Резолютивная часть
Дело №а-401/2023
УИД: 66RS0№-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
дата Берёзовский
<адрес>
Березовский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи *** при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Миньковой Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску государственного бюджетного учреждения <адрес> «<адрес> база авиационной охраны лесов» к судебному приставу-исполнителю <адрес> отделения судебных приставов Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> Шлыковой Е. Ю., Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о признании постановления о возбуждении исполнительного производства незаконным,
установил:
Государственное бюджетное учреждение <адрес> «<адрес> база авиационной охраны лесов» (далее по тексту – административный истец, ГБУ СО «ЛХПО») обратились с административным иском, в обоснование которого указали, что ими был установлен факт наложения на принадлежащие административному истцу транспортные средства запреты на регистрационные действия судебным приставом-исполнителем Березовского РОСП ГУ ФССП России по <адрес> в рамках исполнительных производств №-ИП от дата.
Административный истец просит признать незаконными постановления судебного пристава-исполнителя <адрес> РОСП ГУ ФССП России по <адрес> Ш. Е.Ю. о возбуждении данных исполнительных производств, поскольку указанные постановления вынесены и исполнительные производства возбуждены с нарушением предусмотренного порядка возбуждения исполнительного производства в отношении бюджетного учреждения, предполагающий направление исполнительного листа, поступившего в службу судебных приставов, в адрес органа, осуществляющего открытие и ведение лицевых счетов бюджетного учреждения, в данном случае, в Министерство финансов <адрес>.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель <адрес> РОСП ГУ ФССП России по <адрес> Ш. Е.Ю., представитель административного ответчика Главного управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, представитель заинтересованного лица ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Стороны и лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о месте и времени рассмотрения дела путем направления судебных извещений, а также публично, посредством размещения информации о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со ст. ст. 14, 16 Федерального закона от дата № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» на официальном Интернет-сайте Берёзовского городского суда <адрес> berezovskу.svd@sudrf.ru
Суд с учетом положений ч.6 ст.226, ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть дело при данной явке в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, поскольку суд не признал обязательной их явку, неявка лиц не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Оценив фактические обстоятельства, исследовав представленные суду письменные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, постановлением <адрес> от дата №-ПП Государственное унитарное предприятие <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение» дата реорганизовано в форме преобразования в Государственное бюджетное учреждение <адрес> «<адрес> база авиационной охраны лесов». На основании постановления <адрес> от дата №-ПП бюджетное учреждение <адрес> авиабаза» было реорганизовано в форме присоединения к нему государственного бюджетного учреждения <адрес> «Лесохозяйственное производственное объединение».
Из материалов дела следует, установлено судом, дата судебным приставом-исполнителем <адрес> РОСП ГУ ФССП России по <адрес> Ш. А.Ю. на основании вынесенного постановления возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника ГУП СО «Лесохозяйственное производственное объединение» с предметом исполнения административный штраф в размере *** рублей в пользу взыскателя ЦАФАП ГИБДД ГУ МВД России по <адрес>. Указанное исполнительное производство, как следует из постановления, возбуждено на основании исполнительного документа – акта по делу об административном правонарушении.
Исполнительное производство на момент рассмотрения спора не окончено.
В соответствии с п.2 ст. 239 Бюджетного Кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.3 ст. 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного Кодекса.
Согласно статье 220.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.
Лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством. Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации, открываются и ведутся в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, лицевые счета заявителя в силу части 16 статьи 30 Федерального закона от дата № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», во исполнение распоряжение <адрес> от дата №-РП «Об утверждении плана мероприятий по реализации на территории <адрес> Федерального закона от дата № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», а также приказа Министерства финансов <адрес> от дата № «Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов неучастников бюджетного процесса Министерством финансов <адрес>» с изменения и дополнениями, внесенными приказом от дата №, и приказа <адрес> от дата № «Об утверждении Порядка санкционирования расходов областных государственных учреждений, источником финансирования которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и пунктом 5 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации», открыты и ведутся Министерством финансов <адрес>.
Пунктом 20 статьи 30 Закона №83-ФЗ определено, что орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет бюджетному учреждению - должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением заявления взыскателя (подпункт 6).
Бюджетное учреждение - должник, в свою очередь, в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника (подпункт 7).
При нарушении бюджетным учреждением - должником сроков исполнения исполнительных документов, установленных абзацем первым данного пункта, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Приведенными нормами Закона №83-ФЗ не установлено иного порядка исполнения бюджетным учреждением судебных актов, предусматривающих денежное взыскание с лицевого счета учреждения - должника, а, следовательно, и возможности понуждения его к добровольному исполнению этих актов путем начисления в пользу взыскателя процентов на случай неисполнения судебного акта с момента вступления решения суда в законную силу.
Как разъяснено в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата №-О, статья 242.2 БК РФ, устанавливающая особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе закрепляющая сроки для исполнения судебных актов, направлена на защиту интересов взыскателя. Положения данной статьи не препятствуют исполнению судебных решений, они предполагают совершение взыскателем активных действий, направленных на получение взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов: исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта, заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства. Данное разъяснение в равной степени относится и к особенностям исполнения судебных актов, предусмотренных пунктом 20 статьи 30 Закона №83-ФЗ.
Соблюдение вышеприведенного порядка обращения взыскания на средства бюджетных учреждений посредством предъявления исполнительных документов в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетного учреждения, является обязательным, а действия взыскателя по соблюдению указанного порядка рассматриваются в качестве обязательного этапа, предшествующего возможности предъявления исполнительного документа в соответствующую службу судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Подобный вывод подтверждается и пунктом 5 Приказа ФССП России №, Казначейства России № от дата «Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального казначейства по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений», согласно которому при поступлении в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов исполнительного документа, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетного или автономного учреждения, судебный пристав-исполнитель в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в случае отсутствия в исполнительном документе отметки органа Федерального казначейства о возврате исполнительного документа взыскателю, о полном или частичном неисполнении и сроке нахождения его в территориальном органе Федерального казначейства.
Исполнительный документ возвращается взыскателю судебным приставом-исполнителем с разъяснением порядка исполнения, установленного Федерального закона от дата № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата № в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, т.е. посредством предъявления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетного учреждения.
Применительно к <адрес> Министерством финансов <адрес> издан Приказ от дата № «Об утверждении Порядка осуществления государственными бюджетными учреждениями <адрес> операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности», пунктом 4.14 которого предусмотрено, что операции по исполнению исполнительных документов по задолженности, образовавшейся в результате осуществления получателями бюджетных средств предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляются в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, то есть, посредством предъявления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетного учреждения.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от дата №-ПП, Министерство финансов организует исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства государственных бюджетных и автономных учреждений <адрес>, лицевые счета которым открыты в Министерстве финансов.
Взыскание средств с бюджетного учреждения организуется Министерством финансов и представляет собой регламентированную систему административных сроков и процедур.
Таким образом, обращение в Министерство финансов является обязательным этапом в ходе исполнения требований исполнительных документов данной категории.
Вместе с тем, дата судебным приставом-исполнителем <адрес> РОСП ГУ ФССП России по <адрес> Ш. Е.Ю. вышеуказанное исполнительное производство №-ИП возбуждено в нарушение требований закона, без соблюдения порядка исполнения бюджетным учреждением судебных актов, предусматривающих денежное взыскание с лицевого счета учреждения – должника. В Министерство финансов исполнительные листы не поступали.
По указанным мотивам постановление судебного пристава-исполнителя <адрес> РОСП ГУ ФССП России по <адрес> о возбуждении исполнительного производства от дата №-ИП, законными признать нельзя, а потому административный иск подлежит удовлетворению.
Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности, по своему внутреннему убеждению; постанавливая решение, учитывает, что в судебном заседании лицам, участвующим в деле, были созданы условия для всестороннего исследования имеющихся доказательств, у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст.62,226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст.175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░> «<░░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░. ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №-░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ *** ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░ ***