Дело № 2а-759/2022
65RS0010-01-2022-001220-06
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
13 октября 2022 года город Оха Сахалинской области
Охинский городской суд Сахалинской области
В составе: председательствующего судьи – Асмадяровой Е.Л.,
с участием прокурора – Ермакова И.И.
при секретаре – Козик Н.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Анисимова Артема Владимировича к участковой избирательной комиссии на избирательном участке № 133, Охинской территориальной избирательной комиссии об отмене решений об итогах голосования по единому избирательному округу и одномандатному избирательному округу № 18 на выборах депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва, возложении обязанности внести изменения в сводную таблицу о результатах голосования по единому избирательному округу и одномандатному избирательному округу № 18 на выборах депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва,
у с т а н о в и л :
20.09.2022 Анисимов А.В. (кандидат в депутаты Сахалинской областной Думы восьмого созыва по единому избирательному округу и одномандатному избирательному округу № 18) обратился в Охинский городской суд Сахалинской области с административным иском к участковой избирательной комиссии № 133, Охинской территориальной избирательной комиссии об отмене решений об итогах голосования на выборах депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва по единому избирательному округу и одномандатному избирательному округу № 18, возложении на Охинскую территориальную избирательную комиссию обязанности внести изменения в сводную таблицу Охинской территориальной избирательной комиссии о результатах голосования на выборах депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва по единому избирательному округу и одномандатному избирательному округу № 18.
В обоснование своих исковых требований Анисимов А.В. указал, что при установлении итогов голосования на выборах депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва на избирательном участке № 133 (МО ГО «Охинский» Сахалинской области) были допущены нарушения требований действующего законодательства, регламентирующего правоотношения в сфере реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, а также были созданы препятствия наблюдению за проведением подсчета голосов избирателей. В результате этих нарушений невозможно с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, что нарушает права истца, как кандидата в депутаты Сахалинской областной Думы восьмого созыва по единому избирательному округу и одномандатному избирательному округу № 18. В частности, 10.09.2022 после закрытия избирательного участка № 133 и помещения сейф-пакетов с избирательными бюллетенями в опломбированный сейф, председателем участковой избирательной комиссии этого участка Петровой Е.Е. наблюдателю от кандидата в депутаты Анисимова А.В. Жукову А.Ю. было отказано в фотофиксации печатей и пломб, 11.09.2022 – отказано в возможности приблизиться к сейфу и осмотреть пломбу. Также, при подсчете голосов на избирательном участке № 133 было выявлено большое число бюллетеней за одну и ту же партию и за одного и того же кандидата по одномандатному избирательному округу, которые шли подряд, а не в случайном порядке, что, по мнению истца, подтверждает факт подмены избирательных бюллетеней в сейф-пакетах.
В судебном заседании административный истец Анисимов А.В. свои исковые требования поддержал, по изложенным в его административном исковом заявлении основаниям, настаивал на их удовлетворении в полном объеме. В обоснование своих исковых требований также указал, что до начала работы избирательного участка № 133 утром 10.09.2022 и утром 11.09.2022 члены избирательной комиссии на этом избирательном участке открывали металлический ящик, в котором хранились сейф-пакеты с бюллетенями, доставали из этого ящика документы и помещали обратно.
Представитель административного ответчика участковой избирательной комиссии на избирательном участке № 133 и заинтересованное лицо – председатель участковой избирательной комиссии на избирательном участке № 133 Петрова Е.Е., представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Сахалинской области – Большаков А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражали относительно удовлетворения административных исковых требований Анисимова А.В., просили в их удовлетворении отказать. В обоснование своих возражений относительно иска Анисимова А.В. указали, что при организации и подведении итогов голосования на избирательном участке № 133 не были допущены нарушения, которые исключают возможность достоверного определения результатов волеизъявления избирателей. Установленные Положением об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденным Постановлением ЦИК России от 08.06.2022 № 86/718-8, гарантии сохранности находящихся в сейф-пакетах избирательных бюллетеней на этом избирательном участке были обеспечены в полном объеме.
Представители административного ответчика Охинской территориальной избирательной комиссии в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства дела ответчик извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. Поэтому суд, в соответствии со статьей 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассматривает дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, представленные суду доказательства и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Согласно Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации как демократическом правовом государстве с республиканской формой правления является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 1, часть 1; статья 3, части 1, 2 и 3); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (статья 32, часть 1), право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2).
Закрепляя право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, Конституция Российской Федерации не содержит конкретных правил, определяющих условия его реализации. В силу ее статей 71 (пункт «в»), 72 (пункт «н» части 1) и 76 (части 1 и 2) регулирование избирательных прав и порядка проведения федеральных, региональных и муниципальных выборов, включая порядок голосования избирателей, установления его итогов и определения результатов выборов, относится к дискреционным полномочиям законодателя, осуществляя которые он должен проявлять необходимую заботу о том, чтобы вводимые им избирательные процедуры были честными и прозрачными, предотвращали возможность фальсификации итогов избирательного процесса, способствовали объективному и достоверному отражению действительных результатов электорального волеизъявления граждан. В противном случае избирательное законодательство не будет отвечать конституционной природе выборов, подразумевающей, что в основе формирования органов публичной власти, призванных обеспечивать представительство и выражение интересов граждан, должно лежать справедливое выявление подлинного волеизъявления избирателей (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 № 8-П, от 15.04.2014 № 11-П, от 15.11.2018 № 42-П).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1 статьи 63.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», по решению комиссии, организующей выборы, референдум, голосование на выборах, референдумах может проводиться в течение нескольких дней подряд, но не более трех дней.
Во исполнение положений пункта 9 статьи 63.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», особенности такого голосования и установления его итогов установлены Положением об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденным Постановлением ЦИК России от 08.06.2022 № 86/718-8.
В судебном заседании установлено, что постановлением Сахалинской областной Думы от 09.06.2022 № 13/16/176-7 назначены выборы депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва на 11.09.2022.
Постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 10.06.2022 № 17/68 «О проведении голосования на выборах, назначенных на 11 сентября 2022 года, в течение нескольких дней подряд» принято решение провести голосование на выборах депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва в течение нескольких дней подряд – 09, 10, 11 сентября 2022 года.
Постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 25.07.2022 № 30/189 25.07.202 в 17 часов 05 минут административный истец Анисимов А.В. зарегистрирован кандидатом в депутаты Сахалинской областной Думы восьмого созыва, включенным в зарегистрированный список кандидатов Сахалинского областного отделения Политической партии «Коммунистическая Партия Российской Федерации» (региональная группа № 18).
11.09.2022 в Сахалинской области состоялись выборы депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва, голосование на которых проводилось в течение 09-11.09.2022.
12.09.2022 в 00 часов 30 минут членами участковой избирательной комиссии на избирательном участке № 133 подписаны протоколы об итогах голосования на данном избирательном участке по выборам депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 18 и по единому избирательному округу.
Решением участковой избирательной комиссии на избирательном участке № 133 от 12.09.2022 № 42/106 указанные выше протоколы об итогах голосования утверждены.
Решениями Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 18 от 12.09.2022 № 46/176 и № 46/177 утвержден протокол об итогах голосования по выборам депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва по единому округу на территории одномандатного избирательного округа № 18, признаны состоявшимися и действительными выборы депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 18.
Постановлением избирательной комиссии Сахалинской области от 15.09.2022 № 54/266 признаны состоявшимися и действительными выборы депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва по единому избирательному округу.
Согласно статье 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд (пункт 1 статьи 75).
При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума (пункт 4 статьи 75).
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (пункт 5 статьи 75).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу. О принятом комиссией решении об обращении в суд с заявлением об отмене итогов голосования, результатов выборов, о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу данная комиссия информирует комиссию, организующую выборы, референдум. В случае принятия судом решения о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу комиссия, составившая данные протокол и (или) сводную таблицу, составляет новый протокол об итогах голосования, о результатах выборов с отметкой: «Повторный» и (или) новую сводную таблицу с отметкой: «Повторная».
В силу пункта 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае: а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума; г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума; д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума (выявить действительную волю избирателей, участников референдума), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными (пункт 1.4 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2013 № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав. Судебная защита должна быть доступной для избирателей и эффективной не только в случаях, когда нарушения избирательных прав, включая право избирать в органы государственной власти, органы местного самоуправления, возникают в период избирательной кампании до начала или непосредственно в ходе голосования, но и на следующих стадиях избирательного процесса, направленных на определение результатов выборов.
Вместе с тем судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Таким образом, механизм судебной защиты избирательных прав граждан, нарушенных при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, должен основываться на согласовании частных и публичных интересов, недопустимости злоупотребления правом.
Для целей избирательного законодательства установлен принцип достоверности сведений, внесенных в составленные в установленном порядке избирательные документы, пока в должной процессуальной форме не установлено иное.
Данные выводы согласуются с разъяснениями, изложенными в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать наблюдатели. При проведении выборов наблюдателя может назначить зарегистрированный кандидат (пункты 3-4). Наблюдатель вправе находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии (подпункты «б, г, к» пункта 9).
Аналогичные положения содержит пункты 2, 6, 7, 13 части 6 статьи 16 Закона Сахалинской области от 10.04.2008 № 22-ЗО «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы».
В соответствии с пунктом 1.5. Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденного Постановлением ЦИК России от 08.06.2022 № 86/718-8, голосование в течение нескольких дней проводится с использованием следующих форм голосования: 1) голосование в помещении для голосования; 2) голосование вне помещения для голосования.
Место для проведения голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы обеспечивалось соблюдение <данные изъяты> голосования, а также максимальное удобство для реализации избирательных прав, что означает в том числе обязательное наличие переносного ящика для голосования (п. 2.2 названного выше Положения).
Согласно пункту 3.3. указанного выше Положения каждый день голосования, за исключением последнего, избирательные бюллетени из переносного ящика для голосования, использовавшегося при проведении голосования в какой-либо из форм голосования, перемещаются в сейф-пакет. Для каждого переносного ящика для голосования используется отдельный сейф-пакет, который запечатывается.
В силу пункта 3.4. этого Положения сейф-пакет представляет собой средство (непрозрачный пакет из полиэтилена), предназначенное (предназначенный) для обеспечения сохранности и неизменности содержащихся в нем избирательных бюллетеней, имеющее (имеющий) индивидуальный серийный номер и индикаторную ленту, сигнализирующую о попытке его вскрытия. Индикаторная лента на сейф-пакете, которая является его неотъемлемой частью, должна обеспечивать индикацию фактов несанкционированного доступа путем проявления визуальных признаков нарушения целостности при попытке вскрытия сейф-пакета или снятия (демонтажа) ленты, не позволяющих использовать ленту повторно.
Перемещение избирательных бюллетеней в сейф-пакет осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса без подсчета избирательных бюллетеней с сохранением <данные изъяты> голосования. После перемещения избирательных бюллетеней сейф-пакет незамедлительно запечатывается с использованием индикаторной ленты. На сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, после его запечатывания ставятся подписи не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей (по их желанию). В отношении каждого сейф-пакета составляется акт, который хранится вместе с сейф-пакетом. С указанным актом вправе ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдатели (пункт 3.5. названного выше Положения).
В соответствии с пунктом 3.8. данного Положения, после этого сейф-пакет, составленный в отношении него акт, а также заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать на дому помещаются в отдельный сейф (металлический шкаф, металлический ящик) участковой избирательной комиссии, предназначенный для хранения сейф-пакетов. Хранение в таком сейфе (металлическом шкафу, металлическом ящике) иной документации не допускается. Сейф-пакет не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Места хранения сейф-пакетов должны круглосуточно находиться под видеонаблюдением (видеофиксацией).
Согласно пункту 3.9. указанного выше Положения, гарантиями сохранности находящихся в сейф-пакете избирательных бюллетеней являются: наличие на сейф-пакете (на индикаторной ленте) индивидуального серийного номера; наличие на сейф-пакете, но вне индикаторной ленты, подписей не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, наблюдателей (в случае их присутствия и проставления ими подписей); целостность индикаторной ленты; отсутствие на сейф-пакете повреждений, свидетельствующих о нарушении его целостности; наличие составленного в отношении сейф-пакета акта.
В целях контроля за целостностью (отсутствием следов несанкционированного доступа к содержимому) и идентичностью сейф-пакетов при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией перед вскрытием сейф-пакетов наблюдатели, иные лица, имеющие право присутствовать в помещении для голосования, вправе осмотреть сейф-пакеты, запечатанные в предыдущие дни голосования, и составленные в отношении них акты. После осмотра под контролем председателя участковой избирательной комиссии сейф-пакетов и (или) актов к ним сейф-пакеты вскрываются в соответствии с Положением (пункт 3.10. названного выше Положения).
В силу пункта 3.11 этого Положения каждый день голосования, за исключением последнего, избирательные бюллетени из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования перемещаются в сейф-пакет (сейф-пакеты) незамедлительно по окончании голосования в помещении для голосования. Перемещение избирательных бюллетеней из стационарного ящика (стационарных ящиков) для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) и их хранение осуществляется в порядке, аналогичном порядку перемещения избирательных бюллетеней из переносного ящика для голосования в сейф-пакет (сейф-пакеты) (пункты 3.5 – 3.10 Положения), с составлением акта, который хранится вместе с сейф-пакетом. В случае использования нескольких сейф-пакетов в отношении них составляется один акт, и при этом указываются номера всех сейф-пакетов.
Как следует из представленных суду доказательств и объяснений участвующих в деле лиц, во исполнение указанных выше требований, в период проведения голосования на выборах депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва 09.09.2022 и 10.09.2022 на избирательном участке № 133 избирательные бюллетени из стационарного ящика для голосования перемещались в сейф-пакеты. После перемещения избирательных бюллетеней сейф-пакеты запечатывались с использованием индикаторной ленты. В отношении каждого сейф-пакета был составлен акт. Сейф-пакеты были помещены в отдельный металлический ящик, предназначенный для их хранения. Место хранения сейф-пакетов в период проведения голосования 09-11.09.2022 круглосуточно находилось под видеонаблюдением.
В обоснование своих исковых требований административный истец Анисимов А.В. ссылается на то обстоятельство, что 10.09.2022 после закрытия избирательного участка № 133 и помещения сейф-пакетов с избирательными бюллетенями в указанный выше металлический ящик, председателем участковой избирательной комиссии этого участка Петровой Е.Е. наблюдателю от кандидата в депутаты Анисимова А.В. Жукову А.Ю. было отказано в фотофиксации печатей и пломб на этом ящике, 11.09.2022 – отказано в возможности приблизиться к сейфу и осмотреть пломбу.
В то же время, ни Положение об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденное Постановлением ЦИК России от 08.06.2022 № 86/718-8, ни другие нормативные правовые акты, регламентирующие спорные правоотношения, не содержат требования об опломбировании металлического ящика, предназначенного для хранения сейф-пакетов, фото-, видеофиксации этого процесса и его результатов.
При этом сторонами спора не оспаривается, а представленными суду доказательствами не опровергается тот факт, что указанный выше металлический ящик для хранения сейф-пакетов на избирательном участке № 133 располагался в месте определенном схемой размещения технологического оборудования, мест определенных для работы членов участковой избирательной комиссии на избирательном участке № 133, наблюдателей и иных лиц в помещении данного избирательного участка и вне места определенного для размещения наблюдателей в помещении этого избирательного участка; наблюдатель от кандидата в депутаты Анисимова А.В. не был ограничен ответчиками в реализации своих прав, предусмотренных подпунктами «б, г, к» пункта 9 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктами 2, 6, 7, 13 части 6 статьи 16 Закона Сахалинской области от 10.04.2008 № 22-ЗО «О выборах депутатов Сахалинской областной Думы».
При таких обстоятельствах, отсутствуют основания для вывода об обоснованности доводов истца о воспрепятствовании ответчиками наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей на избирательном участке № 133 09-11.09.2022.
В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
При рассмотрении настоящего спора доказательств несоответствия нормативному регулированию формы и содержания протоколов участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 18 и по единому избирательному округу на избирательном участке № 133 от 11.09.2022, а равно недостоверности показателей заполненных строк протоколов, арифметических ошибок и погрешностей, внесения в содержание протоколов заведомо ложных сведений суду не представлено.
Доводы административного истца о подмене избирательных бюллетеней и фальсификации итогов голосования какими-либо допустимыми, относимыми и достоверными доказательствами не подтверждены. Фактически требования административного истца в этой части основаны на предположениях о том, что допущено существенное многократное нарушение порядка подсчета бюллетеней (подмена бюллетеней членами избирательной комиссии), а также воспрепятствование осуществлению избирательных прав.
Основания признания незаконными оспариваемых итогов голосования, на которые ссылается административный истец, соотносятся с составами административных и уголовных правонарушений (глава 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, глава 19 Уголовного кодекса Российской Федерации). При этом отсутствуют доказательства, подтверждающие, что органами, уполномоченными расследовать уголовные дела, дела об административных правонарушениях по данным фактам осуществлялись производства соответствующего характера, в результате которых установлены нарушения несовместимые с требованиями избирательного законодательства.
Сторонами спора не оспаривается, а представленными суду доказательствами не опровергается, что при установлении итогов голосования участковой избирательной комиссией на избирательном участке № 133 11.09.2022 сейф-пакеты, запечатанные в предыдущие дни голосования, и составленные в отношении них акты, были осмотрены членами комиссии и наблюдателями, присутствовавшими в помещении для голосования, установлены их целостность и идентичность, соблюдение гарантий сохранности находящихся в сейф-пакетах избирательных бюллетеней установленных пунктом 3.9. Положения об особенностях голосования, установления итогов голосования в случае принятия решения о проведении голосования на выборах, референдумах в течение нескольких дней подряд, утвержденного Постановлением ЦИК России от 08.06.2022 № 86/718-8
Доказательств, подтверждающий нарушение этих гарантий, суду не указано и не представлено.
При таких обстоятельствах не могут быть признаны состоятельными доводы административного истца относительно нарушения порядка подсчета голосов избирателей, равно как и доводы о том, что участковой избирательной комиссии чинились препятствия в наблюдении подобного рода действий. Утверждение административного истца о влиянии подобного рода нарушений на отражение действительной воли избирателей на избирательном участке № 133, является ошибочным.
Изучив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, оснований полагать, что обстоятельства, на которые ссылается административный истец, привели к искажению действительной воли избирателей, у суда не имеется.
Исходя из принципа недопустимости отмены итогов голосования (результатов выборов) только по формальным основаниям, исходя из приведенных выше правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что обстоятельства, на которые ссылается административный истец, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей, оснований ставить ее под сомнение не выявлено.
При этом произвольное вмешательство суда в выборный процесс, исключительно из формальных оснований, приведет к умалению значения формируемых выборных органов и нивелирует волеизъявление избирателей, являющихся высшим носителем суверенной государственной власти в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает фактических и правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Анисимова А.В. об отмене решений об итогах голосования по единому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 18 и одномандатному избирательному округу № 18 на выборах депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва, возложении на ответчиков обязанности внести изменения в сводную таблицу о результатах голосования по единому избирательному округу на территории одномандатного избирательного округа № 18 и одномандатному избирательному округу № 18 на выборах депутатов Сахалинской областной Думы восьмого созыва.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 174-180, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 133, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 18 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 18 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 (░░░░) ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░