Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-412/2022 ~ М-424/2022 от 21.10.2022

УИД 58RS0019-01-2022-000683-54

Дело № 2а-412/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2022 года с. Лопатино Пензенской области

Лопатинский районный суд Пензенской области в составе

председательствующего судьи Швецовой О.В.

с участием представителя административного истца помощника прокурора Лопатинского района Пензенской области Сумарукова В.В., действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика главы администрации Козловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области Гомозовой Е.В., действующей на основании решения Комитета местного самоуправления о назначении на должность,

при секретаре Гудковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лопатинского районного суда Пензенской области административное дело по административному иску прокурора Лопатинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Козловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лопатинского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав в обоснование своих требований на то, что прокуратурой Лопатинского района проведена проверка соблюдения законодательства о собственности и водоснабжении населения в администрации Козловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, в ходе которой установлено, что в нарушение действующего федерального законодательства администрацией Козловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области 29.03.2013 был заключен договор безвозмездного пользования инженерными сооружениями и водопроводными сетями , а именно: артезианской скважиной глубиной 191 м, расположенной в <адрес>Б; водонапорной башней, расположенной в <адрес>, и водопроводными сетями протяженностью 15500 м.

Указанный договор аренды не соответствует требованиям действующего законодательства, так как согласно ч.3 ст.41.1 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» для передачи указанных объектов системы холодного водоснабжения и водоотведения нормой закона прямо установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования таких объектов – по концессионным соглашениям.

Причинами и условиями выявленных нарушений явилось ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей должностными лицами администрации Козловского сельсовета, которое влечет за собой негативные последствия в виде недоверия со стороны граждан к институту государственной власти, и ущемление прав других субъектов предпринимательской деятельности, которые могли бы конкурировать на аукционах на право заключения концессионного соглашения.

Согласно пункту 14 статьи 7 ФЗ "О противодействии коррупции", одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении муниципальной преференции), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждение.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Козловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, и обязать администрацию Козловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области провести конкурс на право заключения концессионного соглашения, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении инженерных сооружений, водопроводных сетей и объектов водоотведения, расположенных в с. Козловке Лопатинского района Пензенской области, по результатам которого заключить с победителем соответствующий договор.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Лопатинского района Пензенской области Сумаруков В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования уточнил, просил признать незаконным бездействие администрации Козловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, и обязать администрацию Козловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области провести конкурс на право заключения концессионного соглашения, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении инженерных сооружений, водопроводных сетей и объектов водоотведения, расположенных в с. Козловка Лопатинского района Пензенской области, а именно: артезианская скважина, глубина 191м, кадастровый , расположенная в <адрес>; водонапорная башня, кадастровый , расположенная в <адрес>, и водопроводные сети протяженностью 15500м., кадастровый , по результатам которого заключить с победителем соответствующий договор в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Дал объяснения, аналогичные содержанию административного искового заявления, не возражал в увеличении срока исполнения до 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного ответчика глава администрации Козловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области Гомозова Е.В., действующая на основании решения о назначении на должность, иск признала в полном объеме, однако просила установить срок для исполнения обязанности на 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Заинтересованное лицо ИП Серебряков Д.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом и своевременно, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений главы 22 КАС РФ суд рассматривает административные дела по административным искам, в частности, об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Подпункт 4 части 1, пункт 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации относит к вопросам местного значения городского поселения организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

К вопросам местного значения сельского, поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии в ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

В соответствии с частями 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения и водоотведения.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 г №2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» вопросы местного значения полномочия, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7-1, 7-2, 8, 13, 15, 18, 22, 31, 33-1, 33-2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены за сельскими поселениями Пензенской области.

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Аналогичные нормы закреплены в части 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", согласно которым отчуждение объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность, а равно и передача указанных объектов и прав пользования ими в залог, внесение указанных объектов и прав пользования ими в уставный капитал субъектов хозяйственной деятельности не допускаются.

В соответствии, с пунктом 11 части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "О концессионных соглашениях" объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Согласно частям 2, 3, 5 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Конкурс на право заключения концессионного соглашения, объектом которого являются системы и (или) объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, является открытым. В случае, если они расположены в городах с населением более 300 тысяч человек и отдельные сведения о них составляют государственную тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне, эти сведения не подлежат опубликованию в средствах массовой информации, размещению в сети «Интернет», включению в сообщение о проведении конкурса, решение о заключении концессионного соглашения, конкурсную документацию.

Концедентом, конкурсной комиссией и участниками конкурса при проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Участники конкурса на право заключения концессионного соглашения, отдельные сведения об объекте которого составляют государственную тайну, должны иметь лицензию на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в нарушение действующего федерального законодательства администрацией Козловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области 29.03.2013 был заключен договор безвозмездного пользования инженерными сооружениями и водопроводными сетями , а именно: артезианской скважиной глубиной 191 м, расположенной в <адрес>; водонапорной башней, расположенной в <адрес> <адрес>, и водопроводными сетями протяженностью 15500 м, с ИП Серебряковым Д.В.

Указанный договор аренды не соответствует требованиям действующего законодательства, так как согласно ч. 3 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" для передачи указанных объектов системы холодного водоснабжения и водоотведения нормой закона прямо установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования таких объектов - по концессионным соглашениям.

Согласно пункту 14 статьи 7 ФЗ "О противодействии коррупции", одним из основных направлений деятельности органов местного самоуправления по повышению эффективности противодействия коррупции является совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении муниципальной преференции), а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждение.

Оценивая исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что причинами и условиями выявленных нарушений явилось ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей должностными лицами администрации Козловского сельсовета, которое влечет за собой негативные последствия в виде недоверия со стороны граждан к институту государственной власти, и ущемление прав других субъектов предпринимательской деятельности, которые могли бы конкурировать на аукционах на право заключения концессионного соглашения.

Тогда как согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В связи с чем, обращение прокурора Лопатинского района в защиту прав граждан является обоснованным, и его требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Суд полагает возможным установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено – в течение 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом РФ в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.115-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Лопатинского района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Козловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества.

Обязать администрацию Козловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области провести конкурс на право заключения концессионного соглашения, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении инженерных сооружений, водопроводных сетей и объектов водоотведения, расположенных в с. Козловка Лопатинского района Пензенской области а именно: артезианская скважина, глубина 191м, кадастровый , расположенная в <адрес>Б; водонапорная башня, кадастровый , расположенная в <адрес>В, и водопроводные сети протяженностью 15500м., кадастровый , по результатам которого заключить с победителем соответствующий договор в течении 10 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Козловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области опубликовать настоящее решение Лопатинского районного суда в ближайшем выпуске информационного бюллетеня Козловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области «Информационный центр».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 17 ноября 2022 года.

Председательствующий: Швецова О.В.

2а-412/2022 ~ М-424/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Лопатинского района Пензенской области
Ответчики
Администрация Козловского сельсовета Лопатинского района Пензенской области
Другие
ИП Серебряков Дмитрий Владимирович
Суд
Лопатинский районный суд Пензенской области
Судья
Швецова Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
lopatinsky--pnz.sudrf.ru
21.10.2022Регистрация административного искового заявления
21.10.2022Передача материалов судье
21.10.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2022Судебное заседание
17.11.2022Судебное заседание
17.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2022Дело оформлено
13.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее