Дело № 2а-225/2024 19 февраля 2024 г.
29RS0010-01-2024-000164-32
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Коряжемский городской суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Спиридонова А.П.,
при секретаре Гуменюк Т.А.,
с участием административного истца Соколюка А.А., представителя административных ответчиков Малых О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19.02.2024 в г. Коряжме в помещении Коряжемского городского суда административное исковое заявление Соколюка А. А. к ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области, ФКУЗ МСЧ - 29 ФСИН России, УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России о признании бездействия незаконным, возложения обязанности устранить допущенные нарушения и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
УСТАНОВИЛ:
Соколюк А.А. обратился в Коряжемский городской суд с административным исковым заявлением (с учетом определения о привлечении административных ответчиков) к ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области, ФКУЗ МСЧ–29 ФСИН России, УФСИН России по Архангельской области и ФСИН России о признании бездействия незаконным, возложения обязанности устранить допущенные нарушения и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области, в том числе содержится в ШИЗО и ПКТ, в помещениях которых отсутствует медицинский кабинет, что нарушает право Соколюка А.А. на получение надлежащей медицинской помощи, свидетельствует о нарушении условий его содержания в исправительном учреждении и порождает право на получение соответствующей компенсации в размере 20 000 рублей.
Административный ответчик ФКУЗ МСЧ–29 ФСИН России уведомлен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, ходатайство об отложении судебного заседания суду не представил.
Административный истец Соколюк А.А., участие которого в судебном заседании обеспечено посредством использования системы видеоконференц-связи ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области, полагал возможным рассмотреть дело при данной явке, заявленные требования просил удовлетворить по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административных ответчиков ФСИН России, УФСИН России по Архангельской области и ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области Малых О.С. полагала возможным рассмотреть дело при данной явке, в удовлетворении рассматриваемого административного искового заявления просила отказать по доводам, изложенным в представленных возражениях.
Заслушав стороны и исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с частями 1 и 5 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении. При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Право на компенсацию также закреплено в ст. 12.1 УИК РФ.
Общие положения и принципы исполнения наказаний устанавливаются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, задачами которого являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов (ч. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 УИК РФ).
При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 6 ст. 12 УИК РФ предусмотрено, что осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
В силу ч. 1 ст. 26 ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285, предусмотрено, что лицам, заключенным под стражу, или осужденным первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в режимных корпусах СИЗО и тюрем, в штрафном изоляторе (далее - ШИЗО), дисциплинарном изоляторе (далее - ДИЗО), в помещении, функционирующем в режиме СИЗО (далее - ПФРСИ), в помещении камерного типа (далее - ПКТ), едином помещении камерного типа (далее - ЕПКТ), в запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания (далее - медицинские кабинеты), при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) (пункт 8).
Осмотр медицинским работником медицинской организации УИС (далее - медицинский работник) лиц, заключенных под стражу, а также осужденных, содержащихся в одиночных камерах, ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, ЕПКТ, запираемых помещениях строгих условий отбывания наказания, и выполнение назначений врача (фельдшера) производятся: в рабочие дни ежедневно - во время покамерных обходов или в медицинской части (медицинском кабинете); в выходные дни и праздничные дни - в медицинской части (медицинском кабинете) при обращении указанных категорий лиц за медицинской помощью к любому сотруднику дежурной смены учреждения УИС или при наличии назначений врача (фельдшера) (пункт 10).
Согласно пунктам 6.7 и 561 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции РФ от 04.07.2022 № 110 (далее ПВР) осужденные к лишению свободы имеют право на охрану здоровья и личную безопасность; медицинский осмотр и амбулаторное лечение осужденных к лишению свободы, содержащихся в ДИЗО, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ и в одиночных камерах, осуществляются в специально оборудованном помещении. Осужденные к лишению свободы, получающие лечение в амбулаторных условиях, размещаются в отдельных камерах по медицинским показаниям.
Из пояснений сторон и исследованных письменных доказательств следует, что Соколюк А.А. с 10.03.2023 по настоящее время отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК № 5 УФСИН России по Архангельской области, с 06.06.2023 по 21.07.2023 и с 22.12.2023 по настоящее время содержался в камерах ШИЗО, ПКТ и СУОН.
Стороной административных ответчиков не оспаривается факт отсутствия специально оборудованного помещения для медицинских осмотров в здании, где расположены отряд СУОН, камеры ШИЗО и ПКТ. Вместе с тем, согласно письменным материалам дела и пояснениям сторон, на территории исправительного учреждения организовано функционирование медицинской части №, оказывающей медицинскую помощь всем отбывающим наказание в виде лишения свободы лицам, в том числе содержащимся в помещениях ШИЗО и ПКТ, путем вывода последних в медицинскую часть.
Согласно письменным доказательствам в период времени с 10.03.2023 по 21.01.2024 Соколюк А.А. неоднократно обращался за оказанием медицинской помощи, которая оказана в полном объеме и своевременно, что не оспаривается административным истцом. В частности, Соколюк А.А. осматривался фельдшером и находился под его наблюдением, проводились исследования грудной клетки, УЗИ органов, забор необходимых анализов, назначалось лечение, давались рекомендации, выдавались медикаменты. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, подтверждаются письменными материалами дела.
Доказательств неполучения медицинской помощи при нахождении Соколюка А.А. в отряде СУОН, камерах ШИЗО и ПКТ в связи с отсутствием специально оборудованного помещения, административным истцом не представлено, судом не установлено. Сам факт отсутствия в помещениях ШИЗО и ПКТ медицинского кабинета нарушением условий содержания Соколюка А.А. в исправительном учреждении не является, единственным основанием для взыскания соответствующей компенсации являться не может.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу, что право Соколюка А.А. на получение медицинской помощи административными ответчиками не нарушено, препятствий для реализации данного права не создано, требуемая медицинская помощь оказана Соколюку А.А. в полном объеме и своевременно.
Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
По смыслу приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, основанием для присуждения компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении являются только существенные отклонения от установленных требований.
В связи с чем, отсутствие специально оборудованного помещения для медицинских осмотров в здании СУОН, ШИЗО, ПКТ не может рассматриваться в качестве существенного нарушения условий содержания административного истца, за которое подлежит присуждению соответствующая компенсация. Доказательств причинения негативных последствий для административного истца отсутствием специально оборудованного помещения для медицинского осмотра или неполучения медицинской помощи при обращении, административным истцом не представлено, судом не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренной ч. 2 ст. 227, ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ совокупности обязательных условий для удовлетворения исковых требований и присуждения компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Иных обстоятельств в качестве ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении Соколюк А.А. не приводит, таких обстоятельств по делу судом не установлено.
Оснований для возложения на ответчиков обязанности оборудовать специальное помещение для медицинских осмотров в здании СУОН, ШИЗО, ПКТ при отсутствии виновного бездействия административных ответчиков и нарушения прав осужденных, не имеется. Кроме того, обязанность оборудовать медицинский кабинет в помещениях ШИЗО и ПКТ возложена на административных ответчиком законом, исполнение данной обязанности не связано и не обусловлено волеизъявлением административного истца.
Поскольку судом не установлено нарушений условий содержания административного истца в исправительном учреждении оснований для удовлетворения требований Соколюка А.А. о взыскании с административных ответчиков заявленной компенсации не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 227.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░ ░░ № 5 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░–29 ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 19.02.2024.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░