Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-48/2024 ~ М-17/2024 от 29.01.2024

Дело № 2а-48/2024

УИД 56RS0017-01-2024-000025-82

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 февраля 2024 года с. Кваркено

Кваркенский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Паршиной О.С.,

при секретаре Каримовой Н.Ю.,

с участием старшего помощника прокурора Кваркенского района Оренбургской области Артименко С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кваркенского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Коминтерновский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения,

у с т а н о в и л:

прокурор обратился в суд с указанным иском к названному ответчику.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части обеспечения своевременного сноса расселенных многоквартирных домов. Проверкой установлено, что расселение граждан из многоквартирных домов в <адрес>, <адрес> осуществлялось в рамках реализации областной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда Оренбургской области». В нарушение закона по прекращении эксплуатации аварийных домов ответчик не принял мер, предупреждающих причинение вреда населению, окружающей среде, в том числе препятствующих несанкционированному доступу в такие дома, утилизации строительного мусора. Выявлен факт наличия свободного доступа в аварийные жилые дома, что не отвечает требованиям безопасности для жизни и здоровья, в том числе несовершеннолетних детей, и может привести к причинению вреда их жизни и здоровью, а также не исключает совершения правонарушений на объектах, создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, опасность для сохранения имущества третьих лиц. Наличие отходов, мусора в домах требует принятия немедленных мер для исключения нарушения санитарных, экологических норм, правил, при их нарушении может быть причинен вред здоровью людей, окружающей среде. Многоквартирные дома дои настоящего времени не демонтированы, представляют опасность для жизни, здоровья людей, в том числе по причине нахождения в полуразрушенном состоянии. Территория вокруг указанных объектов не имеет ограждения, предупредительные обозначения отсутствуют. В дома имеется свободный доступ, их посещают дети и лица без определенного места жительства. Ответчик, как участник региональной адресной программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, обязан, кроме переселения граждан, осуществить ликвидацию аварийного жилищного фонда. Переселение людей из домов завершено, но дома не снесены. По этому факту прокурор внёс ответчику представление, но нарушения не устранены.

Также установлено, что на придомовой территории и на фасаде многоквартирных домов находятся участки действующего газопровода.

Просил признать незаконным бездействие ответчика в части неосуществления своевременного сноса признанных аварийными многоквартирных домов по адресам: <адрес>; обязать ответчика принять меры к сносу многоквартирных домов по адресам: <адрес>, в срок до 01.09.2024 года; обязать АО «Газпром газораспределение Оренбург» филиал в г.Гае демонтировать участки газопроводов, находящиеся на придомовой территории и на фасаде зданий многоквартирных домов, расположенных по адресу: <адрес>.

В период подготовки дела к слушанию прокурор изменил заявленные требования, уменьшив их объем, в части заявленных требования к АО «Газпром газораспределение Оренбург» филиал в г.Гае не поддержал.

Окончательно просил признать незаконным бездействие ответчика в части неосуществления своевременного сноса признанных аварийными многоквартирных домов по адресам: <адрес>; обязать ответчика принять меры к сносу многоквартирных домов по адресам: <адрес>.

Также просил обязать ответчика принять меры к сносу названных многоквартирных домов в срок до 01.09.2024 года.

Сославшись на мотивы иска, прокурор в судебном заседании поддержал заявленные по делу требования, просил эти требования удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени слушания дела извещен надлежащим способом своевременно, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором не возражал исковые требования удовлетворить.

Представитель АО «Газпром газораспределение Оренбург» филиал в г.Гае в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, представили ходатайство об исключении из числа ответчиков, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Также указали, что АО «Газпром газораспределение Оренбург» филиал в г.Гае не может быть ответчиком по делу, поскольку является коммерческой организацией, основной целью которого является извлечение прибыли и основными видами деятельности которого являются транспортировка газа по трубопроводам, техническое обслуживание и эксплуатация газораспределительных систем, газификация и т.д. (в соответствии с Уставом АО «Газпром газораспределение Оренбург»). Общество не является представителем власти и не выполняет организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления, а также не является государственным органом и органом местного самоуправления. Филиал АО «Газпром газораспределение Оренбург» филиал в г.Гае не был ознакомлен с программой «Переселение граждан МО Коминтерновский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы» и работы по переносу газопроводов не были предусмотрены.

Суд в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных надлежащим образом.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

В представлении от ДД.ММ.ГГГГ, адресованном главе МО Коминтерновский сельсовет, прокурор требовал предпринять меры, направленные на предотвращение несчастных случаев и иных возможных угроз, связанных с сохранением спорных объектов капитального строительства, расположенных по адресам: <адрес>.

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на указанное представление прокурора глава МО Коминтерновский сельсовет пояснила, что доступ в спорные объекты ограничен посредством установления табличек, содержащих сведения о запрете прохода в названные дома. Дверные проемы заколочены. В местах обнародования муниципальных НПА и на официальном сайте размещена информация о запрете проникновения и нахождения в указанных зданиях и информация профилактического характера для подростков.

В силу правил пунктов 3, 6 и 8 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 20, 21, 28, 30, 33 ч. 1 этой статьи. Законами субъекта РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных ч. 1 этой статьи вопросов местного значения городских поселений.

Согласно ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных ч. 3 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

По общим правилам п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Статьей 210 Гражданского кодекса РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Пунктами 1 и 2 ст. 1 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено, что этот ФЗ принят в целях, в том числе защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических, юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений.

Пунктами 2, 8, 16, 28 ч. 2 ст. 2 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ определено, что для целей этого ФЗ используются понятия: жизненный цикл здания - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания; механическая безопасность - состояние строительных конструкций и основания здания, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу любых лиц, государственному, муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни, здоровью животных, растений вследствие разрушения, потери устойчивости здания, его части; предельное состояние строительных конструкций - состояние строительных конструкций здания, за пределами которого его дальнейшая эксплуатация опасна, недопустима, затруднена или нецелесообразна либо восстановление работоспособного состояния здания невозможно или нецелесообразно; характеристики безопасности здания - количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, сетей, сетей инженерно-технического обеспечения, соблюдением которых обеспечивается соответствие здания требованиям безопасности.В соответствии с частями 1 и 2 ст. 3 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ объектом технического регулирования в этом ФЗ являются здания любого назначения, а также связанные со зданиями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса). Этот Федеральный закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания.

В силу правил ст. 5 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ безопасность зданий, связанных со зданиями процессов, в том числе утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий, качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания, реализации таких значений и характеристик в процессе, в том числе сноса. Безопасность зданий, связанных с ними процессов, также сноса обеспечивается соблюдением требований этого ФЗ, иных нормативных актов.

Согласно ч. 1 ст. 37 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ при прекращении эксплуатации здания собственник здания должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание.

По правилам ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного кодекса РФ снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных эти Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.

Введением в "СП 48.13330.2019. Свод правил. Организация строительства. СНиП 12-01-2004", утвержденный и введенный в действие Приказом Минстроя России от 24.12.2019 N 861/пр, установлено, что этот свод правил разработан в целях обеспечения соблюдения требований ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и других технических регламентов.

В соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 указанного свода правил этот правил распространяется на следующие виды градостроительной деятельности - проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов (в части организации строительства). Требования этого свода правил распространяются на работы при реализации проектов в отношении, в том числе объектов гражданского назначения.

В силу п. 8.5.1 названного свода правил работы по сносу объекта должны выполняться в соответствии с проектом организации работ по сносу или демонтажу, включающим перечень зданий и сооружений, подлежащих сносу, а также необходимые технические решения по сносу, обеспечивающие безопасность строителей, населения, окружающей природной среды и инженерной инфраструктуры.

Согласно п. 8.5.2 рассматриваемого свода правил проект организации работ по сносу объекта капитального строительства следует разрабатывать с учетом требований СП 325.1325800.

По правилам п. 4.3 "СП 325.1325800.2017. Свод правил. Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации", утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 28.08.2017 N 1170/пр, площадка демонтажа (сноса) и участки производства работ должны быть ограждены в соответствии с ГОСТ Р 58967 с установкой знаков безопасности и надписями в соответствии с ГОСТ 12.4.026.

"ГОСТ Р 58967-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 18.08.2020 N 504-ст, установлено, что этот стандарт распространяется на инвентарные ограждения, предназначенные для выделения территорий строительных площадок, участков производства строительно-монтажных работ, земляных работ, технического обслуживания, ремонта, реконструкции, демонтажа и сноса зданий и сооружений.

В соответствии с пунктами 5.1.1.1, 5.1.2.1, 5.1.2.2 названного стандарта ограждения должны соответствовать требованиям этого стандарта. Ограждения должны быть сборно-разборными с унифицированными элементами, соединениями и деталями крепления. Высота панелей должна быть: защитно-охранных (с козырьком и без козырька) - не менее 2,2 м; защитных (без козырька) - не менее 1,6 м; защитных (с козырьком) - не менее 2,2 м; сигнальных - не менее 1,0 м.

В судебном заседании установлено, ответчик не отрицал, что МО Коминтерновский сельсовет является единственным собственником многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: <адрес>.

Указанные дома признаны в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу, эти обстоятельства ответчиком не оспорены.

Так согласно заключениям о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания за № 14, 16,17,18 от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией приняты заключения многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: <адрес> – признать аварийными и подлежащими сносу.

Постановлением админитсрации МО Кваркенский район Оренбургской области за -п от ДД.ММ.ГГГГ утверждены акты и заключения межведомственной комиссии по признанию помещения непригодными для постоянного проживания:

акт и заключение от ДД.ММ.ГГГГ по жилому дому, находящемуся по адресу: <адрес> (тип дома-многоквартирный дом);

акт и заключение от ДД.ММ.ГГГГ по жилому дому, находящемуся по адресу: <адрес> (тип дома-многоквартирный дом);

акт и заключение от ДД.ММ.ГГГГ по жилому дому, находящемуся по адресу: <адрес> (тип дома-многоквартирный дом);

акт и заключение от ДД.ММ.ГГГГ по жилому дому, находящемуся по адресу: <адрес> (тип дома-многоквартирный дом);

Также администрацией МО Коминтерновский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области были приняты постановления от ДД.ММ.ГГГГ -п, от ДД.ММ.ГГГГ -п об изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.

Расселение граждан из вышеуказанных многоквартирных домов завершено, что сторонами не оспаривалось.

Судом установлено, что на придомовой территории и на фасаде многоквартирных домов находятся участки действующего газопровода.

Согласно ответу АО «Газпром газораспределение Оренбург» филиал в г.Гае от ДД.ММ.ГГГГ, участки газопровода, расположенные на придомовой территории и на фасаде зданий многоквартирных домов к <адрес> и к дому № <адрес> возможно демонтировать, работы по демонтажу участков к домам <адрес> возможно произвести по окончании отопительного периода.

В силу указанных обстоятельств факт необходимости и обязательности сноса спорных объектов установлению сам по себе не подлежит.

Суду не представлено сведений о том, что на день рассмотрения настоящего дела спорные объекты снесены. Как пояснил в судебном заседании старший помощник прокурора до настоящего времени ответчиком каких-либо мер по организации сноса спорных объектов не предпринято.

Будучи муниципальным органом исполнительной власти, единственным собственником подлежащих сносу объектов, ответчик в силу единства совокупного смысла приведенных выше нормативных актов обязан организовать снос спорных объектов.

Суд полагает недостаточными осуществленные ответчиком меры, направленные на ограничение доступа к подлежащему сносу дому посредством размещения информации о запрете прохода в названный дом, поскольку такие меры не соответствуют стандартам, установленным пунктами 5.1.1.1, 5.1.2.1, 5.1.2.2 "ГОСТ Р 58967-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия", утвержденный и введенный в действие Приказом Росстандарта от 18.08.2020 N 504-ст.

В части сроков исполнения обязанности осуществить снос рассматриваемых аварийных домов суд приходит к следующим выводам.

Непосредственные, конкретные срок сноса аварийных, подлежащих сносу зданий законодателем не установлены.

Вместе с тем, в соответствии с существом разъяснений, отданных Верховным Судом РФ в Обзоре судебной практики за второй квартал 2009 года, само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома. Установление такого срока надлежит определять с учётом, в числе прочего наличия опасности для здоровья и жизни людей при пребывании в аварийном здании.

Суд полагает, что прокурор привел подлежащие принятию ссылки на основания необходимости сноса спорных зданий в указанный им срок.

Суждения суда основаны на том, что дальнейшее сохранение аварийных, при любых обстоятельствах подлежащих сносу зданий, влечёт опасность здоровью и жизни людей при пребывании в таких зданиях, с учётом того, что в эти здания доступ недостаточно ограничен, в том числе для несовершеннолетних лиц.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым удовлетворить требование прокурора о возложении на ответчика обязанности осуществить снос спорных зданий в указанный прокурором срок.

В силу установленных судом обстоятельств и регулирующих сложившиеся отношения установленных законом правил суд полагает заявленные прокурором требования к администрации МО Коминтерновский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области законными, обоснованными, а потому подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора Кваркенского района Оренбургской области к администрации муниципального образования Коминтерновский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Коминтерновский сельсовет Кваркенского района Оренбургской области в части неосуществления своевременного сноса признанных аварийными многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>.

Возложить на администрацию муниципального образования Коминтерновский сельсовет обязанность принять меры к сносу многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес> <адрес> срок до 01.09.2024 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, на решение может быть принесено апелляционное представление прокурором в Оренбургский областной суд через Кваркенский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.С.Паршина

Мотивированное решение изготовлено 21 февраля 2024 года.

Судья             О.С. Паршина

2а-48/2024 ~ М-17/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Кварккенского района
Ответчики
Администрация МО Коминтерновский сельсовет
АО "Газпром Газораспределение Оренбург" филиал в г. Гае
Суд
Кваркенский районный суд Оренбургской области
Судья
Паршина Ольга Сергеевна
Дело на сайте суда
kvarkensky--orb.sudrf.ru
29.01.2024Регистрация административного искового заявления
29.01.2024Передача материалов судье
30.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
30.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее