УИД 56RS0044-01-2021-000746-29
№ 2(1)а-446/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ясный 22 октября 2021 года
Ясненский районный суд Оренбургской области в составе
председательствующего судьи Ковалевой Н.Н.
при секретаре Савченко Н.Н.
с участием административного истца Горшкова С.В. и его представителя Пнева С.А.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования Ясненский городской округ Слынько О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горшкова Сергея Владимировича к администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области о признании незаконным решения об отказе в выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства,
УСТАНОВИЛ:
Горшков С.В. обратился в Ясненский районный суд с административным иском к администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области о признании незаконным решения об отказе в выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
В обоснование требований указано, что Горшков С.В. на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение административного здания, для общего пользования.
Постановлением администрации МО Ясненский городской округ от дд.мм.гг. №-п утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №.
дд.мм.гг. Горшков СВ. обратился в администрацию муниципального образования Ясненский городской округ с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на вышеуказанном земельном участке.
Решением администрации МО Ясненский городской округ от дд.мм.гг. №, в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, на земельном участке с кадастровым номером № отказано.
Административный истец полагает, что решение администрации МО Ясненский городской округ об отказе является незаконным, поскольку при соблюдении администрацией МО Ясненский городской округ процедуры рассмотрения заявления, решение Администрации №, об отказе в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, не содержит причин отказа предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, не соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы административного истца.
Административный истец просит суд признать незаконным отказ администрации муниципального образования Ясненский городской округ от дд.мм.гг. №, в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером № и обязать администрацию муниципального образования Ясненский городской округ выдать разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером №.
Определением Ясненского районного суда от 11 октября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Галстян В.А.
В судебном заседании административный истец Горшков С.В. и его представитель Пнев С.А. поддержали административное исковое заявление, давая объяснения, изложили обстоятельства, указанные в административном иске. Дополнительно показали, что глава администрации МО Ясненский городской округ Силантьева Т.М., являясь одновременно председателем комиссии, предрешила результат принятого решения.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Ясненский городской округ Слынько О.Н. возражала против удовлетворения заявленных требований, суду пояснила, что из поданных Горшковым СВ. заявления и пояснительной записки следует, что обоснованием необходимости получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства является неподходящая административному истцу конфигурация зоны застройки земельного участка. В соответствии с требованиями ГрК РФ, вопрос о выдаче разрешения заявителю на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства был вынесен на общественное обсуждение. Согласно протоколу общественных обсуждений от дд.мм.гг.г. комиссией было признано, что площадь и конфигурация зоны застройки, обозначенная Градостроительным планом №, позволяет произвести строительство объекта капитального строительства без изменения допустимых отступов от границы земельного участка. Данный протокол был направлен в адрес административного истца. Замечаний на порядок проведения общественных обсуждений не поступало, результаты общественных обсуждений не обжаловались. Согласно пп. 5 п. 26 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача разрешения на отклонение от предельно параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (утв. постановлением Администрации муниципального образования Ясненский городской округ ... дд.мм.гг.г. №-п) основанием для отказа в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является, отсутствие оснований, определенных частью 1 статьи 40 ГрК РФ. В данном случае - отсутствие неблагоприятной для застройки конфигурации земельного участка. Таким образом, полагает, что решение администрации об отказе в выдаче административному истцу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства было вынесено в полном соответствии с действующим законодательством.
Заинтересованное лицо Галстян В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующему.
В ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого заинтересованного лица обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом.
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктами 1 - 4 статьи 38 ГрК РФ установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, к числу которых отнесены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Наряду с указанными в пунктах 2-4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (пункт 1.2 статьи 38 ГрК РФ).
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом (часть 9 статьи 1 ГрК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
При этом, исходя из содержания части 1 статьи 30 ГрК РФ, Правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий, но и права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, защищаемые законом права и интересы физических и юридических лиц, обеспечивая необходимый баланс между частным и публичным интересом.
Параметры разрешенного строительства предусматриваются градостроительным регламентом и определяются Правилами землепользования и застройки, являются законотворческой прерогативой местных органов самоуправления.
Следовательно, предельные параметры и размеры земельных участков определяются градостроительным регламентом, содержащимся в Правилах землепользования и застройки.
В судебном заседании установлено, что правилами землепользования и застройки муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области в редакции от дд.мм.гг., утвержденными решением Совета депутатов муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области от дд.мм.гг. №, предусмотрены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предельные размеры земельных участков.
Статьей 26.2 Правил землепользования и застройки муниципального образования Ясненский городской округ, определяющей градостроительный регламент зоны делового, общественного и коммерческого назначения, в которой находится спорный земельный участок установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства для размещения объектов торговли, торговых центров, магазинов соответствуют минимальная площадь- 500 кв.м., максимальная площадь- 5000 кв.м., минимальный отступ зданий, строений, сооружений от границ земельного участка – 5 м.
Административный истец Горшков С.В. на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: размещение административного здания, для общего пользования, что подтверждается выпиской из ЕГРН от дд.мм.гг. и выпиской из ЕГРН от дд.мм.гг.
Постановлением Администрации муниципального образования Ясненский городской округ ... от дд.мм.гг.. №-п утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером №.
дд.мм.гг. Горшков С.В. обратился в администрацию муниципального образования Ясненский городской округ с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на вышеуказанном земельном участке.
Из пояснительной записки Горшкова С.В. от дд.мм.гг.г., адресованной администрации муниципального образования Ясненский городской округ, следует, что он просит предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером № в связи с неподходящей конфигурацией зоны застройки земельного участка под проектируемое здание по градостроительному плану.
дд.мм.гг. были проведены публичные слушания, где рассматривался вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке, с кадастровым номером №, расположенном по адресу: ..., в части уменьшения минимальных отступов от границ земельного участка с 5 м до 1 м. Результат слушаний - отказать в предоставлении разрешения в связи с отсутствием оснований для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров, предусмотренных статьей 40 ГрК РФ.
После проведения публичных слушаний, дд.мм.гг. было подготовлено заключение по результатам публичных слушаний.
Комиссией рекомендовано предложение: отказать в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером №, и сохранить указанные отступы и зону застройки, согласно Градостроительному плану №, утвержденному постановлением Администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области от дд.мм.гг.. №-п «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №», основание: площадь и конфигурация зоны застройки 600 м2, обозначенная Градостроительным планом №, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области от дд.мм.гг. №-п «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 56:46:01010012:2285», позволяет произвести строительство объекта капитального строительства без отклонения от предельных параметров разрешенного строительства.
Решением администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области от дд.мм.гг. №, в выдаче разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером № Горшкову С.В. отказано на основании протокола общественных обсуждений от дд.мм.гг. и заключения о результатах общественных обсуждений от дд.мм.гг.г. по проекту предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельный участок с кадастровым номером №. Принято решение о сохранении указанных отступов и зоны застройки согласно Градостроительному плану №, утверждённому постановлением администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области от дд.мм.гг.г. №-п «Об утверждении градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером №».
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей – члены комиссии Свидетель №1 и Свидетель №2 суду показали, что при рассмотрении заявления Горшкова С.В. комиссия оснований для отклонения от предельных параметров разрешенного строительства не усмотрела.
Право заявителя как правообладателя земельного участка, размер которого меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которого неблагоприятны для застройки, обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, предусмотрено частью 1 статьи 40 ГрК РФ.
Согласно части 1.1 статьи 40 ГРК РФ правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.
В соответствии с частью 3 указанной нормы заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения.
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в силу части 4 статьи 40 ГрК РФ, подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса.
Аналогичная позиция содержится в подпункте 3 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому на публичные слушания должны выноситься, в частности, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства.
В соответствии с частью 5 статьи 40 ГрК РФ на основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Согласно части 6 указанной статьи глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
При этом рекомендации комиссии и заключение публичных слушаний не несут властных, исполнительно-распорядительных полномочий и не обязывают орган местного самоуправления согласиться с данными рекомендациями и заключением, что согласуется с положениями части 7 статьи 40 ГрК РФ, которые предусматривают право любого заинтересованного лица оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
По смыслу положений статьи 40 ГрК РФ глава местной администрации принимает решение по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства с учетом поступивших рекомендаций о результатах публичных слушаний. Однако итоговое решение по данному вопросу принимается главой администрации самостоятельно, и такое решение может не совпадать с рекомендациями по результатам публичных слушаний (глава местной администрации вправе отказать в предоставлении разрешения с указанием причин принятого решения).
Таким образом, из анализа положений частей 5 и 6 статьи 40 ГрК РФ следует, что отказ в предоставлении испрашиваемого разрешения должен содержать причины принятого решения.
Однако, как установлено судом и следует из материалов административного дела, решение администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области от дд.мм.гг. №, которым Горшкову С.В. отказано в предоставлении такого разрешения, не содержит конкретных причин, по которым заявителю было отказано в предоставлении запрашиваемого разрешения, что не соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Ссылка администрации в оспариваемом решении на отказ в предоставлении разрешения в связи с отсутствием оснований для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров, предусмотренных статьей 40 ГрК РФ, сама по себе о соблюдении требований части 6 статьи 40 ГрК РФ не свидетельствует.
По смыслу статьи 40 ГрК РФ, отказ в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства может быть обусловлен двумя факторами: нарушением права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов участников публичных слушаний, а также нарушением требований технических регламентов.
Между тем, решение администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области от дд.мм.гг. № об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в нарушение требований законодательства, не мотивировано конкретными обстоятельствами отказа в удовлетворении заявления Горшкова С.В.
Более того, из содержания оспариваемого решения администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области от дд.мм.гг. №, следует, что в решении не указаны допущенные нарушения и конкретные нормы права, которые не были соблюдены. В решении лишь указано на отсутствие оснований для предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров, предусмотренных статьей 40 Градостроительного кодекса РФ, каких именно, не конкретизировано.
Данное обоснование отказа носит общий характер, без указаний на нарушение конкретных технических регламентов, отказ не содержит обоснования причины несогласия административного ответчика на заявление административного истца.
Правила статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации направлены на возможность отклонения от установленных предельных параметров.
Доводы административного ответчика о возможности строительства объекта без отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, не могут являться достаточными основаниями для отказа административному истцу без указания мотивов принятого решения.
Приведенные администрацией при рассмотрении спора доводы о том, что Горшковым С.В. не представлены документы, подтверждающие наличие права на обращение с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (не подтверждено, что размер земельного участка, указанного в заявлении, меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики данного земельного участка неблагоприятны для застройки), правового значения для разрешения настоящего спора не имеют, поскольку не указаны в оспариваемом решении в качестве причины отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров строительства объекта капитального строительства на принадлежащем заявителю земельном участке.
Таким образом, вопреки требованиям ч.6 ст. 40 ГрК РФ в оспариваемом решении администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области от дд.мм.гг. не приведены причины отказа в предоставлении Горшкову С.В. разрешения на отклонение в части изменения параметров, минимальных отступов от 5 метров до 1 метра от предельных параметров разрешенного строительства
Отказ администрации носит исключительно формальный характер, не отвечает требованиям законности.
Из содержания ч.8,9 ст. 226 КАС РФ следует, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. Суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца.
В нарушение императивных требований Градостроительного кодекса Российской Федерации решение администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области от дд.мм.гг. № «Об отказе в выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером №» не содержит указания причин принятого решения, что безусловно нарушает права и законные интересы Горшкова С.В., как собственника данного участка, обратившегося за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ для удовлетворения административного иска Горшкова С.В.
Удовлетворяя заявление, в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд принимает решение о возложении на административного ответчика обязанности по устранению нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Учитывая вышеизложенное, суд не вправе обязать администрацию муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области принять постановление, предрешая его существо, тем самым принимать на себя функции органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области обязанность по устранению допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного Горшковым С.В. заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером № и установить срок для устранения нарушений в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Горшкова Сергея Владимировича, удовлетворить частично.
Признать решение администрации муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области от дд.мм.гг. № «Об отказе в выдачи разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером №», незаконным.
Возложить на администрацию муниципального образования Ясненский городской округ Оренбургской области обязанность по устранению допущенных нарушений путем повторного рассмотрения ранее поданного Горшковым Сергеем Владимировичем заявления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на земельном участке с кадастровым номером № в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении административных исковых требований Горшкова Сергея Владимировича в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Ясненский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Решение суда принято в окончательной форме 27октября 2021 года.
Судья: