УИД: 38RS0011-01-2023-000046-92 Дело № 2а-41/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
11 мая 2023 года с. Ербогачён Катангского района
Катангский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего Макаровой Е. В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Юрьевой Т. Ю.,
с участием: представителя административного истца – заместителя прокурора Залтанова В. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-41/2023 по административному исковому заявлению прокурора Катангского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Непского муниципального образования о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению получения заявителями муниципальных услуг в электронном виде,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Катангского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Непского муниципального образования (далее по тексту – администрация Непского МО) о признании бездействия администрации Непского МО, выразившегося в необеспечении предоставления муниципальных услуг в электронной форме, незаконным; возложении на администрацию Непского МО обязанности в срок до 31.08.2023 обеспечить получение заявителями муниципальных услуг в электронной форме.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства в сфере реализации национальных проектов, о предоставлении государственных и муниципальных услуг в деятельности администрации Непского МО установлено, что административным ответчиком не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, в том числе на федеральном портале государственных услуг, региональном портале государственных и муниципальных услуг. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 13.04.2023 в адрес главы Непского МО внесено представление, которое рассмотрено, однако меры к устранению нарушений не приняты.
По мнению прокурора, бездействие органа местного самоуправления по неисполнению своих обязанностей, связанных с предоставлением муниципальных услуг в электронной форме препятствуют достижению основных целей и задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации».
Заявленные административные исковые требования административный истец обосновал положениями ст. 15, 46 Конституции Российской Федерации, федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации», ст.ст. 4, 5, 6, 10, 29 Федерального закона о 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р, ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании заместитель прокурора Залтанов В.В., действующий на основании прав по должности, поддержал заявленные требования по доводам и основаниям, изложенным в административном иске, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика - глава Непского МО ФИО3, действующий на основании прав по должности, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав на согласие с исковыми требованиями прокурора.
В соответствии со ст.226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы административного дела, суд пришел к следующему.
Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу ч. 1 ст. 218 КАС РФ в контексте с положениями ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии с частью 3 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории, что не предполагает бездействие органов местного самоуправления при реализации полномочий, исполнении которых возложены федеральными законами.
Цифровая трансформация названа в числе национальных целей в Указе Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». К числу направлений трансформации отнесено и государственное управление, в том числе переход на реестровую модель оказания государственных и муниципальных услуг. Аналогичная цель - внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг - была поставлена еще ранее, в Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Реализацию поставленной задачи предусматривают разработанный Правительством РФ федеральный проект "Цифровое государственное управление", входящий в национальную программу "Цифровая экономика Российской Федерации", а также ряд других стратегических документов, в соответствии с которыми должна быть увеличена "доля приоритетных государственных услуг и сервисов, соответствующих целевой модели цифровой трансформации". Указанные приоритетные государственные услуги и сервисы предполагают отсутствие необходимости личного посещения государственных органов и иных организаций, применение реестровой модели онлайн, проактивно и т.д.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ следует, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Статьей 11 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1). Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (часть 7).
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении Конституционного Суда РФ от 22 июля 2014 года N 138-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав положениями частей 1 - 8 статьи 26 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" гражданам и иным установленным Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 5 названного Федерального закона). Такое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, предусматривает выбор получателем государственных и муниципальных услуг способа их предоставления.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 29 Федерального закона N 210-ФЗ в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Распоряжением Правительства N 1993-р от 17 декабря 2009 года утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Приложение N 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р определены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде.
Первый этап перехода предусматривает размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), установлен предельный срок его реализации до 1 декабря 2010 года. Второй этап предусматривает размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде, предельный срок реализации данного этапа до 1 января 2011 года. Третий этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), предельный срок реализации этапа до июля 2012 года. Четвертый этап предусматривает обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции), предельный срок реализации до 1 января 2013. Пятый этап с предельным сроком реализации до 1 января 2014 предусматривает обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Судом установлено, что прокуратурой Катангского района в ходе проведения проверки требований законодательства в сфере реализации национальных проектов, в деятельности администрации Непского МО выявлено нарушение законодательства в указанной сфере, выразившееся в необеспечении предоставления муниципальных услуг в электронной форме.
Из материалов дела следует, что 13.04.2023 и.о. прокурора Катангского района в адрес главы Непского МО было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере реализации национальных проектов. По результатам рассмотрения представления, администрацией Непского МО 14.04.2023 был дан ответ о том, что услуги в электронной форме на федеральном портале государственных услуг, региональном портале государственных и муниципальных услуг не предоставляются из-за технических сбоев и нестабильного интернет-соединения, но в ближайшее время администрацией будут приняты меры по устранению выявленных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующим.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд нашел установленным, что в нарушение вышеприведенных правовых норм администрацией Непского МО ненадлежащим образом выполняется законодательство в сфере реализации национальных проектов, не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, в том числе на федеральном портале государственных услуг, региональном портале государственных и муниципальных услуг.
При таких обстоятельствах, учитывая положения указанного выше законодательства, регулирующего спорные правоотношения, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде является обязательным, соответственно, отсутствие возможности получения услуги в электронной форме нарушает законные права граждан на получение государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе право на электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями, что по мнению суда, свидетельствует о бездействии административного ответчика.
Таким образом, оценив исследованные в судебном заседании доказательства, исходя из установленных по делу обстоятельств и вышеназванных правовых норм, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Катангского района и о признании бездействия администрации Непского МО, выразившегося в необеспечении предоставления муниципальных услуг в электронной форме, незаконным, в связи с чем на административного ответчика необходимо возложить обязанность по устранению нарушения требований законодательства путем обеспечения получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме.
При этом, исходя из требований ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым установить срок устранения указанного нарушения – до 31 августа 2023 года, о чем административному ответчику необходимо сообщить в суд и прокурору Катангского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░ ░░ 31 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.