Административное дело № 2а-897/2022
09RS0009-01-2022-001006-64
Решение
Именем Российской Федерации
21 ноября 2022 года а. Адыге-Хабль, КЧР
Адыге-Хабльский районный суд КЧР в составе
председательствующего судьи Калмыковой А.А.,
при секретаре Мижевой А.К.,
с участием помощника Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Мырзаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Адыге-Хабльского межрайонного прокурора к администрации Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского района КЧР о признании незаконным бездействия и понуждении опубликовать на официальном сайте сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера,
установил:
Адыге-Хабльский межрайонный прокурор, в порядке ст.39 КАС РФ, действуя в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, обратился в Адыге-Хабльский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Апсуанского сельского поселения о признании бездействия незаконным и понуждении ответчика после принятия судом решения опубликовать на официальном сайте в сети «Интернет» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, супруги (супруга), и их несовершеннолетних детей в отношении лиц замещающих, (замещавших) муниципальные должности за 2021 год.
Свои исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой была проведена проверка исполнения антикоррупционного законодательства и законодательства о муниципальной службе в администрации Апсуанского сельского поселения. В силу требований пп.1 и 1.1 ст. 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» - граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, муниципальные служащие, замещающие соответствующие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации. Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательства имущественного характера государственными гражданскими служащим субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 19 Закона КЧР от 5.07.2005 № 49-P3 «О государственной гражданской службе Карачаево-Черкесск Республики и п. 3 «Положения о представлении гражданами, претендующими замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами замещающими государственные должности Российской Федерации, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должны предоставляться ежегодно не позднее 30 апреля года следующего за отчетным. В силу требований ст. 10 Закона КЧР от 13.03.2009 № 1-P3 «Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике» и положений Указа Главы Карачаево Черкесской Республики от 28.07.2013 № 166 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются по форме установленной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.14 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, имуществе И обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации». Опубликованию в сети «Интернет» подлежат сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей лиц, замещающих муниципальные должности. В силу требований ч. 6 ст. 8 Федерального Закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, включенными в соответствующие перечни размещаются в информационно- телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах органов местного самоуправления. Между тем, проведенной проверкой установлено, что на официальном сайте Апсуанского сельского поселения «a-hmr.ru» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц замещающих муниципальные должности, а также о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2021 год не размещены. Отсутствие на официальном сайте Апсуанского сельского поселения, предусмотренной законом информации, противоречит требованиям ст. 4, 6 Федерального закона от 09.02.2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления», в соответствии с которым основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является доступность, достоверность и открытость информации о деятельности органов местного самоуправления. Бездействие Апсуанского сельского поселения, выразившееся в неразмещении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц замещающих муниципальные должности за 2021 год противоречит требованиям законодательства о противодействии коррупции и нарушает права неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области, обеспечение доступа граждан к информации о деятельности органов местного самоуправления относится к основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции. В отношении предоставления сведений о доходах и порядка опубликования данных сведений антикоррупционные стандарты установлены положениями Федерального закона «О противодействии коррупции» и Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». Статьями 4, 15 Конституции РФ установлено, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. В связи с чем просит признать бездействие администрации Апсуанского сельского поселения, выразившееся в неразмещении на официальном сайте органа местного самоуправления Апсуанского сельского поселения в сети «Интернет» - «a-hmr.ru» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, а также о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2021 год - незаконным. А также обязать администрацию Апсуанского сельского поселения в течение одного месяца с момента вынесения судом решения по настоящему иску опубликовать на официальном сайте органа местного самоуправления Апсуанского сельского поселения в сети «Интернет» - «a-hmr.ru» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, а также о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2021 год.
В судебном заседании помощник Адыге-Хабльского межрайонного прокурора Мырзаева А.С. административный иск поддержала по изложенным в нём основаниям, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Апсуанского сельского поселения в судебное заседание не явился, об отложении дела не просил. Возражений суду не представил.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствии представителя ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ч. 4 ст.218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Одной из форм противодействия коррупции является осуществление контроля за расходами лиц, замещающих должности, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации или нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, а также за расходами их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в случаях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 3.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации (ст. 8.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, и порядок осуществления такого контроля установлены Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
Согласно ч. 1 ст. 3 данного федерального закона лицо, замещающее (занимающее) одну из указанных выше должностей, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
В соответствии с положениями подпункта 8 п.2 ст.235 ГК РФ имущество, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, по решению суда подлежит обращению в доход Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 23.06.2014 №460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» установлено, что лица, претендующие на замещение должностей и замещающие должности, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представляют такие сведения по форме справки, утвержденной настоящим Указом.
Статьей 19 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 05.07.2005 № 49-РЗ «О государственной гражданской службе Карачаево-Черкесской Республики» и п. 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 №558 предусмотрено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера должны предоставляться ежегодно не позднее 30 апреля года следующего за отчетным.
В силу требований ст. 10 Закона КЧР от 13.03.2009 № 1-РЗ «Об отдельных вопросах по противодействию коррупции в Карачаево-Черкесской Республике» и положений Указа Главы Карачаево-Черкесской Республики от 28.07.13 №166 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются по форме установленной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».
Согласно ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Таким образом, бездействие администрации Апсуанского сельского поселения, выразившееся в неопубликовании на официальном сайте администрации Апсуанского сельского поселения в сети «Интернет» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, супруги (супруга), и их несовершеннолетних детей лиц замещающих (замещавших) муниципальные должности за 2021 год.
В связи с чем, суд полагает, что оспариваемое прокурором в рамках настоящего спора бездействие администрации органа местного самоуправления нарушает и права неопределенного круга лиц.
С учетом приведенных норм и установленных обстоятельств суд приходит к выводу о наличии у администрации Апсуанского сельского поселения в силу закона обязанности опубликовать на официальном сайте администрации Апсуанского СП в сети «Интернет» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, супруги (супруга), и их несовершеннолетних детей лиц замещающих (замещавших) муниципальные должности в администрации сельского поселения за 2021год.
В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Суд полагает, месячный срок со дня вступления в силу решения суда для опубликования на официальном сайте Апсуанского сельского поселения в сети «Интернет» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, супруги (супруга), и их несовершеннолетних детей, в отношении лиц замещающих, (замещавших) муниципальные должности в администрации сельского поселения за 2021год представляется суду разумным.
Исследованные в судебном заседании доказательства, позволяют суду признать требования Адыге-Хабльского межрайонного прокурора законными и обоснованными.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Адыге-Хабльского межрайонного прокурора к администрации Апсуанского сельского поселения Адыге-Хабльского района КЧР о признании незаконным бездействия и понуждении опубликовать на официальном сайте сведения о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Апсуанского сельского поселения, выразившееся в неразмещении на официальном сайте органа местного самоуправления Апсуанского сельского поселения в сети «Интернет» - «a-hmr.ru» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, а также о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2021 год - незаконным.
Обязать администрацию Апсуанского сельского поселения в течение одного месяца со дня вступления в законную силу судебного решения по настоящему иску опубликовать на официальном сайте органа местного самоуправления Апсуанского сельского поселения в сети «Интернет» - «a-hmr.ru» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих муниципальные должности, а также о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2021 год.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Карачаево-Черкесской Республики через Адыге-Хабльский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено «22» ноября 2022 года.
Судья
Адыге-Хабльского районного суда КЧР Калмыкова А.А.