№ 2(1)а-1688/2022
56RS0007-01-2022-003171-66
Решение
Именем Российской Федерации
07 декабря 2022 года г.Бугуруслан
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
в составе председательствующего судьи Пичугиной О.П.,
при секретаре Мастяевой Ю.В.,
с участием административного ответчика Зиборова Андрея Алексеевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Оренбургской области к Зиборову Андрею Алексеевичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 15 по Оренбургской области обратилась в суд с административным иском, указав, что административный ответчик Зиборов А.А. с 28.03.2008 по настоящее время является собственником недвижимого имущества: квартира, <адрес>, кадастровый №, являющегося объектом налогообложения.
Инспекцией Зиборову А.А. исчислен налог на имущество по указанному объекту налогообложения за 2017 год в сумме 894 руб. и за 2018 год в сумме 918 руб., в связи с чем, Зиборову А.А. инспекцией были направлены налоговые уведомления №2321488 от 23.06.2018г. и № 74181547 от 22.08.2019г.
Поскольку в установленный срок оплата налога Зиборовым А.А. не произведена, в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ на сумму несвоевременно уплаченного налога за период с 03.12.2019г. по 11.02.2020г. начислена пеня в размере 13 руб. 67 коп., 02.12.2017 по 09.07.2019 начислена пня в размере 112 руб. 67 коп.
Кроме того, в собственности Зиборова А.А. в период с 03.11.2005г. по 05.03.2015г. находился земельный участок, расположены по адресу: <адрес>, кадастровый №, являющийся объектом налогообложения.
Налоговым органом в отношении налогоплательщика направлялось налоговое уведомление от 06.09.2017 № 45737856.
За 2014 г. налогоплательщику был исчислен земельный налог в размере 98 руб. Зиборовым А.А. земельный налог не оплачен.
Поскольку административный ответчик не уплатил исчисленные суммы земельного налога с физических лиц в установленный законодательством срок на основании ст.ст.72, 75 НК РФ начислена пеня за каждый день просрочки в процентах от неуплаченной суммы налога по ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ за налоговый период 2014г. в размере 12 руб. 67 коп.
На основании ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику выставлено требование от 10.07.2019 № 26856.
Так в связи с неоплатой налоговой задолженности, налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание задолженности, судебный приказ от 25.05.2018 № 2а-114/2018 был выдан. Указанная задолженность не оплачена до настоящего времени. Кроме того, мировым судьей выдан 10.07.2020 судебный приказ, который определением от 29.04.2022 отменен.
Административный истец просил взыскать с Зиборова Андрея Алексеевича задолженность по налогам в общей сумме 1951,01 руб., в том числе:
Налог на имущество физических лиц за налоговый период 2017г. в размере 894 руб., 2018г. в размере 918 руб.,
Пени по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2014г. в размере 112,67 руб., 2018 -13,67 руб.,
Пени по земельному налогу с физических лиц за налоговый период 2014 г. в размере 12,67 руб.
В судебное заседание представитель административного истца не явился. О времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, от представителя административного истца имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Зиборов А.А. заявленные требования не признал, просил в удовлетворении административного иска отказать, поскольку налоговые уведомления и требования об уплате налога, пени не получал, налоговый орган обратился за взысканием до истечения 3-х летнего срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ.
Суд в соответствии со ст.150, ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Выслушав объяснения административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
По общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за пользование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании пункта 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.
Согласно статье 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно ст. ст. 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом для уплаты земельного налога признается календарный год.
Согласно ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 401 Налогового кодекса Российской Федерации).
В статье 403 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Зиборов А.А. с 28.03.2008г. является собственником недвижимого имущества: квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по настоящее время.
Также из материалов дела усматривается, что в период 03.11.2005 по 05.03.2015 Зиборову А.А. на праве собственности принадлежал земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с налоговым уведомлением № 2321488 от 23.06.2018г. Зиборову А.А. был исчислен имущественный налог за 2017 год, сумма к оплате составила 894 руб. Срок уплаты установлен до 03.12.2018 г.
Однако Зиборов А.А. не оплатил данный налог, в связи с чем в соответствии со ст.с75 НК РФ Зиборову А.А. было выставлено требование № 9551 от 11.02.2019г., в котором предлагалось произвести оплату пени. Ответчик в установленные требованиями сроки уплату задолженности не произвел, от уплаты уклонился.
Аналогично, имущественный налог за 2018 год (918 руб. срок оплаты 02.12.2019г., фактически оплата не была произведена, в связи с чем в соответствии со ст.75 НК РФ было выставлено требование № 7267 от 12.02.2020г., в котором предлагалось произвести оплату пени. Административный ответчик от уплаты уклонился.
Согласно налоговому уведомлению от 06.09.2017г № 45737856 Зиборову А.А. рассчитан земельный налог за 2014г. Срок уплаты установлен до 01.12.2017 г. Зиборовым А.А. земельный налог не был оплачен, в связи с чем, в соответствии со ст.ст. 69,70 НК РФ было выставлено требование № 26856 от 10.07.2019г., которое осталось не исполненным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после дня регистрации (постановки на учет, снятия с учета) указанных лиц или дня регистрации актов гражданского состояния физических лиц.
Согласно пункту 3 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в сведениях о физических лицах, не являющихся индивидуальными предпринимателями, подлежат учету налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
Пункт 4 данной статьи предусматривает, что в случаях изменения места нахождения организации, места нахождения обособленного подразделения организации, места жительства физического лица снятие их с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация, физическое лицо состояли на учете.
Судом установлено, что Зиборов А.А., Р с 02.12.2020г. зарегистрирован по адресу: <адрес>
Налоговые уведомления и требования об уплате налога направлялись административному ответчику по адресу: <адрес> Факт их получения Зиборовым А.А. по указанному адресу оспаривался.
Таким образом, налоговое уведомление и требования об уплате налога не направлялись в адрес налогоплательщика Зиборова А.А. по месту его жительства.
Доказательств направления налоговым органом административному ответчику по месту его жительства налогового уведомления и требования об уплате налога в материалы дела не представлено.
Установив отсутствие факта направления в адрес административного ответчика налогового уведомления, суд приходит к выводу, что у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате налога, в связи с чем налоговый орган не вправе был направлять требования об уплате налога.
Направление налогового уведомления по иному адресу признается ненадлежащим исполнением обязанности по их направлению.
Данный вывод в полной мере согласуется с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в определении от 8 апреля 2010 г. № 468-О-О, согласно которым в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по транспортному налогу, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.
При этом в соответствии с абзацем вторым статьи 52 и пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление (а в случае неуплаты налога по уведомлению - требование об уплате налога) может быть передано руководителю организации, ее законному или уполномоченному представителю, физическому лицу, его законному или уполномоченному представителю лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если указанными способами налоговое уведомление (налоговое требование) вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Направление налоговым органом налогового уведомления по неверному адресу налогоплательщика не порождает у последнего обязанности по уплате налога. Следовательно, право на обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу у налогового органа в случае направления требования об уплате налога по ошибочному адресу не возникает.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №15 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2017-2018 ░░., ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 2014 ░., 2018 ░., ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2014 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14.12.2022