УИД04OS0000-01-2024-000343-93
3а-239/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
2 июля 2024 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казанцевой Т.Б., при секретаре Шойбоновой Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Орлова М.Э. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
У С Т А Н О В И Л:
Орлов М.Э. обратился с административным иском о присуждении компенсации в размере 300 000 руб. за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта – заочного решения Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 14 марта 2023 года, которым на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее - Минсоцзащиты РБ) была возложена обязанность предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании участвующий с использованием системы видеоконференц-связи административный истец Орлов М.Э., поддержал исковые требования, пояснив, что неисполнение судебного решения повлекло существенное нарушение его жилищных прав, в связи с отсутствием жилья, вынужден был нести затраты на аренду жилья, при этом имеется четверо несовершеннолетних детей, в качестве отца которых он не зарегистрирован. Все его обращения в компетентные органы остались без результата. В настоящее время отбывает наказание в исправительной колонии.
Представители административных ответчиков Министерства финансов Республики Бурятия Жалсанова Е.С., Минсоцзащиты РБ Доржиева Е.Б., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании и в письменных возражениях на административный иск просили отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку Минсоцзащиты РБ осуществляет все необходимые действия для исполнения судебного решения, отсутствует специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточно средств федерального и республиканского бюджетов. На основании п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон №159-ФЗ), жилое помещение административному истцу может быть предоставлено после окончания отбывания наказания. Кроме того Орлов М.Э. обратился в суд с иском менее чем через 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Республики Бурятия от 15 марта 2023г., которым в пользу истца была взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Представитель заинтересованного лица ФССП России в лице УФССП по Республике Бурятия в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении судебной корреспонденции.
Судом на основании п.4 ст.247 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, изучив представленные доказательства, исследовав материалы гражданского дела №<...>., исполнительного производства №<...> приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от 30 апреля 2010г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном данным Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Из материалов дела следует, что заочным решением Железнодорожного районного суда г.Улан-Удэ от 14 марта 2023 года, вступившим в законную силу 4 мая 2023 года, на Минсоцзащиты Республики Бурятия возложена обязанность предоставить Орлову М.Э. благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения пригодное для проживания, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже установленных социальных норм по месту жительства <...>.
Исполнительное производство №<...> было возбуждено ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по г.Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия 30 мая 2023 года.
В связи с неисполнением данного решения решением Верховного Суда Республики Бурятия от 15 марта 2024 года в пользу административного истца была взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере <...> руб.
Как следует из разъяснений, данных в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016г. №11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Постановление Пленума №11), принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвует тот же заявитель, административный истец.
Учитывая то, что право на присуждение компенсации за период до 15 марта 2024 года административным истцом уже реализовано, принимая во внимание недопустимость повторного обращения в суд с тем же предметом и основанием административного иска, предметом проверки по настоящему делу является период неисполнения судебного акта с 16 марта 2024 года по настоящее время.
Из исследованных судом материалов исполнительного производства №<...> следует, что заочное решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 14 марта 2023 года не исполнено на момент рассмотрения настоящего дела.
В соответствии с частью 3 статьи 258 КАС РФ, а также разъяснениями, содержащимися в пункте 40 Постановления №11, при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность неисполнения судебного акта. Поскольку сам факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок свидетельствует о причинённом неимущественном вреде (нарушении права на судебную защиту), а его возмещение не зависит от вины органа или должностного лица, лицо, обратившееся с заявлением о компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда.
Вместе с тем в соответствии с п.7 ч.2 ст.252 КАС РФ заявитель должен обосновать размер требуемой компенсации. Установление факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (ч.ч. 3ч.ч. 3 и 4 ст.258 КАС РФ).
В пункте 46 Постановления указано, что действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта. При этом необходимо учитывать, в частности, своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьёй 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением заявителя, например путем непредставления им реквизитов банковского счета (ч.5 ст.253 КАС РФ, п.13 ст.242.3, п.12 ст.242.4, п.12 ст.242.5 БК РФ).
В пункте 48 Постановления указано, что не могут рассматриваться в качестве оснований, оправдывающих нарушение разумных сроков исполнения судебного акта, обстоятельства, связанные с организацией работы органов и должностных лиц, исполняющих судебные акты, например, отсутствие необходимого штата сотрудников, отсутствие необходимых для исполнения денежных средств (ч.4 ст.10 КАС РФ, ч.4 ст. 6.1 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, общая продолжительность исполнения решения суда с момента поступления исполнительного листа на исполнение судебному приставу-исполнителю (26 мая 2023 года) до вынесения настоящего решения составила 1 год 1 месяц 6 дней, с момента вступления заочного решения районного суда в законную силу (4 мая 2023 года) до вынесения настоящего решения составила 1 год 1 месяц 28 дней, при этом со дня вынесения решения Верховного Суда Республики Бурятия от 15 марта 2024 года о взыскании компенсации на момент вынесения настоящего судебного акта срок неисполнения решения составляет 3 месяца 17 дней.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Жилое помещение по решению суда предоставлялось Орлову М.Э. как ребенку-сироте на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Для такой категории граждан государственная поддержка в жилищном вопросе имеет особое значение, поэтому предоставление жилья должно осуществляться в кратчайшие сроки.
Продолжительность неисполнения судебного акта без уважительных причин после вынесения решения Верховного Суда Республики Бурятия от 15 марта 2024 года составляет 3 месяца 17 дней, что с учетом общего срока неисполнения судебного акта, составляющего более 1 года 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу, не может быть признано разумным для исполнения решения суда, связанного с восстановлением жилищных прав гражданина, относящегося к особой категории защищаемых государством лиц.
Доводы Министерства финансов Республики Бурятия, Минсоцзащиты РБ об отсутствии возможности исполнить требования исполнительного документа в связи с отсутствием специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, недостаточностью средств федерального и республиканского бюджетов, подлежат отклонению, поскольку указанные вопросы носят организационный характер и в силу разъяснения, содержащегося в пункте 48 Постановления, не могут рассматриваться в качестве основания, оправдывающего нарушение разумных сроков исполнения судебного акта.
Доводы Министерства финансов Республики Бурятия, Минсоцзащиты РБ о том, что Орлов М.Э. обратился в суд с иском менее чем через 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения о присуждении ему компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок во внимание не принимаются, поскольку требования к сроку предъявления настоящего заявления о компенсации Орловым М.Э. соблюдены.
Согласно ч.4 ст.250 КАС РФ и разъяснениям, данным в п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Постановление №11) административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта. В случае, если исполнение судебного акта по неденежному требованию имущественного характера или требованию неимущественного характера осуществляется органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом или организацией, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим без выдачи судом исполнительного документа, возбуждения исполнительного производства и законодательством не установлен срок исполнения соответствующих требований, заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подается не ранее чем через шесть месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу или истечения установленного судом срока его исполнения либо не позднее чем через шесть месяцев со дня завершения (окончания, прекращения) исполнения судебного акта (ч.8 ст.3 Закона о компенсации, ч.4 ст.250 КАС РФ).
С административным иском Орлов М.Э. обратился в суд по истечении 6 месяцев после истечения срока исполнения решения суда (30 января 2024 года). Вынесение решения о присуждении компенсации 15 марта 2024г. на срок предъявления настоящего иска не влияет, а лишь учитывается при установлении периода неисполнения судебного акта о предоставлении истцу жилого помещения.
Довод представителя Минсоцзащиты РБ о том, что в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ вопрос обеспечения жилым помещением Орлова М.Э. отбывающего наказание в исправительном учреждении, может быть решен после окончания отбывания наказания, подлежит отклонению, как не имеющий правового значения, поскольку положения данного Федерального закона регулируют вопросы предоставления жилых помещений на основании указанного закона по соответствующему заявлению лица, тогда как в рассматриваемом случае исполнению подлежало вступившее в законную силу решение суда.
Частью 1 ст.6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» установлено, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом (ст.210 ГПК РФ).
Таким образом, заочное решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 14 марта 2023 года подлежало исполнению с 4 мая 2023 года независимо от факта отбытия Орловым М.Э. наказания по приговору суда.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о компенсации размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учётом принципов разумности, справедливости.
Согласно пункту 60 Постановления в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Размер компенсации должен определяться судом с учётом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации.
Реальных мер, направленных на скорейшее исполнение судебного акта, со стороны должника не предпринято, при этом виновных действий Орлова М.Э., которые бы привели к длительному неисполнению решения суда, не усматривается.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, период неисполнения судебного решения (с учетом ранее взысканной компенсации) и его значимость для заявителя, не имеющего собственного жилья при установленной законом обязанности государства предоставить ему жилое помещение, суд определяет размер компенсации в 7 000 руб., что с учетом общего срока неисполнения решения и ранее взысканной компенсации соответствует принципу соразмерности и справедливости.
Оснований для взыскания компенсации в том размере, в каком просит административный истец, не имеется, поскольку судом в рассматриваемом случае учитывается иной период неисполнения судебного акта – с момента вынесения решения от 15 марта 2024 года.
В соответствии с частью 3 статьи 259 КАС РФ решение суда по административному делу о присуждении компенсации подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.5 Закона о компенсации судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов РФ обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом, к которому в соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ, п.п.1.1, 3.4 Положения о Министерстве финансов Республики Бурятия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 22 апреля 2008г. №188, относится Министерство финансов Республики Бурятия.
Таким образом, компенсация за нарушение права Орлова М.Э. на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 7 000 руб. подлежит взысканию с Республики Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия за счёт средств республиканского бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 259 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 000 (░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░ 2024 ░░░░.