Дело (УИД) № 43RS0016-01-2023-000434-90
Производство № 2а-18/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 декабря 2023 года пгт Кумены
Куменский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Широковой А.А.,
при секретаре Трухиной И.Н.,
с участием административного истца Мурина Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мурина Д.О. к призывной комиссии Кировской области о признании незаконным решения призывной комиссии Кировской области от 26.10.2023 о призыве на военную службу,
у с т а н о в и л:
Мурин Д.О. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец состоит на воинском учете в военном комиссариате Куменского и Сунского районов Кировской области. На заседании призывной комиссии Куменского района Кировской области ему было озвучено решение об освобождении от призыва на военную службу, определена категория годности «В».
26.10.2023 в отношении него было проведено контрольное медицинское освидетельствование. Призывной комиссией Кировской области ему было озвучено решение о призыве на военную службу.
В рамках проведения призывных мероприятий были проигнорированы его жалобы на боли в левой подколенной области и медицинские документы: прием врача травматолога-ортопеда от 28.07.2023, где установлен диагноз: <данные изъяты>, рекомендовано оперативной лечение на дневном стационаре ЦТОиН.
Административный истец полагает, что указанные симптомы могут являться проявлением заболевания, которое может являться основанием определения ему категории годности «Г», то есть «временно не годен к военной службе» по п. «г» ст. 85 Расписания болезней.
Таким образом, решение призывной комиссией было вынесено незаконно и необоснованно. Дополнительное медицинское обследование было проведено некорректно, в результате чего призывная комиссия не могла сделать полноценный вывод о состоянии его здоровья и, следовательно, принять в отношении него законное решение.
Административный истец просит признать незаконным решение призывной комиссии Кировской области от 26.10.2023 о призыве его на военную службу.
В судебном заседании административный истец Мурин Д.О. административный иск и доводы, изложенные в его обоснование, поддержал. Дополнительно пояснил, что до настоящего времени за медицинской помощью по поводу рекомендованного в июле 2023 года оперативного лечения не обращался.
Определением от 13.12.2023 к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен военный комиссариат Куменского и Сунского районов Кировской области.
Административный ответчик призывная комиссия Кировской области, заинтересованные лица призывная комиссия Куменского района Кировской области, военный комиссариат Кировской области и военный комиссариат Куменского и Сунского районов Кировской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Заинтересованное лицо призывная комиссия Куменского района Кировской области просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Представило отзыв, в котором указывает, что по результатам медицинского освидетельствования Мурин Д.О. признан годным к военной службе с незначительными ограничениями. При несогласии с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы. Данным правом Мурин Д.О. не воспользовался. Оснований не доверять медицинскому заключению у призывной комиссии не имелось. Каких-либо действий, нарушающих законодательство РФ при организации и проведении мероприятий, связанных с призывной кампанией, призывной комиссией допущено не было. Считает решение призывной комиссии Кировской области от 26.10.2023 в отношении Мурина Д.О. законным и обоснованным, в удовлетворении административных исковых требований просит отказать.
Поскольку явка участников процесса в судебное заседание не является обязательной и не признана судом таковой, дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика и заинтересованных лиц.
Суд, выслушав административного истца Мурина Д.О., изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Согласно статье 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ-53) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе призыв на военную службу и прохождение военной службы по призыву.
В соответствии со статьей 25 данного закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (пп. «а» п. 1 ст. 22 ФЗ-53).
В силу пункта 1 статьи 26 названного закона призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Указом Губернатора Кировской области от 22.09.2023 № 142 «О проведении призыва граждан Российской Федерации на военную службу в октябре – декабре 2023 года» созданы областная призывная комиссия и призывные комиссии муниципальных районов, городских округов Кировской области, районов муниципального образования «Город Киров» по проведению призыва граждан РФ 1996-2005 годов рождения на военную службу в октябре – декабре 2023 года, утверждены их основной и резервный составы.
Статьей 29 ФЗ-53 определен состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации, в который включаются: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации – председатель комиссии; военный комиссар – заместитель председателя комиссии; секретарь комиссии; врачи-специалисты, участвующие в проведении медицинского освидетельствования и медицинского осмотра граждан; представитель министерства внутренних дел, управления (главного управления) внутренних дел по субъекту Российской Федерации; представитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования; представитель соответствующего органа службы занятости населения (в части вопросов, касающихся альтернативной гражданской службы). В состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации могут включаться представители других органов и организаций субъекта Российской Федерации.
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (п. 1 ст. 28 ФЗ-53).
Согласно подпунктам 1-4 статьи 5.1 указанного закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости – врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в п. 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А – годен к военной службе; Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями; В – ограниченно годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д – не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в п. 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Пунктом 13 постановления Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» предусмотрено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Пунктом 2 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», предусмотрено, что для проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах создаются военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии.
Из пункта 4 вышеуказанного Положения следует, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, включающие в себя Расписание болезней и Таблицу дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Из указанных правовых норм следует, что решение призывной комиссии в отношении призывника напрямую зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.
Как видно из материалов личного дела призывника, Мурин Д.О. состоит на воинском учете с 25.01.2017, ему предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу до окончания учебы в 2023 году.
По результатам медицинского освидетельствования 10.10.2023 Мурину Д.О. была установлена категория годности к военной службе «В», решением призывной комиссии Куменского района Кировской области № 2 от 10.10.2023 освобожден от призыва на военную службу на основании п. «в» ст. 65, п. «д» ст. 66, п. «д» ст. 13 Расписания болезней, зачислен в запас на основании пп. «а» п. 1 ст. 23 ФЗ № 53.
По результатам медицинского освидетельствования 26.10.2023 Мурину Д.О. была определена категория «Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями, решением призывной комиссии Кировской области № 4 от 26.10.2023 решение призывной комиссии Куменского района Кировской области № 2 от 10.10.2023 в отношении Мурина Д.О. было отменено, на основании п. 2 ст. 29, пп. «а» п. 1 ст. 22 ФЗ № 53 призван на военную службу.
Из материалов личного дела призывника усматривается, что при прохождении медицинских освидетельствований жалобы Мурина Д.О., в том числе те, на которые административный истец ссылается в административном исковом заявлении, врачами-специалистами были учтены. Решение об определении категории годности к военной службе в отношении Мурина Д.О. было принято на основании проведенных в отношении него медицинских обследований и полученных медицинских данных.
Учитывает суд и тот факт, что диагноз: <данные изъяты> Мурину Д.О. был установлен еще в 2018 году, что также видно из материалов его личного дела, однако, мер к получению медицинской помощи и лечению данного заболевания административный истец, как он сам пояснил в судебном заседании, не предпринимал.
Для признания незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, по смыслу положений ст. 227 КАС РФ необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В ходе проведенных медицинских освидетельствований заболеваний, при наличии которых Мурину Д.О. могла бы быть установлена иная категория годности к военной службе, не установлено, доказательств, свидетельствующих об их наличии, как того требует ч. 1 ст. 62, п. 3 ч. 2 ст. 62 КАС РФ, административным истцом суду не представлено.
Вопреки доводам административного иска порядок проведения медицинских освидетельствований в отношении Мурина Д.О. нарушен не был.
Кроме того, по смыслу положений ст. 3 КАС РФ суд не вправе вторгаться в компетенцию государственных органов и своим решением подменять решения данных органов по вопросам, отнесенным к их компетенции, тем более в случаях, когда на эти органы законодательством прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений.
С учетом изложенного в удовлетворении административного искового заявления Мурина Д.О. следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Мурина Д.О. к призывной комиссии Кировской области о признании незаконным решения призывной комиссии Кировской области от 26.10.2023 о призыве на военную службу отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Куменский районный суд Кировской области.
Решение в окончательной форме принято 09.01.2024.
Председательствующий: