О Министерстве природных ресурсов и экологии Свердловской области».
Как установлено судом, Махнутина Г.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между <данные изъяты> и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под базу отдыха, площадью <данные изъяты> кв.м.
Из сообщения ПМБУ « Городское лесничество» от 24 ноября 2021 года № следует, что согласно данным предоставленным Билимбаевским ГКУСО «Билимбаевское лесничество» земельный участок с кадастровым номером № имеет пересечение с землями государственного лесного фонда <адрес>, обозначенный участок на площади <данные изъяты> Га относится к защитным лесам, категории защитности – лесопарковые зоны.
Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты> 2021 года № по сведениям Единого государственного реестра недвижимости пересечение земельного участка с кадастровым номером № с участками лесного фонда отсутствуют.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, выданному на основании ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, категория земель: земли лесного фонда - для ведения лесного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м., является Российская Федерация
Солгано свидетельству о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ собственником лесного участка, расположенного по адресу: <адрес> указанный лесной участок отнесен к категории земель : земли лесного фонда, целевое назначение: для ведения лесного хозяйства и лесопользования, площадью <данные изъяты> Га, является Российская Федерация.
Из свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, отнесенного к категории земель: земли лесного фонда-для ведения лесного хозяйства, площадью <данные изъяты> кв.м., является Российская Федерация.
С учетом изложенного, административным истцом не представлены суду доказательства, указывающие на возникновение приведенных выше условий для исключения спорных лесных участков из государственного лесного реестра.
Учитывая приведенные обстоятельства и вышеуказанное правовое регулирование, суд приходит к выводу об отсутствии доказанности допущенного административным ответчиком неправомерного бездействия, влекущего нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Вместе с тем, обязанность доказывания факта нарушения прав возлагается в силу пункта 1 части 9, части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации на административного истца и отсутствие нарушения которых является основанием для отказа в удовлетворении требований административного иска.
Определив обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что административный истец в нарушение положений части 11, пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не доказал нарушение своих прав, свобод и законных интересов.
Указанные обстоятельства не лишают административного истца права на обращение за защитой свих вещных прав при наличии спора о праве в порядке гражданского судопроизводства.
Учитывая изложенное в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным бездействия административных ответчиков, поскольку необходимая совокупность условий не установлена.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Махнутиной Галины Валентиновны к Министерству природных ресурсов и экологии Свердловской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Первоуральский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись. И.В. Антропов
Копия верна: судья - И.В. Антропов