Дело № 2а-232/2024 58RS0019-01-2024-000327-87
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
(мотивированное)
с. Лопатино Пензенской области 20 июня 2024 года
Лопатинский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Синьковой К.С.,
при секретаре Антоновой О.С.,
с участием прокурора Лопатинского района Пензенской области Сабитова И.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Лопатинского районного суда Пензенской области административное дело №2а-232/2024 по административному исковому заявлению прокурора Лопатинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению требований по соблюдению законодательства о пожарной безопасности,
у с т а н о в и л:
Прокурор Лопатинского района Пензенской области обратился в суд с указанным административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, указывая на то, что прокуратурой Лопатинского района Пензенской области в целях обеспечения пожарной безопасности в населенных пунктах проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области.
Согласно п.1 ст.11 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей и на возмещение вреда окружающей среды.
В соответствии с п.1 ст.39 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В силу п.9 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии со ст.1 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст.30 ФЗ от 21.121994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Согласно п.10 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 №1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных пунктов (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
На территории Пензенской области определен календарный период прохождения пожароопасного сезона с 05 апреля по 15 сентября 2024 года.
Вместе с тем, в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что администрацией Чардымского сельсовета не в полном объеме обеспечивается реализация первичных мер пожарной безопасности, в том числе и на период прохождения пожароопасного сезона.
Проведенной проверкой установлено, что со дня схода снежного покрова до настоящего времени администрацией меры по обновлению противопожарных минеральных полос, либо очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса или иные противопожарные барьеры населенного пункта с. Луначарское не обеспечена. Минерализованные противопожарные полосы вдоль границ населенного пункта поросли травой и нуждаются в возобновлении.
Данные нарушения в сфере противопожарной безопасности ограничивают права граждан на защиту от пожаров, причинения вреда жизни, здоровью, имущества в результате пожаров, а также на их безопасное проживание в указанном населенном пункте.
В судебном заседании прокурор Лопатинского района Пензенской области Сабитов И.И. поддержал административные исковые требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Изучив письменные материалы дела, выслушав пояснения прокурора, суд приходит к выводу, что требования обоснованы и подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под сельским поселением понимается один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
В силу п.9 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с п.1 ст.39 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со ст.1 ФЗ от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ст.30 ФЗ от 21.121994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
Согласно п.10 Постановления Правительства РФ от 07.10.2020 №1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Постановлением Правительства Пензенской области от 04.04.2024 №183-пП «О подготовке к весенне-летнему пожароопасному сезону 2024 года» определен календарный период прохождения пожароопасного сезона на территории Пензенской области с 05 апреля по 15 октября 2024 года.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Лопатинского района Пензенской области проведена проверка в деятельности администрации Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области по соблюдению законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что администрацией Чардымского сельсовета не в полном объеме обеспечивается реализация первичных мер пожарной безопасности, в том числе и на период прохождения пожароопасного сезона.
Так, проведенной проверкой установлено, что со дня схода снежного покрова до настоящего времени администрацией меры по обновлению противопожарных минеральных полос, либо очистка от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса или иные противопожарные барьеры населенного пункта с. Луначарское не обеспечена. Минерализованные противопожарные полосы вдоль границ населенного пункта поросли травой и нуждаются в возобновлении.
Данные нарушения в сфере противопожарной безопасности ограничивают права граждан на защиту от пожаров, причинения вреда жизни, здоровью, имущества в результате пожаров, а также на их безопасное проживание в указанном населенном пункте.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра от 14 мая 2024 года, фотографиями, объяснения главы администрации Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области.
Бездействие со стороны администрации Чардымского сельского совета создает угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни и здоровью людей.
Администрацией Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, бездействие со стороны администрации Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области создает угрозу наступления негативных последствий для окружающей среды, угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих на территории данного муниципального образования.
Вышеуказанные обстоятельства являются основание для удовлетворения административных исковых требований прокурора.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности населения Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-182, 226-228, 291-294 КАС РФ, суд
решил:
административный иск прокурора Лопатинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении к исполнению требований по соблюдению законодательства о пожарной безопасности – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в не проведении мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах по опашке и оборудованию противопожарными минерализованными полосами.
Обязать администрацию Чардымского сельсовета Лопатинского района Пензенской области произвести работы по опашке и оборудованию противопожарными минерализованными полосами населенного пункта с. Луначарское в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: К.С. Синькова
Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2024 года.