Дело №2а-57/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2024 года
Дубненский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Лозовых О.В.,
При секретаре Макаровой Е.Е.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Давроншоева Тимура Хуршедовича к ГКУ Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» о признании незаконным решения и возложении обязанности устранить нарушение прав,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Давроншоев Т.Х. обратился в суд с иском к ГКУ Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области», в котором, с учетом неоднократных уточнений просил:
- признать незаконным отказ ГКУ Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» №4036/07 от 08.11.2023 г. в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов;
- обязать ГКУ Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» повторно рассмотреть его заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предлагаемого к образованию из земель неразграниченной собственности кадастрового квартала 69:14:0190601, площадью 846 кв.м, из категории земель населенных пунктов, вид разрешенного использования – ведение огородничества, по адресу: Тверская обл., Кимрский муниципальный округ, д. Селищи.
В обосновании заявленных требований истец ссылался на те обстоятельства, что 14 сентября 2023 г. обратился в ГКУ Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, расположенного по адресу: Тверская обл., Кимрский муниципальный округ, Центральное с/п, д. Селищи, площадью 846 кв.м, вид разрешенного использования – ведение огородничества. К указанному заявлению истцом были приложены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копия паспорта, согласие на утверждение иного варианта схемы (в порядке п. 12 ст. 39.15 ЗК РФ). 10.11.2023 г. истцу поступило письмо №4036/07 от 08.11.2023 г., содержащее отказ административного ответчика в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду. Названный отказ мотивирован тем, что согласно сведениям публичной кадастровой карты, на месте испрашиваемого земельного участка расположен земельный участок с кадастровым номером 69:14:0190601:1054, принадлежащий на праве собственности иному лицу. Кроме того, в данном отказе административный ответчик указал на отсутствие у него полномочий на распоряжение землями, из которых предполагается образовать испрашиваемый земельный участок. С данным отказом истец не согласен, поскольку ГКУ Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» не учтено, что вступившим в законную силу решением Кимрского городского суда Тверской области от 30.09.2021 г. аннулированы сведения ЕГРН в отношении земельного участок с кадастровым номером 69:14:0190601:1054, в связи с чем указание в оспариваемом решение на недостоверные сведения ЕГРН повлекло нарушение прав истца. При этом, в настоящее время исключительным правом на обращение в Росреестр Тверской области с заявлением об исполнении указанного судебного акта обладает ответчик.
В судебном заседании административный истец Давроншоев Т.Х. требования уточненного административного иска поддержал.
Административный ответчик – представитель ГКУ Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлены письменные возражения на иск, согласно которым Учреждение полагает, что административное исковое заявление Дароншоева Т.Х. удовлетворению не подлежит, оспариваемое решение принято законно и обоснованно, оснований для признания его незаконным отсутствуют, поскольку, согласно данным Публичной кадастровой карты, на месте испрашиваемого земельного участка расположен земельный участок с кадастровым номером 69:14:0190601:1054, принадлежащий на праве собственности иному лицу, что исключает предварительное согласование предоставления земельного участка иному заявителю. При этом, решение Кимрского городского суда от 30.09.2021 г. о снятии земельного участка с кадастрового учета принято судом в период, когда соответствующие полномочия по распределению земель, государственная собственность на которые не разграничена, были предоставлены органам местного самоуправления, тогда как административный ответчик стороной по данному спору не являлся.
Заинтересованное лицо – представитель Администрации Кимрского муниципального округа Тверской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлено заявление, в котором дело просит рассмотреть в отсутствие представителя, разрешение вышеуказанного спора оставив на усмотрение суда.
Заинтересованно лицо – ФИО8 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Заинтересованное лицо – представитель Управления Росреестра Тверской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Выслушав административного истца, изучив письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска в силу следующего.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Частью 2 статьи 227 КАС РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из материалов дела следует, что 14 сентября 2023 г. Давроншоев Т.Х. обратился в ГКУ Тверской области «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» с заявлением о предварительном согласовании предоставления без проведении торгов земельного участка, площадью 846 кв.м, с условным кадастровым номером №, образуемого из земель неразграниченной государственной собственности, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по адресу: Тверская обл., Кимрский муниципальный район, Центральное с/п, д. Селищи.
Согласно содержания указанного заявления, в качестве основания предоставления земельного участка Давроншоевым Т.Х. указано на пп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ.
По результатам рассмотрения заявления 08.11.2023 г. заявителю дан ответ №4036/07, согласно которого согласно сведениям Публичной кадастровой карты на месте испрашиваемого земельного участка расположен земельный участок с кадастровым номером №, принадлежащий на праве собственности иному лицу, в связи с чем Учреждение не уполномочено распоряжаться землями, из которых предполагается образовывать испрашиваемый земельный участок.
Суд не может признать указанное решение законным в виду следующего.
Действительно, согласно сведений Публичной кадастровой карты на месте испрашиваемого административным истцом земельного участка расположен земельный участок с кадастровым номером 69:14:0190601:1054, принадлежащий на праве собственности иному лицу- ФИО8
Право собственности ФИО8 на вышеуказанный земельный участок зарегистрировано на основании договора купли-продажи от 04.06.2020 г.
При этом, вступившим 16.06.2022 г. в законную силу решением Кимрского городского суда Тверской области от 30 сентября 2021 г. удовлетворены исковые требования администрации <адрес> к Давроншоеву Т.Х., ФИО8, ФИО5, ФИО6, администрации Центрального сельского поселения <адрес> о признании недействительными сделки по выделу земельных долей, договора купли-продажи долей земельного участка недействительными в силу ничтожности, постановлений администрации Центрального сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от 14 мая 218 года № незаконными, договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № недействительным в силу ничтожности, признании раздела земельного участка незаконным, права собственности на земельные участки отсутствующими, обязании устранить препятствия в распоряжении земельным участком, применении последствий недействительности выдела земельного участка, аннулировании сведений в Едином государственном реестре недвижимости удовлетворить.
Указанным судебным актом, в том числе, признано право собственности ФИО8 на земельный участок с кадастровым номером № отсутствующим.
Кроме того, судом применены последствия недействительности выдела земельного участка с кадастровым номером № и аннулированы сведения из Единого государственного реестра недвижимости сведения вотношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №
Таким образом, наличие актуальных сведений в ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером 69:14:0190601:1054, расположенного на месте испрашиваемого административным истцом земельного участка, свидетельствует о неисполнении вступившего в законную силу судебного акта, которым аннулированы соответствующие сведения из ЕГРН.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствуется следующим.
В силу Закона Тверской области № 18-ЗО от 05.05.2022 произведено преобразование муниципальных образований Тверской области путем объединения поселений, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области Кимрский муниципальный район, с городским округом город Кимры Тверской области и городской округ город Кимры Тверской области наделен статусом муниципального округа, при этом органы местного самоуправления Кимрского муниципального округа в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления Кимрского района.
В силу Закона Тверской области от 28.12.2022 № 96-ЗО «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области и органами государственной власти Тверской области» и Постановления Правительства Тверской области от 14.03.2023 №104-пп «О реализации отдельных положений закона Тверской области от 28.12.2022 № 96-ЗО» государственное казенное учреждение «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» (далее – ГКУ «Центр управления земельными ресурсами Тверской области») наделено полномочиями по предоставлению земельных участков государственная собственность на которые не разграничена: на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане территории, совершению в отношении таких земельных участков действий, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и относящихся к компетенции органов, уполномоченных на предоставление земельных участков, в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Тверской области.
ГКУ «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» определен государственным заказчиком Тверской области на выполнение работ (оказание услуг), связанных с предоставлением земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
29.03.2023 внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации ГКУ «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» в качестве юридического лица.
Таким образом, с 29.03.2023 года земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, в том числе на территории Кимрского муниципального округа Тверской области, распоряжается ГКУ «Центр управления земельными ресурсами Тверской области».
В данном случае, при наличии вступившего в законную силу решения суда об аннулировании сведений из ЕГРН земельного участка с кадастровым номером №, расположенного на месте испрашиваемого административным истцом земельного участка, административный ответчик, являясь лицом, уполномоченным на совершение требуемых истцом действий, незаконно отказал в рассмотрении заявления ФИО7 о предварительном согласовании предоставления без проведении торгов земельного участка, площадью 846 кв.м, с условным кадастровым номером №, образуемого из земель неразграниченной государственной собственности, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по адресу: <адрес>, формально сославшись на отсутствие таких полномочий.
При этом, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе РФ», вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
По смыслу названных законоположений во взаимосвязи с положениями ст. 18, 46, 55 Конституции РФ, гражданину не может быть отказано в реализации законного интереса (а также его судебной защите) по основанию, возникшему в результате длительного неисполнения государственными органами (их должностными лицами) вступившего в законную силу решения суда.
Согласно ч. 10 ст. 58 Федерального закона от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ, в случае признания судом зарегистрированного права отсутствующим без признания права за другим лицом государственная регистрация прекращения права может осуществляться по заявлению лица, в пользу которого вынесено такое решение.
Учитывая, что решение Кимрского суда Тверской области принято в пользу Администрации Кимрского района Тверской области, однако к моменту возникновения спорных правоотношений, Законом Тверской области от 28.12.2022 г. №96-ЗО, она была лишена полномочий на распоряжение землями неразграниченной государственной собственности, а 29.09.2023 г., согласно сведений ЕГРЮЛ, названный государственный орган прекратил свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения, правопреемником которого является администрация Кимрского муниципального округа Тверской области.
Учитывая, что полномочия Администрации Кимрского района Тверской области в силу действующего законодательства перешли к административному ответчику, то и правом на обращение в Управление Росреестра по Тверской области с заявлением об исполнении вышеуказанного судебного акта обладает ГКУ «Центр управления земельными ресурсами Тверской области».
Как разъяснено в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности.
Указанные требования рассмотрении заявления Давроншоева Т.Х. административным ответчиком не были учтены. Рассматривая заявление Давроншоева Т.Х., ГКУ «Центр управления земельными ресурсами Тверской области», должна была устранить выявленные судом нарушения требований закона, принять соответствующие меры, направленные на исполнение судебного акта, а не ограничиваться отказом в восстановлении нарушенных прав гражданина лишь с целью удовлетворения формальных требований.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение ГКУ «Центр управления земельными ресурсами Тверской области» нельзя признать правомерным.
При этом суд, учитывая положения Конституции Российской Федерации, закрепленные в статьях 10 и 118, и требования пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которыми суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти или местного самоуправления и принимать конкретные решения по вопросу, не относящемуся к компетенции суда, полагает, что для устранения допущенного нарушения прав и свобод административного истца необходимо возложить на административного ответчика обязанность повторного рассмотрения заявления Давроншоева Т.Х. о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» №4036/07 ░░ 08.11.2023 ░.░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░░ 2023 ░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2023 ░░░░
░░░░░: ░░░░░░░.