Дело № 2а-703/2022
УИД: 21RS0016-01-2022-000599-32
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 апреля 2022 года п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Бойправ В.Г.,
при секретаре судебного заседания Прокопьевой А.А.,
с участием помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Рафикова Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чебоксарскому району к Васильеву М.В. об установлении административного надзора,
установил:
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чебоксарскому району (далее ОМВД России по Чебоксарскому району) обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Васильева М.В., мотивировав его тем, что Васильев М.В., являясь совершеннолетним лицом, освобожденным из мест лишения свободы и имеющим непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, в течение одного года совершил два административных правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.
Ссылаясь на п. 1 ч. 1 и п. 2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» просит установить за Васильевым М.В. административный надзор сроком на 1 год с административными ограничениями в виде: явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации один раз в месяц; запрета пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив; запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время (с 22 часов до 06 часов утра следующего дня); запрета выезда за пределы <адрес>.
Представитель административного истца ОМВД России по Чебоксарскому району о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении Васильева М.В. поддерживает в полном объеме.
Административный ответчик Васильев М.В. о времени, месте и дате рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, имеется расписка о рассмотрении дела без его участия.
Учитывая, что участники процесса о времени, дате и месте заседания суда извещены надлежащим образом, руководствуясь ч. 4 ст. 272 КАС РФ, суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Участвующий в деле прокурор в заключении по делу указал, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Изучив представленные материалы, выслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего;
4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч.1 ст.231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона в отношении указанного в ч. 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 разъяснено, что при рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в ч. 1 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011г. № 64-ФЗ, административных правонарушений, предусмотренных п.2 ч. 3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
27 ноября 2017 года Васильев М.В. осужден Чебоксарским районным судом Чувашской Республики по ч. 2 ст. 162 УК РФ к лишению свободы на срок 2 года условно с испытательным сроком на 2 года.
Он же, Васильев М.В., осужден 17 мая 2018 года Чебоксарским районным судом Чувашской Республики по ч. 2 ст. 162 УК РФ с применением ч. 5 ст. 74, ст. 70 УК РФ к лишению свободы на срок 3 года 9 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима. Освобожден по отбытии наказания 21 сентября 2021 года.
В соответствии с положениями ст. 15 УК РФ преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 162 УК РФ относятся к категории тяжких преступлений, судимость по которым погашается в соответствии с п. «г» ч. 3 ст. 86 УК РФ по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Таким образом, с учетом положений ст. 86 УК РФ судимость у Васильева М.В. погашается 20 сентября 2029 года.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Васильев М.В., имея непогашенную судимость по приговору Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 17 мая 2018 года за совершение умышленного тяжкого преступления, в течение одного года совершил административные правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Так, постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Васильев М.В. привлечен к административной ответственности за совершение ДД.ММ.ГГГГ в 04 часа 10 минут административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Васильев М.В. привлечен к административной ответственности за совершение ДД.ММ.ГГГГ в 01 час 45 минут административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, за что подвергнут административному наказанию виде административного штрафа в размере 600 рублей.
Указанные постановления Васильевым М.В. не оспаривались, вступили в законную силу.
Таким образом, Васильев М.В. относится к категории лиц, в отношении которых может быть установлен административный надзор в соответствии с п. 1 ч.1 и п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года за № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», поскольку имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, и в течение одного года он совершил два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ОМВД России по Чебоксарскому району об установлении административного надзора в отношении Васильева М.В. подлежит удовлетворению.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 06 апреля 2011 года за № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в ч. 1 (п.п. 1, 2 и 4) ст. 3 приведенного Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 5 названного Федерального закона срок административного надзора следует исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
В соответствии со ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить в отношении поднадзорного лица одно или несколько административных ограничений, предусмотренные ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Из справки-характеристики, предоставленной инспектором НоАН ОМВД России по Чебоксарскому району ФИО1, следует, что Васильев М.В. характеризуется посредственно: имеются сведения о неоднократном привлечении к административной ответственности за правонарушения, посягающие на общественный порядок, ранее судим, состоит на профилактическом учете в ОМВД России о Чебоксарскому району как лицо, формально попадающее под административный надзор за совершения преступления против собственности.
На основании изложенного, принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного Васильевым М.В. преступления, данные о его личности, его поведение после освобождения из мест лишения свободы, неоднократном привлечении к административной ответственности, в целях осуществления контроля за освободившимся лицом, предотвращения возможности совершения им противоправных деяний, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, суд считает необходимым установить в отношении Васильева М.В. административный надзор сроком на 1 год с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрета пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут утра следующего дня.
Вместе с тем, суд считает необходимым отказать заявителю в удовлетворении требования об установлении в отношении Васильева М.В. административного ограничения в виде запрета выезда за установленные судом пределы территории <адрес>, поскольку необходимости установления поднадзорному лицу данного вида ограничения из представленных суду материалов не усматривается. Совершение административных правонарушений на территории <адрес>, не указывает на безусловное основание установлению указанного ограничения. Административный ответчик Васильев М.В. имеет постоянное место проживания на территории <адрес>.
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая в соответствии с частью первой статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
Суд также отмечает, что в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона №64-ФЗ от 06 апреля 2011 года № 64 - ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Дополнение административных ограничений может выражаться как в установлении новых, так и в конкретизации ранее назначенных административных ограничений.
Статьей 7 указанного Федерального закона также предусмотрено, что административный надзор может быть продлен судом в случае:
1) осуждения поднадзорного лица к наказанию, не связанному с изоляцией осужденного от общества, за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;
2) осуждения поднадзорного лица условно, либо с отсрочкой исполнения приговора, либо с отсрочкой отбывания наказания за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;
3) применения к поднадзорному лицу меры уголовно-правового характера без изоляции от общества в связи с совершением им в период нахождения под административным надзором преступления;
4) совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 331-ФЗ).
В то же время, согласно ч. 2 ст. 9 названного Федерального закона административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.
Таким образом, при выполнении установленных законом условий Васильев М.В. вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Чебоксарскому району к Васильеву М.В. об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Васильева М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, на срок 1 (один) год.
Срок административного надзора исчислять со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Установить в отношении Васильева М.В. административные ограничения в виде:
- обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрета пребывания в заведениях, где реализуется алкогольная продукция в розлив;
- запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в ночное время с 22 часов до 06 часов утра следующего дня.
В удовлетворении административного искового заявления в части установления Васильеву М.В. запрета выезда за установленные судом пределы территории <адрес>, отказать.
Разъяснить Васильеву М.В., что за несоблюдение административных ограничений и невыполнение установленных обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре, он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 19.24 КоАП РФ, а за уклонение от административного надзора или неоднократное несоблюдение установленных судом в соответствии с федеральным законом ограничения или ограничений – к уголовной ответственности по ст. 314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня вынесения решения.
Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2022 года.
Председательствующий: судья В.Г. Бойправ