Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-3822/2022 ~ М-3462/2022 от 07.12.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 декабря 2022 года                                                                                город Тула

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Матвеевой О.А.,

при секретаре Меркуловой Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Центрального района г. Тулы Соколовой Л.Е.,

административного ответчика Шарикова Р.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Тулы, с использованием системы видеоконференцсвязи, административное дело №2а-3822/2022 по административному исковому заявлению ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области к Шарикова Р.Ю. об установлении административного надзора,

у с т а н о в и л:

ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Шарикову Р.Ю. об установлении административного надзора на срок, установленный законодательством РФ, с применением административных ограничений в виде обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, запрещении пребывания в определенных местах, а именно в кафе, барах, ресторанах и других заведениях, где осуществляется реализация спиртного в розлив.

Требования мотивированы тем, что Шариков Р.Ю. осужден по приговору Пролетарского районного суда города Тулы от 27 января 2021 года по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ в виде 3 (трех) лет лишения свободы, с отбыванием наказания в ИК общего режима. Шариковым Р.Ю. совершено тяжкое преступление, отбывает наказание в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области, конец срока отбытия наказания 18 марта 2023 года.

15 марта 2022 года Шариков Р.Ю. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, вследствие чего нуждается в установлении административного надзора с применением вышеуказанных административных ограничений.

Представитель административного истца ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещался своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, письменных объяснений не представил.

Административный ответчик Шариков Р.Ю., участвующий в судебном заседании в порядке ст.142 КАС РФ, с применением системы видеоконференцсвязи, не возражал против заявленных административных исковых требований об установлении в отношении него административного надзора.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, обозрев личное дело осужденного Шарикова Р.Ю., исследовав письменные доказательства по делу, заслушав заключение помощника прокурора Соколовой Л.Е., полагавшей необходимым удовлетворить административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении Шарикова Р.Ю., поскольку оно не противоречит нормам действующего законодательства, суд приходит к следующему.

Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом РФ №64-ФЗ от 6 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Согласно ст.1 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ, вступившего в законную силу 1 июля 2011 года, под административным надзором понимается осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В свою очередь, административное ограничение представляет собой временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с Законом.

Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (ст.2 указанного Закона).

Из смысла вышеприведенной нормы следует, что административный надзор является мерой социального контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, имеющей цель, в том числе, предупреждение рецидивной преступности, что не должно расцениваться как ухудшение положения таких лиц.

Установленные ограничения могут быть впоследствии отменены с учетом поведения поднадзорного лица.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания (пункт 1 части 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»).

В судебном заседании установлено, что Шариков Р.Ю. осужден по приговору Пролетарского районного суда города Тулы от 27 января 2021 года по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ к наказанию в виде 4 лет 6 месяцев лишения свободы, с отбыванием наказания в ИК общего режима.

Срок отбытия наказания исчислен с 26 июля 2021 года.

Таким образом, судом установлено, что Шариков Р.Ю. совершил преступление, относящееся в соответствии с ч.4 ст.15 УК РФ к категории тяжкого преступления.

Из материалов личного дела осужденного следует, что постановлением администрации ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области от 15 марта 2022 года на основании ст.116 УИК РФ признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.

Вышеперечисленные обстоятельства достоверно подтверждены материалами дела и в ходе судебного разбирательства Шариковым Р.Ю. не оспаривались.

Осужденный Шариков Р.Ю. подлежит освобождению из мест лишения свободы 18 марта 2023 года, в связи с окончанием срока наказания.

Из личного дела осужденного и представленных материалов следует, что Шариков Р.Ю. администрацией исправительного учреждения характеризуется отрицательно.

Так, согласно представленной характеристики на осуждённого, утвержденной начальником ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области от 23 ноября 2022 года Шариков Р.Ю. прибыл в учреждение 19 августа 2021 года, не трудоустроен, за время отбывания имеет 29 взысканий, из них 13 до вступления приговора в законную силу, поощрений не имеет, злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания признан 15 марта 2022 года, отбывает наказание в строгих условиях отбывания наказания, мероприятия воспитательного характера посещает не регулярно, состоит на профилактическом учете как лицо, склонное к совершению суицида и членовредительства. В работах по благоустройству общежития и прилегающей территории не принимает. Правила внутреннего распорядка и требования режима содержания соблюдает не всегда. С представителями администрации ИУ некорректен, законные требования выполняет. Вину в совершенном преступлении частично признал по приговору суда.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства, во взаимосвязи с вышеприведенными нормами закона, суд приходит к выводу, что Шариков Р.Ю. подпадает под категорию лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор на основании п.1 ч.3 ст.3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Статья 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», содержит перечень ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, при этом в названной статье отражено, что установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.

В соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечении восьми лет после отбытия наказания.

В силу п.1 ч.3 ст.5 названного выше Федерального закона, срок административного надзора в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в частях 2 и 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Как следует из п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.

Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.

Учитывая вышеприведенные правовые нормы, принимая во внимание положения ст.4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», и личность Шарикова Р.Ю., его поведение в период отбытия наказания, а также в целях предупреждения совершения им преступлений и правонарушений, суд считает необходимым и возможным установить последнему административный надзор на определенный срок – 3 года с административными ограничениями в виде обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, запрещении пребывания в определенных местах, а именно в кафе, барах, ресторанах и других заведениях, где осуществляется реализация спиртного в розлив.

        Определяя Шарикову Р.Ю. указанный вид административного ограничения в виде обязательной явки, суд находит его достаточным для оказания воспитательного воздействия на административного ответчика, направленного на выявление и устранение причин и условий, способствующих возможному совершению им преступлений, административных правонарушений либо антиобщественному поведению с его стороны.

При этом, определяя периодичность обязательной явки в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, суд также исходит из принципа соразмерности ограничения права поднадзорного лица, полагая, что цели данного вида ограничений будут достигнуты именно при периодичности явки двух раз в месяц.

При установлении административного надзора в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, с 22:00 до 06:00 суд исходит из того, что Шариков Р.Ю. совершено преступление в ночное время суток, что установлено приговором Пролетарского районного суда Тульской области от 27 января 2021 года. Установление указанного административного ограничения учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административным ответчиком преступления, которое совершено в ночное время, и другие обстоятельства дела, отрицательно характеризующие личность, поведение ответчика и свидетельствующие о необходимости выбора такого ограничения.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.

Согласно приговору Пролетарского районного суда Тульской области от 27 января 2021 года преступление Шариковым Р.Ю. совершено в состоянии алкогольного опьянения. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым и обоснованным установить в отношении Шарикова Р.Ю. ограничение в виде запрета пребывания в определенных местах, а именно в кафе, барах, ресторанах и других заведениях, где осуществляется реализация спиртного в розлив.

Установление указанных административных ограничений согласуется с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным, тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 597-О-О, от 24 сентября 2012 года № 1739-О, от 22 ноября 2012 года № 2064-О, от 22 апреля 2014 года № 885-О, от 23 апреля 2015 года № 898-О, от 22 декабря 2015 года № 2876-О, от 19 июля 2016 года № 1676-О, от 18 июля 2017 года № 1512-О, от 29 мая 2018 года № 1393-О др.).

        Исчислять срок административного надзора надлежит с момента постановки Шарикова Романа Юрьевича, освобождаемого из мест лишения свободы 15 марта 2023 года, на учет в органе внутренних дел (полиции) по избранному месту жительства или месту пребывания.

Также суд обращает внимание на то, что в дальнейшем осужденный Шариков Р.Ю. не лишен права в соответствии со ст. 10,11 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.

При таких обстоятельствах заявленные ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области административные исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ФЗ от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», ст.ст.175-180, 273 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Тульской области к Шарикову Р.Ю. об установлении административного надзора, удовлетворить.

Установить в отношении Шарикова Р.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, административный надзор на срок 3 (три) года.

Установить в отношении Шарикова Р.Ю. административные ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут, запрещении пребывания в определенных местах, а именно в кафе, барах, ресторанах и других заведениях, где осуществляется реализация спиртного в розлив.

Начало срока административного надзора исчислять со дня постановки Шарикова Р.Ю., освобождаемого из мест лишения свободы 15 марта 2023 года, на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Тулы в течение десяти дней со дня его принятия.

Председательствующий

2а-3822/2022 ~ М-3462/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ФКУ ИК-2 УФСИН России по ТО
Ответчики
Шариков Роман Юрьевич
Суд
Центральный районный суд г.Тулы
Судья
Матвеева Ольга Анатольевна
Дело на сайте суда
centralny--tula.sudrf.ru
07.12.2022Регистрация административного искового заявления
07.12.2022Передача материалов судье
09.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
09.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2022Судебное заседание
28.12.2022Судебное заседание
28.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.12.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее