Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-275/2024 (2а-2155/2023;) ~ М-1989/2023 от 28.12.2023

УИД 38RS0022-01-2023-002925-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    19 февраля 2024 г.                г. Тайшет

Тайшетский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Мартиросян К.А., при секретаре судебного заседания Мозговой Н.С., с участием представителя административного истца - помощника Тайшетского межрайонного прокурора Цветковой Д.А., представителя административного ответчика – главы Нижнезаимского муниципального образования Семенова Д.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-275/2024 по административному исковому заявлению Тайшетского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнезаимского муниципального образования о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

установил:

    в обоснование заявленного административного искового заявления, с учетом уточнения, указано, что прокуратурой по результатам проверки исполнения должностными лицами администрации Нижнезаимского муниципального образования Тайшетского района требований законодательства в сфере пожарной безопасности выявлены нарушения требований пожарной безопасности в населенных пунктах <адрес>, д. Коновалова, д. Синякина, в том числе нарушения, связанные с отсутствием минерализованной полосы, шириной менее 10 м. В связи с чем, главе администрации Нижнезаимского муниципального образования Семенову Д.Ю. выдано предписание об устранении нарушения обязательных требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Помимо этого, глава администрации Нижнезаимского муниципального образования привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.

С целью контроля исполнения предписания ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ОНД и ПР по Тайшетскому району проведена повторная внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что нарушения, связанные с устройством минерализованной полосы шириной не менее 10 м. не устранены в населенных пунктах <адрес>, д. Синякина Нижнезаимского муниципального образования. На основании этого, должностным лицом ОНД и ПР по Тайшетскому району составлен протокол административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, материал передан в суд, в отношении администрации Нижнезаимского муниципального образования вынесено постановление о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

Несмотря на меры, принятые ОНД и ПР по Тайшетскому району в целях понуждения органа местного самоуправления к устранению нарушения, в том числе меры административного характера, до настоящего времени администрацией Нижнезаимского муниципального образования комплекс противопожарных мер в полном объеме не реализован.

Согласно информации, представленной администрацией Нижнезаимского муниципального образования, предусмотренная законом обязанность по оборудованию минерализованных полос не исполнена в установленные предписаниями сроки, в связи с поломкой необходимого оборудования, а также дефицитом денежных средств в бюджете Нижнезаимского муниципального образования на приобретение нового. Однако, вышеуказанные причины не могут быть признаны уважительными для неисполнения органом местного самоуправления возложенной на него действующим законодательством обязанности.

    На основании изложенного, Тайшетский межрайонный прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Нижнезаимского муниципального образования <адрес> выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности, а именно в отсутствии минерализованных полос шириной не менее 10 м., в границах населенных пунктов <адрес>, д. Синякина Нижнезаимского муниципального образования; обязать администрацию Нижнезаимского муниципального образования <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать минерализованные полосы в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в границах населенных пунктов <адрес>, д. Синякина Нижнезаимского муниципального образования.

В судебном заседании помощник Тайшетского межрайонного прокурора Цветкова Д.А. поддержала уточненные административные исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика глава Нижнезаимского муниципального образования Семенов Д.Ю. в судебном заседании административные исковые требования признал в полном объеме, указал, что бездействие администрацией действительно было допущено, по причине поломки оборудования.

Суд, выслушав представителя административного истца, пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Согласно преамбуле Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Противопожарный режим включает в себя, помимо прочего, совокупность требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, земельных участков, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.

Под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров (ч. 1 ст. Федерального закона № 69-ФЗ).

Статьей 19 указанного закона предусмотрен перечень полномочий органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов.

В силу ст. 3 Федерального закона № 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности обеспечивается совокупностью сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно- технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.

Статьей 37 Федерального закона № 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять требования предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения, в частности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Таким образом, действующим законодательством на органы местного самоуправления возложена обязанность не только по соблюдению требований пожарной безопасности, но и по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.

Пунктом 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 установлено, что в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.

Судом установлено, в ходе проведения Тайшетской межрайонной прокуратурой проверки исполнения должностными лицами администрации Нижнезаимского муниципального образования Тайшетского района требований законодательства в сфере пожарной безопасности выявлены нарушения, заключающиеся в следующем.

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 6 Устава Нижнезаимского муниципального образования, принятого решением Думы от 14.12.2005 № 3 к вопросам местного значения Нижнезаимского муниципального образования, относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов муниципального образования.

В силу п.п. 429-431 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 03.03.2023 № 164-пп с. Нижняя Заимка, д. Синякина и д. Коновалова являются населенными пунктами, которые подвержены угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров в пожароопасный сезон.

В 2023 году должностными лицами отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Тайшетскому району УНД и ПР ГУ МЧС России по Иркутской области (далее - ОНД и ПР по Тайшетскому району) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка населенных пунктов Нижнезаимского муниципального образования, подверженных угрозе перехода лесных пожаров.

По результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности в населенных пунктах <адрес>, д. Коновалова, д. Синякина, в том числе были выявлены нарушения, связанные с отсутствием минерализованной полосы, шириной менее 10 м. В связи с чем, главе администрации Нижнезаимского муниципального образования Семенову Д.Ю. выдано предписание об устранении нарушения обязательных требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Помимо этого, глава администрации Нижнезаимского муниципального образования привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения.

С целью контроля исполнения предписания ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом ОНД и ПР по Тайшетскому району проведена повторная внеплановая проверка, в ходе которой установлено, что нарушения, связанные с устройством минерализованной полосы шириной не менее 10 м. не устранены в населенных пунктах с. Нижняя Заимка, д. Синякина Нижнезаимского муниципального образования. На основании этого, должностным лицом ОНД и ПР по Тайшетскому району составлен протокол административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, материал передан в суд, в отношении администрации Нижнезаимского муниципального образования вынесено постановление о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

Несмотря на меры, принятые ОНД и ПР по Тайшетскому району в целях понуждения органа местного самоуправления к устранению нарушения, в том числе меры административного характера, до настоящего времени администрацией Нижнезаимского муниципального образования комплекс противопожарных мер в полном объеме не реализован.

Согласно информации, представленной администрацией Нижнезаимского муниципального образования, предусмотренная законом обязанность по оборудованию минерализованных полос не исполнена в установленные предписаниями сроки, в связи с поломкой необходимого оборудования, а также дефицитом денежных средств в бюджете Нижнезаимского муниципального образования на приобретение нового. Однако, вышеуказанные причины не могут быть признаны уважительными для неисполнения органом местного самоуправления возложенной на него действующим законодательством обязанности.

Обращение прокурора в суд с административным исковым заявлением обусловлено необходимостью обеспечения защиты интересов неопределенного круга лиц, в том числе прав граждан, проживающих на территории Нижнезаимского муниципального образования, поскольку не устранение выявленных нарушений закона создает потенциальную опасность для их жизни и здоровья. Помимо этого, выявленные нарушения могут явиться причинами возможных пожаров, их быстрого распространения и повлечь необратимые последствия в виде причинения значительного материального ущерба гражданам.

Таким образом, суд приходит к выводу, что прокурор, выступая представителем неопределенного круга лиц, действуя в их интересах, правомерно обратился в суд с иском, его требования законны и справедливы, и поэтому иск подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание, что обязанность административного ответчика совершить действия по созданию защитных противопожарных минерализованных полос на территории Нижнезаимского муниципального образования Тайшетского района Иркутской области сохраняется, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о возложении на администрацию Нижнезаимского муниципального образования обязанности по созданию минерализованных полос, являются законными обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме с возложением исполнения в срок до ДД.ММ.ГГГГ соответствующей обязанности на административного ответчика.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Тайшетского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие администрации Нижнезаимского муниципального образования Тайшетского района (ИНН 381504979241), выразившееся в необеспечении первичных мер пожарной безопасности, а именно, в отсутствии минерализованных полос шириной не менее 10 м., в границах населенных пунктов <адрес>, д. Синякина Нижнезаимского муниципального образования.

    Обязать администрацию Нижнезаимского муниципального образования Тайшетского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать минерализованные полосы в соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в границах населенных пунктов <адрес>, д. Синякина Нижнезаимского муниципального образования.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи жалобы через Тайшетский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:                                                                                                          К.А. Мартиросян

Мотивированный текст решения изготовлен 05.03.2024.

2а-275/2024 (2а-2155/2023;) ~ М-1989/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тайшетский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Нижнезаимского муниципального образования
Суд
Тайшетский городской суд Иркутской области
Судья
Мартиросян Карине Атомовна
Дело на сайте суда
taishetsky--irk.sudrf.ru
28.12.2023Регистрация административного искового заявления
28.12.2023Передача материалов судье
29.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
29.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2024Судебное заседание
19.02.2024Судебное заседание
05.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.03.2024Отправка копии решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства лицу, участвующему в деле
11.03.2024Лицу, участвующему в деле вручена копия решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства
08.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее