Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1118/2022 ~ М-942/2022 от 05.05.2022

Дело № 2а-1118/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

1 июня 2022 года город Елец Липецкая область

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего             АНПИЛОВОЙ Г.Л.,

при секретаре          НЕСОВЕ В.Н.,

с участием прокурора Калмановской Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску прокурора города Ельца, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности определить границы территории, предмет и зоны охраны объекта культурного наследия,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Ельца Липецкой области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности определить границы территории, предмет и зоны охраны объекта культурного наследия. Требования мотивированы тем, что прокуратурой г.Ельца проведен анализ на предмет соблюдения на территории городского округа город Елец законодательства об объектах культурного наследия, в ходе которого установлено, что на территории городского округа город Елец по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Л.Толстого, д. 34, расположен объект культурного наследия регионального значения: «Церковь Златоустовская». Управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области в отношении указанного объекта культурного наследия не разработан, не согласован и не утвержден проект зон охраны; не установлен предмет охраны; не установлены границы территории объекта. Просит признать незаконным бездействие Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области по не разработке, не согласованию и не утверждению проекта зон охраны; не установлению предмета охраны; не установлению границы территории в отношении объекта культурного наследия регионального значения – «Церковь Златоустовская», расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Л.Толстого, д. 34; обязать Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по разработке, согласованию и утверждению проекта зон охраны; установлению предмета охраны; установлению границы территории в отношении указанного объекта культурного наследия.

Представитель административного ответчика Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о чем в деле имеется уведомление о вручении. О причинах неявки суду не сообщил. От представителя ответчика Русаковой А.В., поступил письменный отзыв, в котором содержится ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, также указано, что разработка проектов охраны объектов культурного наследия, границ территории объекта культурного наследия, проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется путем заключения контрактов, занимает длительное время. В связи с этим просит установить срок по утверждению границы территории и предмета охраны объекта культурного наследия «Церковь Златоустовская», расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Л.Толстого, д. 34, в течение 18 месяцев, а по утверждению зоны охраны данного объекта культурного наследия в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель заинтересованного администрация городского округа город Елец в судебное заседание не явился, своевременно и надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о чем в деле имеется уведомление о вручении. О причинах неявки суду не сообщил.

В судебном заседании прокурор Калмановская Е.А. поддержала заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и просила удовлетворить, при этом полагала возможным установить предложенные административным ответчиком сроки исполнения решения суда.

Суд, с учетом мнения прокурора, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика, заинтересованного лица.

Выслушав объяснения прокурора, исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит административный иск прокурора города Ельца обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

По смыслу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В соответствии с преамбулой Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 7 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия, территории объекта культурного наследия, зонах охраны объекта культурного наследия, защитной зоне объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно статье 3 указанного Федерального закона объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на виды, в том числе: памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

В соответствии с частью 2 статьи 20.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», при регистрации в реестре объектов культурного наследия, включенных в реестр в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона, указывается вид объекта культурного наследия и учитываются предмет охраны объекта культурного наследия, определенный в порядке, установленном федеральным органом охраны объектов культурного наследия, и границы территории объекта культурного наследия, утвержденные в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В силу частей 1, 2, 4, 7 статьи 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей. В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда (далее также - земли), водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц. Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме (в виде схемы границ). Сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно статье 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия (часть 1).

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, относится, в том числе, государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (пункт 4 статьи 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ).

    Согласно частям 1,3 статьи 15 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия, защитных зонах объектов культурного наследия при формировании и ведении государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию.

В силу статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий (часть 1).

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе, разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима; установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта (пункты 6,10 части 2).

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на территории городского округа город Елец по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул. Л.Толстого, д. 34 расположен объект культурного наследия регионального значения – «Церковь Златоустовская», который поставлен на государственную охрану Постановлением главы администрации Липецкой области «О неотложных мерах по сохранению культурного наследия области» от 27.02.1992 № 106 и включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации (учетный номер 48-3668).

В отношении указанного объекта культурного наследия не утверждены границы территории, предмет охраны и зона охраны, что подтверждается сведениями, изложенными административным ответчиком Управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области в отзыве на административное исковое заявление от 15.05.2022.

В соответствии с постановлением Главы администрации Липецкой области от 20 сентября 2017 года №434 «О создании управления по охране объектов культурного наследия Липецкой области и внесении изменения в постановление главы администрации Липецкой области от 28.06.2010 №198 «О структуре исполнительных органов государственной власти Липецкой области» в структуре исполнительных органов государственной власти Липецкой области создано Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области.

Распоряжением администрации Липецкой области от 09.01.2018 № 3-р утверждено Положение об управлении по охране объектов культурного наследия Липецкой области.

Согласно пункту 1.1 Положения Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области (далее - Управление) является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области.

Управление выполняет следующие функции, в том числе: осуществляет в установленном порядке деятельность по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (пункт 2.3); организует разработку проекта зон охраны объекта культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения (пункт 2.12); разрабатывает проект предмета охраны, требований к градостроительным регламентам в указанных границах и проект границ территории исторического поселения регионального значения (пункт 2.26).

Управление издает нормативные правовые акты по вопросам (пункт 3.3), помимо прочего, утверждения границ территории выявленных объектов культурного наследия регионального и местного (муниципального) значения.

Учитывая вышеизложенное, Управлением по охране объектов культурного наследия Липецкой области в отношении объекта культурного наследия регионального значения – «Церковь Златоустовская», расположенного по адресу: Липецкая область, г. Елец, ул.Л.Толстого, д. 34, не приняты меры по разработке, согласованию и утверждению проекта зон охраны, установлению предмета охраны, установлению границы территории. Доказательства обратного, суду представлены не были.

При таких обстоятельствах, суд находит административное исковое заявление прокурора города Ельца в интересах неопределенного круга лиц к Управлению по охране объектов культурного наследия Липецкой области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности определить границы территории, предмет и зоны охраны объекта культурного наследия, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости совершения административным ответчиком каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд указывает на необходимость совершения определенного действия и на срок устранения таких нарушений.

С учетом существа заявленных требований, мнения сторон, суд полагает, что административный ответчик обязан принять меры по утверждению границы территории и предмета охраны объекта культурного наследия в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а по утверждению зоны охраны объекта культурного наследия - в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░░. ░.░░░░░░░░, ░. 34, ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░░. ░.░░░░░░░░, ░. 34, ░ ░░░░░░░ 18 (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░. ░░░░, ░░. ░.░░░░░░░░, ░. 34, ░ ░░░░░░░ 24 (░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░ 2022 ░░░░.

2а-1118/2022 ~ М-942/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г. Ельца в интересах неопределенного круга лиц
Калмановская Елена Алексеевна
Ответчики
Управление по охране объектов культурного наследия Липецкой области
Другие
Администрация городского округа г. Елец
Суд
Елецкий городской суд Липецкой области
Судья
Анпилова Г.Л.
Дело на сайте суда
eletsgorsud--lpk.sudrf.ru
05.05.2022Регистрация административного искового заявления
05.05.2022Передача материалов судье
11.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
11.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2022Судебное заседание
15.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее