Дело № 2а-420/2023
УИД № 29RS0010-01-2023-000638-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2023 года г.Коряжма
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе: председательствующего Кузнецовой И.В.,
с участием помощника прокурора г.Коряжмы Мартыненко М.С.,
при секретаре Гурьевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 5 УФСИН России по Архангельской области» к Зиёвиддинову Р.К. об установлении административного надзора,
установил:
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 5 УФСИН России по Архангельской области (далее - ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Зиёвиддинову Р.К. об установлении административного надзора.
В обоснование заявленных требований учреждение указало, что в настоящее время ответчик, являющийся гражданином Республики Узбекистан, отбывает наказание за совершение особо тяжкого преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетней. Поскольку -.- Зиёвиддинов Р.К. подлежит освобождению из мест лишения свободы, просит установить в отношении него административный надзор на срок погашения судимости по приговору *** от -.-, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки до четырех раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения выезда за пределы установленной судом территории, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий с участием несовершеннолетних и участия в указанных мероприятиях, пребывания в дошкольных и школьных учреждениях, а также запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период с 22.00 до 06.00 часов.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Соловьев Д.П. заявление об установлении Зиёвиддинову Р.К. административного надзора с указанными выше административными ограничениями поддержал. Полагает, что административный ответчик относится к категории лиц, в отношении которых установление административного надзора, является обязательным.
Зиёвиддинов Р.К. с требованием об установлении административного надзора не согласен, после освобождения намерен проживать в Узбекистане.
Заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора об отсутствии оснований для установлении ответчику, являющемуся иностранным гражданином, административного надзора, суд приходит к следующему.
В силу статьи 1 Федерального закона № 64-ФЗ от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - ФЗ «Об административном надзоре») административный надзор - это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктами 1 и 3 части 2 статьи 3 ФЗ «Об административном надзоре» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
- тяжкого или особо тяжкого преступления;
- умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу положений части 2 этой же статьи, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Административный надзор устанавливается судом в отношении лица, совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Порядок установления и прекращения административного надзора в отношении указанного лица осуществляется в соответствии с федеральным законом (часть 2.1. статьи 3 ФЗ «Об административном надзоре»).
Из материалов дела следует, что в настоящее время Зиёвиддинов Р.К. отбывает в ФКУ ИК-5 УФСИН России по Архангельской области наказание в виде лишения свободы сроком 5 лет по приговору *** от -.-, в соответствии с которым он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного *** УК РФ.
Совершенное административным ответчиком преступление относится к категории особо тяжких преступлений и направлено против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетней.
Поскольку Зиёвиддинов Р.К. отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетней, он относится к категории лиц, подлежащих административному надзору.
Вместе с тем, Зиёвиддинов Р.К. является гражданином Республики Узбекистан и распоряжением Заместителя директора Федеральной службы исполнения наказания №-рн от -.- его пребывание (проживание) в Российской Федерации на период погашения судимости (в течение 10 лет после отбытия наказания) признано нежелательным.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 3 Постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 15 от 16 мая 2017 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор может быть применен к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии, если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.
Статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что законно находящимся в Российской Федерации является иностранный гражданин, имеющий действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В силу положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктами 5, 6 части 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» вид на жительство иностранному гражданину не выдается, а ранее выданный вид на жительство аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным; имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
Как уже указано выше, административный ответчик осужден за совершение на территории Российской Федерации особо тяжкого преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетней, пребывание (проживание) Зиёвиддинов Р.К. в России на период погашения судимости, то есть в течение 10 лет после отбытия наказания признано нежелательным.
Таким образом, у освобождаемого из мест лишения свободы Зиёвиддинова Р.К., являющегося иностранным гражданином, отсутствуют законные основания для пребывания на территории Российской Федерации. Следовательно, отсутствуют основания для установления в отношении него административного надзора, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 298 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 5 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░