УИД 25RS0023-01-2023-000107-83
дело № 2а-67/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 апреля 2023 года пгт. Ольга
Ольгинский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Филатовой Н.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к Управлению ФССП России по Приморскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП по Ольгинскому району ГУФССП России по Приморскому краю ФИО2, заинтересованное лицо ФИО3, об оспаривании бездействия должностного лица ОСП по Ольгинскому району ГУФССП России по Приморскому краю,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Агентство Финансового Контроля» (далее – ООО «АФК») обратилось в суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что с целью принудительного исполнения судебного постановления о взыскании задолженности в пользу ООО «АФК» в ОСП по Ольгинскому району УФССП России по Приморскому краю был предъявлен исполнительный документ № от 12.09.2019 о взыскании задолженности в размере 342 424,49 руб. с должника ФИО3, которая достигла пенсионного возраста (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и с ДД.ММ.ГГГГ является получателем пенсии.
16.12.2019 судебным приставом-исполнителем ФИО2 возбуждено исполнительное производство №. По состоянию на 03.03.2023 задолженность перед ООО «АФК» должником не погашена и составляет 264 568,2 руб. Судебный пристав-исполнитель ФИО2 проявляет бездействие в реализации представленных ей полномочий, предусмотренных ст. 12 ФЗ № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения в Российской Федерации», ст. 68, ч. 1 ст. 98, ч. 2 ст. 99 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», меры принудительного исполнения, такие, как обращение взыскания на пенсию, к должнику не применены, поскольку не производятся ежемесячные периодические перечисления денежных средств из доходов должника ФИО3 на расчетный счет ООО «АФК», также в адрес взыскателя не поступала копия постановления об обращении взыскания на пенсию должника. Тем самым судебный пристав-исполнитель допускает факт волокиты при исполнении судебного постановления, что привело к нарушению прав взыскателя ООО «АФК» на своевременное и правильное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе. Бездействие административных ответчиков, выразившееся в не совершении всех необходимых исполнительных действий и применения всех необходимых мер принудительного исполнения, направленных на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок приводит к длительному нарушению законных прав, свобод и интересов взыскателя, а именно: к необоснованному затягиванию реального исполнения исполнительного документа. Административный истец просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Ольгинскому району УФССП России по Приморскому краю ФИО2, выраженное в непринятии своевременных мер принудительного исполнения для своевременного и правильного выполнения требований, содержащихся в исполнительном документе и обязать судебного пристава-исполнителя ФИО2 принять меры принудительного исполнения для своевременного и полного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, а именно обратить взыскание на пенсию должника ФИО3 и направить в адрес ООО «АФК» копию постановления об обращении взыскания на пенсию должника.
До начала судебного заседания административный ответчик – судебный пристав ОСП по Ольгинскому району ГУФССП России по Приморскому краю ФИО2 представила письменные возражения на административный иск, в которых указала о своем несогласии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, по следующим основаниям. ООО «Агентство Финансового Контроля» предъявило на исполнение в ОСП по Ольгинскому району ГУФССП России по Приморскому краю судебный приказ по делу № от 12.09.2019, согласно которому 16.12.2019 было возбуждено исполнительное производство № в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Вышеуказанное исполнительное производство было объединено в сводное исполнительное производство по должнику №, которое включает в себя исполнительные производства № от 16.12.2019 и № от 17.10.2017. В рамках вышеуказанного исполнительного производства были созданы соответствующие запросы в регистрирующие органы, в соответствии с положительными ответами от вышеуказанных органов, а именно: на основании сведений, представленных ФНС России были вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банках или иных кредитных организациях, движений денежных средств на открытых счетах должника нет. По материалам исполнительного производства, согласно ответам регистрирующих органов установлено, что движимое и недвижимое имущество за должником не зарегистрировано. Согласно сведениям о заработной плате и иным доходам должника, предоставленным ГУПФР РФ, установлено, что должник является пенсионером. 30.12.2019 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника (об обращении взыскания на пенсию). Удержания производились ежемесячно в размере 50% от дохода должника, распределялись в рамках сводного исполнительного производства № и направлялись взыскателям согласно представленных банковских реквизитов. 29.09.2022 должник ФИО3 обратилась в ОСП по Ольгинскому району ГУФССП России по Приморскому краю с заявлением о сохранении заработной платы и иных доходов должника ежемесячно в размере прожиточного минимума. Ходатайство было удовлетворено. Согласно представленным сведениям (справка из ПФР о размере пенсионной выплаты должника) установлено, что доход не превышает величину прожиточного минимума. 21.10.2022 было вынесено постановление об отмене мер по обращению взыскания на доходы должника. Актом о совершении исполнительных действий установлено, что должник проживает по адресу <адрес>, которое является единственным жильем должника (собственник ? части), доход-пенсия (суммарный пенсионный доход ниже прожиточного минимума), в материалах исполнительного производства имеется заявление должника о сохранении прожиточного минимума. Других доходов должник не имеет, имущество, принадлежащее описи и аресту, отсутствует. В связи с изложенным, судебный пристав-исполнитель ФИО2 считает доводы административного истца необоснованными.
В судебное заседание представители административного истца и административных ответчиков, а также заинтересованное лицо ФИО3 не явились, о дате и времени его проведения извещены заблаговременно и надлежащим образом по правилам ст. 96 КАС РФ, что подтверждается уведомлениями о вручении судебной корреспонденции 22.03.2023 – ФИО3, 27.03.2023 – ООО «АФК», представитель которого ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие административного истца. Поскольку явка участвующих в деле лиц не является обязательной и таковой судом не признана, на основании положений части 7 статьи 150 КАС РФ суд рассматривает административное дело в отсутствие представителей административного истца и административных ответчиков, а также заинтересованного лица ФИО3 в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ по имеющимся материалам дела и без участия сторон.
Суд, проверив доводы административного иска и письменных возражений на него, изучив материалы административного дела и исполнительного производства № приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также наличие нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.
Согласно статье 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
В силу требований части 8 статьи 69 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае, если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций. У органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава или его заместителя.
В соответствии с пунктом 2 части 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве» мерой принудительного исполнения является обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений.
Как следует из материалов исполнительного производства и установлено судом, 16.12.2019 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ольгинскому району УФССП России по Приморскому краю на основании судебного приказа <данные изъяты> от 12.09.2019 №, вступившего в законную силу и выданного взыскателю 08.10.2019, возбуждено исполнительное производство № в отношении должника ФИО3 с предметом исполнения: задолженность по кредитным платежам (кроме ипотеки) в размере 342 424, 49 руб. в пользу взыскателя ООО «Агентство Финансового Контроля».
В рамках данного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выполнил все необходимые меры в целях исполнения требований исполнительного документа, направив запросы в кредитные организации и банки, операторам связи, в подразделение МВД и ГИБДД МВД России, ФКУ Центр ГИМС МЧС России по Приморскому краю, Федеральную налоговую службу, управляющему Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации, в территориальное отделение Центра занятости населения, в органы, регистрирующие право собственности на недвижимое имущество для розыска имущества и денежных средств должника, на которые можно было обратить взыскание.
30.12.2019 судебным приставом-исполнителем ФИО4 вынесено постановление об обращении взыскания на пенсию должника ФИО3 в пределах 366 394,20 руб. из них: основной долг на сумму 342 424,49 руб., исполнительский сбор в сумме 23 969,71 руб. Удержания предписано производить ежемесячно в размере 50% пенсии и иных доходов должника, в трехдневный срок со дня выплаты, до удержания суммы, указанной в исполнительном документе.
Постановлением того же должностного лица от 30.12.2019 исполнительные производства в отношении должника ФИО3 от 16.12.2019 № и от 17.10.2017 № соединены в сводное исполнительное производство, которому присвоен № 25.02.2020 вынесено постановление о запрете на совершение регистрационных действий с принадлежащим должнику ФИО3 недвижимым имуществом.
29.09.2022 ФИО3 обратилась в ОСП по Ольгинскому району УФССП России по Приморскому краю с заявлением о сохранении её доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума.
13.10.2022 судебным приставом-исполнителем ОСП по Ольгинскому району УФССП России по Приморскому краю было удовлетворено заявление должника, вынесено постановление о сохранении доходов должника в размере прожиточного минимума, установленного для пенсионеров. Согласно имеющейся справки размер страховой пенсии должника ФИО3 – 14162 руб. 30 коп.
В силу п. 4 ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» одним из принципов, на которых основывается исполнительное производство, является принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации).
В соответствии с положениями Постановления Правительства Приморского края от 31.08.2021 № 578-пп (ред. от 31.05.2022) «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Приморского края на 2022 год» величина прожиточного минимума в 2022 году на душу населения составила 16 564 рубля, а для пенсионеров – 14 245 рублей.
Из Постановления Правительства Приморского края от 20.12.2022 № 881-пп «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Приморского края на 2023 год» следует, что величина прожиточного минимума в 2023 году на душу населения составляет 17 106 рублей, а для пенсионеров – 14 711 рублей.
Таким образом, вынесенное судебным приставом-исполнителем ОСП по Ольгинскому муниципальному району ГУФССП России по Приморскому краю постановление от 13.10.2022 не противоречит положениям действующего законодательства, судебный пристав-исполнитель действовал в рамках своих полномочий, предоставленных ему законом и в ходе исполнительных действий предпринимал меры к исполнению требований судебного акта. Так им была запрошена необходимая информация для установления имущественного положения должника, выявления его имущества, доходов, счетов и вкладов: неоднократно направлялись запросы, в т.ч. в учетно-регистрирующие органы, кредитно-финансовые организации, операторам сотовой связи, также направлялся запрос в органы ЗАГСа; вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника; осуществлен выходы по месту жительства должника с целью установления имущества, подлежащего описи и аресту, в настоящее время исполнительное производство не окончено, бездействие судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству, которое требовало бы пресечения в судебном порядке, отсутствует.
Помимо этого в судебном заседании установлено, что административный истец ранее обращался в <данные изъяты> с аналогичными административными исковыми заявлениями, по итогам рассмотрения которых доводы ООО «АФК» относительно неполноты комплекса действий, направленного на исполнение судебного приказа признавались необоснованными (решения от 17.06.2021 по делу № и от 07.12.2021 по делу №).
Несогласие взыскателя с объемом и характером совершенных исполнительных действий само по себе, с учетом установленных судом по настоящему делу обстоятельств, не свидетельствует о бездействии судебного пристава-исполнителя.
Учитывая, что право самостоятельно определять вид исполнительных действий, подлежащих применению в конкретной обстановке по каждому исполнительному производству принадлежит должностному лицу, ведущему исполнительное производство, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем не допущено незаконного бездействия по исполнительному производству в отношении должника ФИО3, все исполнительные действия совершены в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве», в пределах полномочий и в установленные законодательством сроки.
Довод административного истца о том, что в его адрес не поступала копия постановления об обращении взыскания на пенсию должника, является несостоятельным, поскольку Законом об исполнительном производстве не предусмотрено обязательное направление взыскателю по исполнительному производству копий иных вынесенных в исполнительном производстве постановлений. Кроме того, взыскатель не лишен права в установленном законом порядке обратится к судебному приставу-исполнителю с ходатайством о направлении ему необходимых копий постановлений, содержащихся в материалах исполнительного производства.
Поскольку фактические обстоятельства свидетельствуют о недоказанности бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя, а также об отсутствии каких-либо нарушений прав взыскателя, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227-228, 293-294 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля» к Управлению ФССП России по Приморскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП по Ольгинскому району ГУФССП России по Приморскому краю ФИО2 об оспаривании бездействия должностного лица ОСП по Ольгинскому району УФССП России по Приморскому краю – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ольгинский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Н.А. Филатова
Решение в окончательной форме принято 6 апреля 2023 года.