Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-229/2023 ~ М-2/2023 от 09.01.2023

Дело № 2а-229/2023 (10RS0016-01-2023-000002-77)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сегежа                                27 февраля 2023 года

Сегежский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Скрипко Н.В.,

при секретаре Мамевой И.Г.

с участием административного истца Кривоногова И.Е.,

представителя административного ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия Вохмянина Д.С., действующего на основании доверенности,

представителя административного ответчика ФСИН России Моховой М.В., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Кривоногова И.Е. к Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия», Федеральному казенному учреждению «Лечебно-исправительное учреждение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия», Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий незаконными, взыскании компенсации в порядке ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, -

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд по тем основаниям, что он 9 августа и 1 сентября 2022 года был этапирован из учреждения ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в участок колонии-поселения ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия, при этом сотрудниками административного ответчика он не был обеспечен питанием надлежащим образом, то есть ни горячим в учреждении, ни на путь следования сухим пайком. На основании изложенного просил суд признать действия ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия незаконными и взыскать в его пользу справедливую компенсацию за нарушение условий содержания.

При подготовке к рассмотрению административного иска по существу к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России, в ходе рассмотрения дела по существу в качестве соответчика – ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия.

Участие административного истца в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи не обеспечено в связи с отсутствием технической возможности.

Кривоногов И.Е. о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу направил в адрес суда дополнения, в соответствии с которыми считал, что ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия представило в суд недостоверные сведения, так как все осужденные, убывающие из учреждений УИС, проходят личный досмотр и перед погрузкой в спецтранспорт стоят на лестнице в «шлюз» не менее 20-30 минут, то есть ужин в соответствии с распорядком дня не могли получить. К тому же в камерах сборного отделения в соответствии с Приказом ФСИН России № 512 от 27 июля 2006 года не предусмотрено наличие стола для приема пищи, в связи с чем прием пищи в указанном отделении просто невозможен. В части пропуска срока исковой давности указал, что в связи с отсутствием в учреждении средств видеоконференц-связи вынужден регулярно этапироваться в СИЗО-2, в связи с чем считал допущенные нарушения его прав длящимися. Приложил к дополнениям объяснения осужденного Ожегова И.А. по существу спора.

Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия Вохмянин Д.С. в судебном заседании заявленные требования не признал, дополнительно пояснил, что обязанность обеспечения сухим пайком на путь следования лежит на учреждении при нахождении в пути более 4 часов, тогда как путь следования от СИЗО-2 до ЛИУ-4 составляет менее часа, в связи с чем СИЗО-2 не должно было предоставлять Кривоногову И.Е. сухой паек. Вместе с тем административный истец был обеспечен горячим питанием в соответствии с распорядком дня 9 августа завтраком и обедом, время убытия в указанный день – 15.08 час., что подтверждается журналом учета пропуска транспортных средств. 1 сентября был обеспечен завтраком, обедом и ужином, так как время убытия в 17.25 час., что также подтверждается указанным журналом. На основании изложенного просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель ответчика ФСИН России Мохова М.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, дополнительно пояснила, что из представленных в дело доказательств следует, что административный истец был обеспечен горячим питанием в соответствии с распорядком дня, обязанности обеспечивать Кривоногова И.Е. сухим пайком на время следования у ответчиков не имелось, поскольку расстояние между учреждениями составляет 25 км., время в пути – менее часа.

Ответчик ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия своего представителя в судебное заседание не направило, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, до рассмотрения дела по существу представило в дело сведения об обеспечении Кривоногова И.Е. питанием по установленной норме.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В силу части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.

По общему правилу процессуального законодательства судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения дела, совершения отдельных процессуальных действий (часть 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 2 КАС РФ).

Статья 21 Конституции Российской Федерации в соответствующей части предусматривает, что достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 9 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ), в частности, запрещает унижающее достоинство обращение с участниками уголовного судопроизводства.

По смыслу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Согласно положениям ч. 1 ст. 10 УИК РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 10 УИК РФ).

Из положений п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года № 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, статьи 20, 21, 41 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 8 части 1 статьи 7, статьи 9, 14 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункты 2, 9 статьи 17, статьи 19, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", части 3, 6, 6.1 статьи 12, статьи 13, 101 УИК РФ, часть 2 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", подпункт 1 пункта 9 статьи 15 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").

В соответствии с ч. 4 ст. 76 УИК РФ при перемещении осуждённых из одного места отбывания наказания в другое они обеспечиваются одеждой по сезону, а также питанием по установленным для осужденных нормам на весь период следования.

Согласно ч. 3 ст. 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных колоний, и обязательны для персонала исправительных учреждений, содержащихся в них осужденных, а также иных лиц, посещающих эти учреждения.

Приказом Минюста России от 4 июля 2022 года № 110 утверждены, в том числе Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, из положений п. 5.9 которых следует, что подозреваемые и обвиняемые имеют право, в том числе получать бесплатные питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях, в порядке, установленном Федеральным законом № 103-ФЗ и настоящими Правилами.

Приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года № 696 утвержден Порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее – Правила организации питания).

В соответствии с пунктом 42 Правил организации питания разработка режима питания возлагается на начальника учреждения УИС, его заместителя, курирующего вопросы тылового обеспечения, начальника ОИХО и медицинского работника медицинского подразделения. В учреждениях УИС организуется трехразовое питание (завтрак, обед и ужин) с интервалами между приемами пищи не более 7 часов. Часы приема пищи определяются начальником учреждения УИС в распорядке дня.

Пища для осужденных, которые по каким-либо причинам не могут прибыть в столовую, оставляется к установленному времени. Заявки на оставление пищи подаются в столовую дежурным помощником начальника учреждения УИС с указанием времени явки осужденных, подозреваемых и обвиняемых для ее приема. Пища для отсутствующих отбирается в чистую посуду и хранится в холодильном оборудовании не более четырех часов с момента ее готовности, а при отсутствии холодильного оборудования – не более двух часов (пункт 91 Порядка).

Из пункта 130 Правил организации питания следует, что при конвоировании из одного учреждения УИС в другое, с пребыванием в пути более шести часов, осужденные, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются учреждением-отправителем на путь следования индивидуальными рационами питания по установленным нормам, а при задержке караула в пути – учреждением УИС, расположенным на маршруте конвоирования.

Общее время нахождения в пути следования (с учетом пересадок), исчисляемое по расписанию железнодорожного, воздушного, водного или иного вида транспорта, свыше шести часов принимаются за полные сутки (п. 139 Правил организации питания).

В судебном заседании установлено, что Кривоногов И.Е. осужден приговором Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 4 июля 2018 года, постановлением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 27 октября 2021 года переведен для дальнейшего отбывания наказания в колонию-поселение (вступило в законную силу 12 января 2022 года).

Согласно распорядку дня для подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в камерах режимного корпуса, утвержденного приказом ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия от 3 июня 2022 года № 199, лица, содержащиеся в учреждении обеспечиваются завтраком в период времени с 6.25 до 7.00 руб., обедом в период времени с 12.00 до 13.00 час. и ужином в период времени с 17.00 до 18.00 час.

Из распорядка дня выходного дня для осужденных участка колонии-поселения ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия в указанном учреждении спецконтингент обеспечивается питанием – завтраком с 7.00 до 7.30, обедом – с 12.00 до 12.30 и ужином – с 17.00 до 17.30.

По сведениям ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия от 16 января 2023 года Кривоногов И.Е. прибыл на УКП 9 августа 2022 года в 15.35 час. и был обеспечен ужином в учреждении, 1 сентября 2022 года – в 18.00 час. и был обеспечен горячим питанием в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия.

Факт убытия административного истца из учреждения в указанные в справке ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия дату и время подтверждается также журналом учета пропуска транспортных средств, проходящих через КПП ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия.

Из справки начальника ОСУ ЛИУ-4 М. по состоянию на 9 августа 2022 года на участке колонии-поселения ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия содержалось 64 осужденных, по состоянию на 1 сентября 2022 года – 63 осужденных.

Согласно котловому ордеру от 9 августа 2022 года количество осужденных, обеспечиваемых питанием на завтрак и обед, составляло 63, на ужин – 64 осужденных, на 1 сентября 2022 года оставалось неизменным на протяжении дня.

По сведениям заместителя начальника учреждения от 24 января 2023 года горячее питание Кривоногову И.Е. в спорные дни было организовано 9 августа 2022 года – завтрак и обед, согласно распорядку дня, время убытия в ФКУ ЛИУ-4 – 15.08 час., 1 сентября 2022 года – завтрак, обед согласно распорядку дня, ужин был предоставлен в сборном отделении перед убытием, время убытия в ФКУ ЛИУ-4 – 17.25 час.

Вместе с тем в соответствии со справкой начальника ОРН ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия следует, что на 9 августа 2022 года в учреждении содержалось 305 человек, на 1 сентября 2022 года – 294 человека.

Закладка продуктов в соответствии с количественной численностью осужденных в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия на 1 сентября и 9 августа 2022 года подтверждается представленными в дело котловыми ордерами и на указанные даты составляет на 301 и 287 человек соответственно.

Принимая во внимание сведения о численности контингента на указанные даты, суд приходит к выводу, что административным ответчиком в материалы дела не представлено достоверных и допустимых доказательств тому, что Кривоногов И.Е. был обеспечен горячим трехразовым питанием по установленной норме, в связи с чем действия ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия в указанной части следует признать незаконными, в удовлетворении заявленных требований к ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия необходимо отказать.

ФСИН России является главным распорядителем средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа, обеспечивающего условия содержания под стражей, за счет казны РФ подлежат взысканию компенсацию за нарушение условий содержания административного истца.

Разрешая вопрос о размере компенсации, суд принимает во внимание, что административным ответчиком допущено нарушение прав административного истца на обеспечение питанием, вместе в материалы дела не представлено доказательств причинения указанными действиями существенного вреда, в том числе здоровью, что позволяет отойти от присуждаемой при сходном характере допущенных нарушений суммы компенсации ЕСПЧ и определить ее в размере 3 000 руб.

Руководствуясь ст. ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, -

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кривоногова И.Е. удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия» в части ненадлежащего обеспечения Кривоногова И.Е. питанием.

Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Кривоногова И.Е. компенсацию за нарушение условий содержания в размере 3 000 руб.

В удовлетворении заявленных требований к Федеральному казенному учреждению «Лечебно-исправительное учреждение № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Карелия» отказать.

Решение в части удовлетворения требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежат немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Сегежский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                            Н.В. Скрипко

Решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2023 года.

2а-229/2023 ~ М-2/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кривоногов Иван Евгеньевич
Ответчики
ФКУ ЛИУ-4 УФСИН России по Республике Карелия
ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по РК
ФСИН России
Суд
Сегежский городской суд Республики Карелия
Судья
Скрипко Н.В.
Дело на сайте суда
segezhsky--kar.sudrf.ru
09.01.2023Регистрация административного искового заявления
09.01.2023Передача материалов судье
11.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2023Судебное заседание
07.02.2023Судебное заседание
09.02.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
27.02.2023Судебное заседание
10.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.05.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее