УИД 11RS0001-01-2023-002626-56 дело № 2а-4315/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,
при секретаре Никоновой Е.Г.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 17 апреля 2023 года административное дело по административному исковому Железнова Павла Анатольевича к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по Республике Коми, начальнику ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по Республике Коми, врио начальника учреждения ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях,
установил:
Железнов П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к УФСИН России по Республике Коми, в котором, ссылаясь на ненадлежащие условия содержания в ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по Республике Коми в период с 23.07.2020 по 07.10.2021 и в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми с 05.11.2021 по 01.02.2023 по основанию необеспечения ему как инвалиду 2 группы улучшенных жилищно-бытовых условий содержания, незаконного выдворения в карцер при его нахождении в ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по Республике Коми, просит взыскать в его пользу денежную компенсацию в размере 530000 руб.
Определениями суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечены ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по Республике Коми, начальник ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, врио начальника учреждения ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании административный истец по основанию нахождения в исправительном учреждении участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В административном исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административные ответчики, будучи извещены о времени и месте рассмотрения дела, участие своих представителей в судебном заседании не обеспечили, представив письменные пояснения по существу доводов иска.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства и установленные по результатам их оценки в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, суд приходит к следующему.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статья 17, 21 и 22 Конституции РФ).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией РФ цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности с тем, чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Статья 55 Конституции РФ допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина в качестве средства защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий, питание (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
Порядок и условия содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в следственных изоляторах и изоляторах временного содержания регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 №103 – ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и утвержденными приказом Минюста России от 14.10.2005 № 189 Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, а также приказом Минюста России от 04.07.2022 № 110 Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Согласно статье 4 Федерального закона №103-ФЗ содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона №103-ФЗ в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В случае нарушения предусмотренных законодательством РФ условий содержания под стражей подозреваемый, обвиняемый наделены правом обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (статья 17.1 Федерального закона № 103-ФЗ).
Материально-бытовое обеспечение осужденных подразумевает создание подозреваемым и обвиняемым бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности (статья 23 Федерального закона № 103-ФЗ).
Наряду с правами, закрепленными названным Федеральным законом за подозреваемыми и обвиняемыми, осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания; они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию; вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения, в вышестоящие органы, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также в соответствии с международными договорами РФ в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека; имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения; право на личную безопасность; для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов, а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи (части 2, 4, 6, 8 статьи 12, часть 1 статьи 13 Уголовно – исполнительного кодекса РФ).
Согласно частям 1, 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны РФ компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Указанные нормы введены в Кодекс административного судопроизводства РФ Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и применяются с 27.01.2020.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Железнов П.А. содержался в ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по Республике Коми с 28.07.2020 по 11.09.2020, с 05.10.2020 по 18.06.2021, с 09.08.2021 по 07.10.2021. Размещался в камерах 2с, 68, 31, 107, 29, 28, 66, 63, 32, 5с, 3с, 36, 103, 27, 104 учреждения. В период содержания в учреждении с 23.08.2021 по 27.08.2021 (4дня) и в период с 21.09.2021 по 28.09.2021 за нарушение условий содержания Железнов П.А. помещался в карцер.
В период с 23.07.2020 до 27.07.2020, с 11.09.2020 до 28.09.2020, 07.11.2021 до 07.11.2022, с 22.12.2022 до 01.02.2023 содержался в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми. В указанный период содержался в камерах 66, 79, 91, 77, 72, 1, 20, 83.
Согласно информации административного ответчика в период нахождения в карцере исправительного учреждения ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по Республике Коми с 23.08.2021 по 27.08.2021 и в период с 21.09.2021 по 28.09.2021 административный истец находился в статусе обвиняемого.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 15.07.1995 №103 – ФЗ обвиняемые и подозреваемые наделены правом получать материально – бытовое и медико – санитарное обеспечение (пункт 8).
За невыполнение установленных обязанностей к подозреваемым и обвиняемым могут применяться меры взыскания, в частности, выдворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до 15 суток (статья 38 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ.
Согласно требованиям статьи 39 указанного Федерального закона взыскания за нарушения установленного порядка содержания под стражей налагаются начальником места содержания под стражей или его заместителем, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 40 настоящего Федерального закона. За одно нарушение на виновного не может быть наложено более одного взыскания.
Взыскание может быть наложено не позднее десяти суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее двух месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание применяется, как правило, немедленно, а в случае невозможности его немедленного применения - не позднее месяца со дня его наложения.
До наложения взыскания у подозреваемого или обвиняемого берется письменное объяснение. Лицам, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрации. В случае отказа от дачи объяснения об этом составляется соответствующий акт.
Взыскание в виде выговора налагается в устной или письменной форме, другие взыскания - в письменной форме.
Подозреваемые и обвиняемые в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ могут быть водворены в одиночную камеру или карцер за притеснение и оскорбление других подозреваемых и обвиняемых; нападение на сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц; неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей или иных лиц либо за оскорбление их; неоднократное нарушение правил изоляции; хранение, изготовление и употребление алкогольных напитков, психотропных веществ; хранение, изготовление и использование других предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию; участие в азартных играх; мелкое хулиганство.
Наказание в виде водворения в карцер применяется также к подозреваемым и обвиняемым, к которым ранее были применены два и более дисциплинарных взыскания, предусмотренных статьей 38 настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям настоящей статьи водворение в карцер осуществляется на основании постановления начальника места содержания под стражей и заключения медицинского работника о возможности нахождения подозреваемого или обвиняемого в карцере.
Содержание подозреваемых и обвиняемых в карцере одиночное. В карцере подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются индивидуальным спальным местом и постельными принадлежностями только на время сна в установленные часы. В период содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещаются переписка, свидания, кроме свиданий с защитником и проведения бесед членами общественной наблюдательной комиссии с ними, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, пользование настольными играми, просмотр телепередач. Посылки и передачи вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в карцере, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью один час.
Иные ограничения, не предусмотренные настоящей статьей, в отношении подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в карцере, не допускаются.
Установлено, что постановлениями начальника пенитенциарного учреждения ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по Республике Коми, врио начальника учреждения, Железнов П.А. дважды выдворялся в карцер с учетом заключения медицинского работника филиала МЧ № 17 ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России за нарушение дисциплинарных требований, помещался в карцер № 4.
Анализ представленных стороной ответчика доказательств свидетельствует о том, что нарушения порядка выдворения административного истца в карцер со стороны административного ответчика не нарушались. Мера взыскания применена к административному истцу с учетом характера допущенных нарушений при наличии к тому оснований, с соблюдением порядка применения установленной меры ответственности.
Доводы иска, в которых истец, оспаривая применение к нему меры взыскания в виде выдворения в карцер, ссылаясь по аналогии на положения статьи 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в которой установлен запрет на наложение административного ареста в отношении инвалидов, в том числе, 2 группы, не могут быть приняты во внимание.
Как следует из материалов дела, с 12.12.2018 Железнов П.А. являлся инвалидом 2 группы, с 17.02.2023 инвалидность установлена ему бессрочно, по общему заболеванию. При освидетельствовании 15.03.2023 Железнову П.А. установлена 3 группа инвалидности. Установлен диагноз: основное заболевание: «<данные изъяты>». Осложнения основного заболевания: <данные изъяты>».
Согласно разработанной в период 2020-2021 годов в отношении Железнова П.А. Индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ИПРА) административный истец являлся инвалидом 2 группы с первой степенью ограничений к самообслуживанию, к передвижению, второй – в отношении способности к трудовой деятельности. С учетом установленных нарушений функций организма – нарушения функции сердечно-сосудистой системы, нарушения функции системы крови и иммунной системы, административному истцу были рекомендованы определенные виды трудовой и профессиональной деятельности. Иных ограничений, касающихся возможности самообслуживания и условий проживания не установлено.
Согласно справке ФКУЗ МСЧ – 11 ФСИН России от 23.03.2023 № 88/23-70 Железнов П.А. имеет 3 группу инвалидности бессрочно по заболеваниям <данные изъяты> с 17.02.2023. С учетом имеющегося диагноза в специализированной камере для инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата и для лиц, использующих вспомогательные средства (инвалидное кресло), не нуждается.
Из представленной медицинской справки следует, что Железнов П.А. может содержаться в камере с обычными условиями содержания без оговорки на условия содержания при его размещении.
Согласно требованиям пункта 42 действующих до 15.07.2022 Правил внутреннего распорядка № 189, камеры СИЗО оборудуются одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних – в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
В пункте 28 Правил № 110, в целом закрепляющим аналогичные требования к оборудованию камер пенитенциарного учреждения, предусмотрено ее обустройство унитазом, умывальником.
Давая оценку обеспечению условий содержания истца в ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми по основанию обустройства камер учреждения напольным унитазом, суд не находит достаточных оснований для удовлетворения требований, руководствуясь тем, что такое обустройство санитарного узла не противоречит установленным требованиям, и не является правовым основанием для взыскания в пользу истца денежной компенсации. Право истца в части обеспечения условий для соблюдения гигиенических процедур не ограничено.
Оценивая приведенные в обоснование иска основания нарушений условий содержания осужденных как условие взыскания денежной компенсации, суд исходит из того, что в силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания; оценка уровня страданий осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности, от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения; в некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подвергалось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 14.11.2017 № 84-КГ17-6, содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание им наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них следствие реализации механизма государственного принуждения.
Учитывая конкретные обстоятельства по делу с учетом заявленных нарушений, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Железнова П.А., руководствуясь тем, что указанные административным истцом нарушения с учетом представленных в материалы дела доказательств, требований положений норм действующего законодательства, не порождают право истца на денежную компенсацию в порядке статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Железнова Павла Анатольевича к УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО – 1 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по Республике Коми, начальнику ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по Республике Коми, врио начальника учреждения ФКУ СИЗО – 2 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.А. Печинина
<данные изъяты>