Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-202/2023 ~ М-5/2023 от 09.01.2023

Дело № 2а-202/2023

УИД23RS0033-01-2023-000006-03

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

пгт Мостовской         26 января 2023года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи                         Таранова Р.А.,

при секретаре                                 Черной Л.В.,

с участием

представителя административного истца –

помощника прокурора Мостовского района                Струнова Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Мостовского района к администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовский район о понуждении к устранению нарушений законодательства при предоставлении муниципальных услуг,

установил:

прокурор Мостовского района обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просит:

- признать незаконным бездействие администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района, выразившееся в необеспечении возможности получения заявителями всех муниципальных услуг, оказываемых органом местного самоуправления, в электронной форме.

- обязать администрацию Бесленеевского сельского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений законодательства, путем обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг по предоставлению письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных актов муниципального образования о местных налогах и сборах, принятию решения об использовании донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, уведомительной регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, согласованию проекта информационной надписи на объекте культурного наследия, выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, предоставлению в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, заключению нового договора аренды земельного участка без проведения торгов, прекращению правоотношений с правообладателями земельных участков, переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, заключению соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, присвоению, изменения и аннулированию адресов, принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставлению копий правовых актов, принятию решения о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым, выдаче разрешения на проведение земляных работ, заключению соглашения о перераспределении земель, выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в электронной форме.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Мостовского района проведена проверка соблюдения законодательства при предоставлении муниципальных услуг в деятельности администрации Бесленеевского сельского поселения, по результатам которой выявлены нарушения.

В ходе проверки установлено, что органы местного самоуправления Мостовского района входят в перечень районов края с наиболее высоким процентом муниципальных услуг, предоставление которых в электронном виде не обеспечено.

Так, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства администрацией Бесленеевского сельского поселения не обеспечена возможность получения в электронной форме муниципальных услуг по предоставлению письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных актов муниципального образования о местных налогах и сборах, принятию решения об использовании донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, уведомительной регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, согласованию проекта информационной надписи на объекте культурного наследия, выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, предоставлению в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, заключению нового договора аренды земельного участка без проведения торгов, прекращению правоотношений с правообладателями земельных участков, переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, заключению соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, присвоению, изменения и аннулированию адресов, принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставлению копий правовых актов, принятию решения о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым, выдаче разрешения на проведение земляных работ, заключению соглашения о перераспределении земель, выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Выявленные нарушения послужили основанием для внесения главе Бесленеевского сельского поселения 27.07.2022 за № 7-01/771-22 представления об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, которое администрацией 26.08.2022 рассмотрено и удовлетворено, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности. Согласно полученному ответу, органом местного самоуправления проводится работа по размещению новых муниципальных услуг на Региональном портале государственных и муниципальных услуг.

Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены.

Представитель административного истца в судебном заседании, поддержал административное исковое заявление, просил удовлетворить, приведя в обоснование доводы указанные в заявлении.

Представитель административного ответчика - администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовский район в судебное заседание не явился. В адрес суда поступило заявление главы администрации Бесленеевского сельского поселения Хмелёва А.С., в котором он исковые требования признал в полном объеме, просил рассмотреть административное дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, учитывая мнение сторон, суд пришел к выводу, что административный иск прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно требованиям ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти,, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Согласно ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия, в том числе:

- заявитель - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, либо к уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертам, указанным в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, в том числе в порядке, установленном статьей 15.1 настоящего Федерального закона, выраженным в устной, письменной или электронной форме;

- предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями.

Основным принципом предоставления муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Согласно ст. 5 Федерального закона № 210-ФЗ правами заявителей при получении муниципальных услуг являются получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, а также получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Общие требования к организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме установлены ст. 10 Федерального закона № 210-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 210-ФЗ предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении муниципальных услуг или организующих предоставление муниципальных услуг, и заявителей, осуществляется на базе информационных систем, включая государственные и муниципальные информационные системы, составляющие информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру.

Согласно ст. 21 Федерального закона № 210-ФЗ Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, обеспечивающими предоставление государственных услуг и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.06.2012 № 680 в целях внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждено положение о Портале государственных и муниципальных услуг (функций) Краснодарского края (https://pgu.krasnodar.ru/), который является государственной информационной системой Краснодарского края, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг (далее - Портал).

Портал Краснодарского края обеспечивает, в том числе, доступ физических лиц и организаций к сведениям о предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных услугах (исполняемых функциях), содержащимся в Реестре Краснодарского края и в реестрах муниципальных услуг (функций).

Пунктом 6 главы II Порядка о взаимодействии органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края с уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края, наделенным полномочиями по формированию, проверке и размещению в федеральной государственной информационной системе «Федеральных реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» сведений о муниципальных услугах (функциях) (далее - Порядок), утвержденного вышеуказанным постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края, установлено, что размещаемые в реестр Краснодарского края сведения должны быть достоверными, полными.

В силу п. 2 главы II Порядка в течение десяти рабочих дней со дня вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления услуги, отменяющего или изменяющего условия предоставления услуги (функции), орган местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края направляет в уполномоченный орган сведения о новой услуге (функции) или информацию об изменении сведений, включенных в реестр муниципальных услуг (функций), который в течение суток опубликовывает соответствующий акт.

Учитывая вышеизложенное, Портал должен содержать полные и достоверные сведения о муниципальных услугах и функциях, в том числе актуальные порядки предоставления муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Мостовского района проведена проверка соблюдения прокуратурой Мостовского района соблюдения законодательства при предоставлении муниципальных услуг в деятельности администрации Бесленеевского сельского поселения.

Установлено, что в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства администрацией Бесленеевского сельского поселения не обеспечена возможность получения в электронной форме муниципальных услуг по предоставлению письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных актов муниципального образования о местных налогах и сборах, принятию решения об использовании донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, уведомительной регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, согласованию проекта информационной надписи на объекте культурного наследия, выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, предоставлению в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, заключению нового договора аренды земельного участка без проведения торгов, прекращению правоотношений с правообладателями земельных участков, переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, заключению соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, присвоению, изменения и аннулированию адресов, принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставлению копий правовых актов, принятию решения о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым, выдаче разрешения на проведение земляных работ, заключению соглашения о перераспределении земель, выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

27.07.2022 прокуратурой района главе администрации Бесленеевского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг, защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

26.08.2022 администрацией Бесленеевского сельского поселения рассмотрено и удовлетворено представление прокурора, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Согласно полученному ответу, органом местного самоуправления проводится работа по размещению новых муниципальных услуг на Региональном портале государственных и муниципальных услуг.

Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены.

При таких обстоятельствах, суд считает административный иск прокурора Мостовского района в интересах неопределенного круга лиц обоснованным.

На основании изложенного, суд удовлетворяет административное исковое заявление прокурора Мостовского района к администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовский район об оспаривании бездействия органа государственной власти.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора Мостовского района к администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовский район о понуждении к устранению нарушений законодательства при предоставлении муниципальных услуг -удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Бесленеевского сельского поселения Мостовского района, выразившееся в необеспечении возможности получения заявителями всех муниципальных услуг, оказываемых органом местного самоуправления, в электронной форме, изложенных в представлении прокуратуры Мостовского района от 27.07.2022 № 7-01/771-22.

Обязать администрацию Бесленеевского сельского поселения Мостовского района принять исчерпывающие меры, направленные на устранение нарушений законодательства, путем обеспечения возможности получения заявителями муниципальных услуг по предоставлению письменных разъяснений налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных актов муниципального образования о местных налогах и сборах, принятию решения об использовании донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, уведомительной регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, согласованию проекта информационной надписи на объекте культурного наследия, выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, предоставлению в собственность, аренду, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, заключению нового договора аренды земельного участка без проведения торгов, прекращению правоотношений с правообладателями земельных участков, переводу земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, заключению соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, присвоению, изменения и аннулированию адресов, принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предоставлению копий правовых актов, принятию решения о признании садового дома жилым домом и жилого дома садовым, выдаче разрешения на проведение земляных работ, заключению соглашения о перераспределении земель, выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в электронной форме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Р.А. Таранов

2а-202/2023 ~ М-5/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мостовского района
Ответчики
Администрация Бесленеевского сельского поселения
Суд
Мостовской районный суд Краснодарского края
Судья
Таранов Радион Анатольевич
Дело на сайте суда
mostovskay--krd.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация административного искового заявления
09.01.2023Передача материалов судье
11.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2023Подготовка дела (собеседование)
26.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2023Судебное заседание
26.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее