Решение по делу № 2а-2263/2018 ~ М-2078/2018 от 04.09.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 октября 2018 года      г. Самара

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Фокеевой Е.В.,

при секретаре Болотиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а -2263/2018 по административному иску Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исполнительных учреждениях <адрес> в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ФКУ «Исправительная колония № 13 УФСИН России по <адрес> об устранении нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исполнительных учреждениях <адрес> в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к ФКУ «Исправительная колония № 13 УФСИН России по <адрес>» с иском об устранении нарушений.

В обоснование заявленных требований истец указал, что Самарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях <адрес> неоднократно проводились проверки соблюдения в ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> (далее ИК-13) требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения рабочих мест безопасными условиями и охраны труда.

В связи с выявленными нарушениями требований указанного законодательства спецпрокуратурой начальнику ИК-13 ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление, в котором изложено требование устранения указанного нарушения.

Однако проверкой, проведенной спецпрокуратурой ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения, изложенные в представлении, не устранены и продолжают иметь место.

Исправительное учреждение по своей организационно-правовой форме является некоммерческой организацией, имеет свою структуру и штатное расписание, наделено статусом самостоятельного юридического лица – участника бюджетного процесса.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка аттестация рабочих мест осужденных из числа хозяйственной обслуги по профессиям швеи и пекаря, ДД.ММ.ГГГГ в ИК-13 проведена аттестация следующих рабочих мест осужденных: заведующего хозяйством (общеобразовательной школы), заведующего клубом, художника, резчика пищевой продукции, заведующего баней, подсобного рабочего (сортировщика, комплектовщика белья), уборщика территории.

Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ проведена аттестация рабочих мест по должностям центра трудовой адаптации осужденных: электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, транспортировщика.

Срок предыдущей аттестации вышеуказанных рабочих мест истек ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, и ДД.ММ.ГГГГ, однако, в нарушение требований ст. 104 УИК РФ, ст.ст. 22, 212 ТК РФ, ст.ст. 3, 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда по вышеуказанным должностям не проведена.

В соответствии с заключением государственной инспекции труда от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт ранее укрытого несчастного случая на рабочем месте с подсобным рабочим цеха Ш.А.А., имевший место ДД.ММ.ГГГГ Однако внеплановая специальная оценка условия труда данного рабочего места также не проведена.

Таким образом, администрация ИК-13 длительное время нарушает требования уголовно-исполнительного и трудового законодательства, не исполняет законные требования прокурора, не принимает необходимые меры, в отсутствие объективных препятствий.

На основании изложенного, истец просил суд обязать администрацию ФКУ «Исправительная колония УФСИН России по <адрес>» устранить нарушения требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения безопасными условиями и охраны труда – провести специальную оценку условий труда рабочих мест: заведующего хозяйством (общеобразовательной школой), заведующего клубом, художника, резчика пищевой продукции, заведующего баней, подсобного рабочего (сортировщика, комплектовщика белья), уборщика территории, швеи, пекаря, электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, транспортировщика, подсобного рабочего.

Представитель истца помощник Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Керенцев Е.М. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить в полном объёме, показал, что усматривается бездействие ответчика, которое подлежит признанию незаконным. При этом ответчик имеет самостоятельные доходы, которые позволяют исполнить предписание и провести оценки условий труда рабочих мест в колонии, при том, стоимость затрат на проведение оценки будут незначительные, около 20 000 рублей.

Представитель ответчика ФКУ ИК-13 УФСИН России по <адрес> по доверенности Зотеев С.Ю. в судебном заседании заявленные требования не признал, просил в удовлетворении административных исковых требованиях отказать в полном объеме по изложенным в письменном отзыве основаниям. Кроме того, указал, что по состоянию на 2018г. в штатном расписании отсутствуют должности заведующего хозяйством (общеобразовательной школы) и подсобного рабочего. Также пояснил, что ИК-13 является казенным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета, поэтому без специального финансирования указанных мероприятий решение суда исполнить будет невозможно. На ДД.ММ.ГГГГ. все бюджетные средства распределены, а новые могут быть заложены лишь в следующем финансовом году. В связи с этим просил определить срок исполнения решения суда не менее года.

Представитель заинтересованного лица УФСИН России по <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Выслушав стороны, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    В силу ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно со ст. 13 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»
учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение
уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать
условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности
осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на
их территориях.

В соответствии с ч.1 ст.103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности,
специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.

Одновременно, ч.1 ст.104 УИК РФ предусматривает, что продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

    Обязанность     учреждений,     исполняющих     уголовные наказания, обеспечивать работающим осужденным условия труда в соответствии с
законодательством РФ предусмотрена и ст.18 Закона РФ «Об учреждениях и
органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В соответствии со ст.212 ТК РФ, п.1 ч. 2 ст.4 Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон о
специальной оценке условий труда) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда.

В ст.3 Закона о специальной оценке условий труда определено, что
специальная оценка условий труда является единым комплексом
последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и
(или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно ч.4 ст. 27 Закона о специальной оценке условий труда в случае,
если до дня вступления в силу настоящего федерального закона (с ДД.ММ.ГГГГ) в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

Наряду с этим, согласно п.6 ч.2 ст.17 Закона о специальной оценке
условий труда, внеплановая специальная оценка труда проводится в случае
произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве.

Исправительное учреждение по своей организационно-правовой форме
является некоммерческой организацией, имеет свою структуру и штатное
расписание, наделено статусом самостоятельного юридического лица -
участника бюджетного процесса.

Согласно п. 5.8 Устава учреждения, источниками финансирования
деятельности ИК-13 являются средства федерального бюджета и иные
поступления, разрешенные законодательством РФ.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка аттестации рабочих мест осужденных из числа хозяйственной обслуги по профессиям швеи и пекаря, ДД.ММ.ГГГГ в ИК-13 проведена аттестация следующих рабочих мест осужденных: заведующего хозяйством (общеобразовательной школы), заведующего клубом, художника, резчика пищевой продукции, заведующего баней, подсобного рабочего (сортировщика, комплектовщика белья), уборщика территории.

Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ проведена аттестация рабочих мест по должностям центра трудовой адаптации осужденных: электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования, транспортировщика.

Однако, срок предыдущей аттестации вышеуказанных рабочих мест истек, специальная оценка условий труда по вышеуказанным должностям не проведена.

Таким образом судом установлено, что администрацией ИК-13 в том, числе не смотря на предписание прокурора, действенные меры по проведению последующей специальной оценки условий труда вышеуказанных рабочих мест не предприняты, государственный контракт со специализированной организацией, оказывающей услуги в данной сфере деятельности, не заключен, объемы финансирования для данных затрат из бюджета РФ не истребованы, изменения в план закупок не внесены. Не запланированы соответствующие расходы и за счет приносящей доход деятельности учреждения.

Неисполнение ИК-13 вышеуказанных требований закона в части проведения специальной оценки условий труда рабочих мест нарушает права осужденных, привлекаемых к оплачиваемому труду, на информирование о надлежащих условиях и охране труда рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчика является незаконным, в связи с чем, ответчик обязан устранить допущенное бездействие, провести необходимые мероприятия по устранению нарушений законодательства.

Между тем, судом установлено, что на момент рассмотрения дела в соответствии со штатным расписанием ИК-13 на ДД.ММ.ГГГГ должностей заведующего хозяйство (общеобразовательной школы) и подсобного рабочего не имеется, в связи с чем, заявленные требования в части проведения оценки условий труда указанных должностей удовлетворению не подлежат.

Принимая во внимание характер спорных правоотношений, учитывая, что для устранения выявленных нарушений и исполнения решения суда ответчику необходимо получение денежных средств из федерального бюджета, а также длительность процедуры формирования бюджета на следующий финансовый год, необходимость заключения государственного контракта на осуществление мероприятий по устранению нарушений требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства, суд, соглашаясь с мнением представителя истца, с учетом принципа разумности, считает возможным установить ответчику срок исполнения данного решения суда – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175–180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Самарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исполнительных учреждениях Самарской области удовлетворить частично.

Обязать администрацию ФКУ «Исправительная колония № 13 УФСИН России по Самарской области» устранить нарушения требований уголовно-исполнительного и трудового законодательства, регламентирующего вопросы обеспечения безопасными условиями и охраны труда – провести специальную оценку условий труда рабочих мест: заведующего клубом, художника, резчика пищевой продукции, заведующего баней, подсобного рабочего (сортировщика, комплектовщика белья), уборщика территории, швеи, пекаря, электромонтера по обслуживанию электрооборудования, транспортировщика, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 19 октября 2018 г.

Председательствующий: Е.В. Фокеева.

2а-2263/2018 ~ М-2078/2018

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Самарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Самарской области
Ответчики
ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Самарской области
Другие
УФСИН РФ по г. Самара
Суд
Волжский районный суд
Судья
Фокеева Е. В.
04.09.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.09.2018[Адм.] Передача материалов судье
05.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2018[Адм.] Судебное заседание
16.10.2018[Адм.] Судебное заседание
19.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2019[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее