Дело № 2а-792/2023
(УИД53RS0015-01-2023-000823-84 )
Р е ш е н и е
именем Российской Федерации
16 октября 2023года поселок Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Швалевой О.В.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Шимского района Новгородской области Ситенкова И.А.,
при секретаре Романовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области к Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
установил:
Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился с административным иском к Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области об обязании в течение12месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения «Никольское-Заполье» с600м.по1км.200м.в виде ям на проезжей части,древесно-кустарниковой растительности на обочинах.
В обоснование заявленных требований указано,что прокуратурой Солецкого района Новгородской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.В соответствии с пунктом5.2.4ГОСТ Р50597-2017покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин,просадок,проломов,колей и иных повреждений (таблица А.1приложения А), устранение которых осуществляется в сроки,приведённые в таблице5.3..
В соответствии с п.5.3.1ГОСТ Р50597-2017обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2приложения А),влияющих на безопасность дорожного движения,устранение которых осуществляется в сроки,приведённые в таблице5.4..
В числе дефектов указана трава и древесно-кустарниковая растительность на обочинах высотой более15см.,максимальный срок устранения которой14суток.
Автомобильная дорога49 238ОП МР-011 «Никольское-Заполье» является дорогой общего пользования местного значения в соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения,находящихся на территории Солецкого муниципального округа,утверждённого постановлением Администрации Солецкого муниципального округа от10.02.2021 № 206,относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения Солецкого муниципального округа.
В ходе проверки содержания автомобильной дороги общего пользования «Никольское-Заполье»,проведенной01июня2023года,установлено,что в нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги с600м.по1км.200м.имеются ямы на проезжей части,древесно-кустарниковая растительность на обочинах.
Определением Солецкого районного суда Новгородской области от21сентября2023года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Отделение ГИБДД ОМВД России по Солецкому району.
В судебном заседании помощник прокурора Шимского района Новгородской области Ситенков И.А.заявленные требования поддержал полностью по мотивам обоснованиям,изложенным в административном исковом заявлении,настаивал на их полном удовлетворении.
Представитель административного ответчика - Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области в судебное заседание не явился,о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом
Представитель заинтересованного лица Отделения ГИБДД ОМВД России по Солецкому району в судебное заседание не явился,о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Заслушав истца,исследовав письменные материалы административного дела,суд полагает,что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии состатьей2Федерального закона от06октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования,решение которых в соответствии сКонституцией Российской Федерации и настоящим Федеральнымзаконом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В соответствии с положениями ст.14Федерального закона от06октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся,в том числе,дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них,включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест),осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения,а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании,Администрация Солецкого муниципального округа Новгородской области является муниципальным образованием,статус которого определен областным законом от27марта2020года № 532-ОЗ «О преобразовании всех поселений,входящих в состав Солецкого муниципального района,путем их объединения и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа».
Границы территории Солецкого муниципального округа установлены также областным законом от27марта2020года № 532-ОЗ «О преобразовании всех поселений,входящих в состав Солецкого муниципального района,путем их объединения и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа».
Согласно ст.8Устава Солецкого муниципального округа Новгородской области к вопросам местного значения округа,кроме прочего, относятся в том числе,дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Солецкого муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них,включая создание и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест),осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Солецкого муниципального округа,а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью5статьи14Федерального закона от06октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения,являющегося административным центром муниципального района,в случаях,предусмотренныхабзацем третьим части2статьи34настоящего Федерального закона,за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.
Согласно абзацу3части2статьи34Федерального закона от06октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставами муниципального района и поселения,являющегося административным центром муниципального района,может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района,на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения.В этом случае в поселении,являющемся административным центром муниципального района,местная администрация не образуется,глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.
Пунктом6статьи13Федерального закона от8ноября2007года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено,что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Как следует из представленных документов,спорная автомобильная дорога общего пользования «Никольское-Заполье» является дорогой общего пользования и включена в Перечень автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории Солецкого муниципального округа,утвержденного постановлением Администрации муниципального района от10февраля2021года № 206.Собственником указанной автомобильной дороги общего пользования является Администрация Солецкого муниципального округа.
В силуч.1ич.2ст.12Федерального закона от10декабря1995года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее-Федеральный закон №196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица,осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей210ГК РФ установлено,что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества,если иное не предусмотрено законом или договором.
Пунктом6ст.3Федерального закона от08ноября2007года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Федеральный закон №257-ФЗ) предусмотрено,что дорожная деятельность-деятельность по проектированию,строительству,реконструкции,капитальному ремонту,ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласноп.7ст.3Федерального закона № 257-ФЗ владельцы автомобильных дорог-исполнительные органы государственной власти,местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),физические или юридические лица,владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласноп.12ст.3Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги-это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги,оценке ее технического состояния,а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом9ст.6Федерального закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа,за исключением автомобильных дорог федерального,регионального или межмуниципального значения,частных автомобильных дорог.
Статьей3Федерального закона № 257-ФЗ определено,что автомобильная дорога-объект транспортной инфраструктуры,предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно,дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения,являющиеся ее технологической частью,-защитные дорожные сооружения,искусственные дорожные сооружения,производственные объекты,элементы обустройства автомобильных дорог; искусственные дорожные сооружения-сооружения,предназначенные для движения транспортных средств,пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами,водотоками,оврагами,в местах,которые являются препятствиями для такого движения,прогона (зимники,мосты,переправы по льду,путепроводы,трубопроводы,тоннели,эстакады,подобные сооружения).
С01сентября2016года вступил в силу «ТР ТС014/2011Технический регламент Таможенного союза.Безопасность автомобильных дорог» согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от18сентября2012года №159.
ГОСТ33220-2015 «Дороги общего пользования.Требования к эксплуатационному состоянию»,ГОСТ32825-2014 «Дороги автомобильные общего пользования.Дорожные покрытия.Методы измерения геометрических размеров повреждений» включены в Перечень стандартов,в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» ТР ТС014/2011 (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от18сентября2012года №159).
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог,улиц и дорог городов и других населенных пунктов,а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Национальнымстандартом Российской Федерации «ГОСТ Р50597-2017.Национальный стандарт Российской Федерации.Дороги автомобильные и улицы.Требования к эксплуатационному состоянию,допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.Методы контроля»,утвержденным Приказом Росстандарта от26сентября2017года №1245-ст. (далее-ГОСТ Р50597-2017).
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения,сохранения жизни,здоровья и имущества населения,охрану окружающей среды.
Пунктом5.2.4ГОСТ Р50597-2017установлено,что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин,просадок,проломов,колей и иных повреждений (таблица А.1приложения А),устранение которых осуществляют в сроки,приведенные в таблице5.3.
Предельные размеры отдельных повреждений (выбоина,просадка,пролом) согласноп.5.3ГОСТ Р50597-2017не должны превышать15см и более в длину,5см и более в глубину,площадь равную0.06м2,или более.
На основании акта Государственного инспектора БДД ОГИБДД ОМВД России по Солецкому району Мартыновой Ю.О.выездного обследования по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от01июня2023года №35установлено,что в нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги с600м.по1км.200м.имеются ямы на прохожей части,древесно-кустарниковая растительность на обочинах.
В соответствии с приведенными нормами и правилами деревья могут располагаться на расстоянии2метров от проезжей части,кустарники - на расстоянии1метра от проезжей части.
Данные нарушения препятствуют безопасному передвижению участников дорожного движения на указанной автомобильной дороге и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения,способствуют причинению значительного ущерба владельцам транспортных средств.
Выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду материалами проведенной прокуратурой проверки,также не оспаривалось представителем административного ответчика в ходе судебного производства по заявленным прокурором требованиям.
В соответствии со ст.39КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав,свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов РФ,субъекта РФ,муниципального образования.
Согласно ст.3 Федеральногозакона от10декабря1995года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:приоритет жизни и здоровья граждан,участвующих в дорожном движении,над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан,участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан,общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в защиту интересов неопределенного круга лиц,т.е.лиц,которых невозможно индивидуализировать,привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них.Суд полагает,что прокурор Солецкого района действовал в рамках представленных ему полномочий.
При принятии решения,обязывающего административного ответчика совершить определенные действия,не связанные с передачей имущества или денежных средств,если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком,суд устанавливает в решении срок,в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца,финансовые возможности административного ответчика,иные обстоятельства,суд полагает необходимым установить срок12месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения.
В соответствии с подп.19ч.1ст.333.36Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам,рассматриваемым в судах общей юрисдикции,а также мировыми судьями освобождаются государственные органы,органы местного самоуправления,выступающие по делам,рассматриваемым в судах общей юрисдикции,а также мировыми судьями в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков),в связи,с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.ст.175-180КАС РФ,суд
р е ш и л:
Административные исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области,выразившееся в ненадлежащем исполнении требований по содержанию дорог местного значения на территории Солецкого муниципального округа,обеспечении безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования местного значения,незаконным.
Обязать Администрацию Солецкого муниципального округа Новгородской области в целях устранения допущенных нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения в течение12месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения «Никольское-Заполье» с600м.по1км.200м.путем устранения ям на проезжей части,уничтожения древесной растительности на обочинах на расстоянии2метров от проезжей части,кустарниковой растительности -на расстоянии1метра от проезжей части.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.
Разъяснить лицам,участвующим в деле,право на ознакомление с мотивированным решением с17октября2023года.
В окончательной форме решение принято16октября2023года.
Председательствующий: О.В.Швалева