Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-792/2023 ~ М-669/2023 от 18.09.2023

Дело № 2а-792/2023

(УИД53RS0015-01-2023-000823-84 )

Р е ш е н и е

именем Российской Федерации

16 октября 2023года                                                                 поселок Шимск

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Швалевой О.В.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Шимского района Новгородской области Ситенкова И.А.,

при секретаре Романовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному исковому заявлению прокурора Солецкого района Новгородской области к Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,

установил:

Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился с административным иском к Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области об обязании в течение12месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения «Никольское-Заполье» с600м.по1км.200м.в виде ям на проезжей части,древесно-кустарниковой растительности на обочинах.

В обоснование заявленных требований указано,что прокуратурой Солецкого района Новгородской области проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения.В соответствии с пунктом5.2.4ГОСТ Р50597-2017покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин,просадок,проломов,колей и иных повреждений (таблица А.1приложения А), устранение которых осуществляется в сроки,приведённые в таблице5.3..

В соответствии с п.5.3.1ГОСТ Р50597-2017обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2приложения А),влияющих на безопасность дорожного движения,устранение которых осуществляется в сроки,приведённые в таблице5.4..

В числе дефектов указана трава и древесно-кустарниковая растительность на обочинах высотой более15см.,максимальный срок устранения которой14суток.

Автомобильная дорога49 238ОП МР-011 «Никольское-Заполье» является дорогой общего пользования местного значения в соответствии с перечнем автомобильных дорог общего пользования местного значения,находящихся на территории Солецкого муниципального округа,утверждённого постановлением Администрации Солецкого муниципального округа от10.02.2021 № 206,относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения Солецкого муниципального округа.

В ходе проверки содержания автомобильной дороги общего пользования «Никольское-Заполье»,проведенной01июня2023года,установлено,что в нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги с600м.по1км.200м.имеются ямы на проезжей части,древесно-кустарниковая растительность на обочинах.

Определением Солецкого районного суда Новгородской области от21сентября2023года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Отделение ГИБДД ОМВД России по Солецкому району.

В судебном заседании помощник прокурора Шимского района Новгородской области Ситенков И.А.заявленные требования поддержал полностью по мотивам обоснованиям,изложенным в административном исковом заявлении,настаивал на их полном удовлетворении.

Представитель административного ответчика - Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области в судебное заседание не явился,о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом

Представитель заинтересованного лица Отделения ГИБДД ОМВД России по Солецкому району в судебное заседание не явился,о рассмотрении дела извещен надлежащим образом.

Заслушав истца,исследовав письменные материалы административного дела,суд полагает,что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии состатьей2Федерального закона от06октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования,решение которых в соответствии сКонституцией Российской Федерации и настоящим Федеральнымзаконом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с положениями ст.14Федерального закона от06октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся,в том числе,дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них,включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест),осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения,а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании,Администрация Солецкого муниципального округа Новгородской области является муниципальным образованием,статус которого определен областным законом от27марта2020года № 532-ОЗ «О преобразовании всех поселений,входящих в состав Солецкого муниципального района,путем их объединения и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа».

Границы территории Солецкого муниципального округа установлены также областным законом от27марта2020года № 532-ОЗ «О преобразовании всех поселений,входящих в состав Солецкого муниципального района,путем их объединения и наделении вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа».

Согласно ст.8Устава Солецкого муниципального округа Новгородской области к вопросам местного значения округа,кроме прочего, относятся в том числе,дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Солецкого муниципального округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них,включая создание и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест),осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Солецкого муниципального округа,а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью5статьи14Федерального закона от06октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация муниципального района осуществляет полномочия местной администрации поселения,являющегося административным центром муниципального района,в случаях,предусмотренныхабзацем третьим части2статьи34настоящего Федерального закона,за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета муниципального района.

Согласно абзацу3части2статьи34Федерального закона от06октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Уставами муниципального района и поселения,являющегося административным центром муниципального района,может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района,на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения.В этом случае в поселении,являющемся административным центром муниципального района,местная администрация не образуется,глава поселения входит в состав представительного органа поселения и исполняет полномочия его председателя.

Пунктом6статьи13Федерального закона от8ноября2007года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено,что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Как следует из представленных документов,спорная автомобильная дорога общего пользования «Никольское-Заполье» является дорогой общего пользования и включена в Перечень автомобильных дорог местного значения, находящихся на территории Солецкого муниципального округа,утвержденного постановлением Администрации муниципального района от10февраля2021года № 206.Собственником указанной автомобильной дороги общего пользования является Администрация Солецкого муниципального округа.

В силуч.1ич.2ст.12Федерального закона от10декабря1995года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее-Федеральный закон №196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица,осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Статьей210ГК РФ установлено,что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества,если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом6ст.3Федерального закона от08ноября2007года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее-Федеральный закон №257-ФЗ) предусмотрено,что дорожная деятельность-деятельность по проектированию,строительству,реконструкции,капитальному ремонту,ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласноп.7ст.3Федерального закона № 257-ФЗ владельцы автомобильных дорог-исполнительные органы государственной власти,местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования),физические или юридические лица,владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласноп.12ст.3Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги-это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги,оценке ее технического состояния,а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом9ст.6Федерального закона № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах городского округа,за исключением автомобильных дорог федерального,регионального или межмуниципального значения,частных автомобильных дорог.

Статьей3Федерального закона № 257-ФЗ определено,что автомобильная дорога-объект транспортной инфраструктуры,предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно,дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения,являющиеся ее технологической частью,-защитные дорожные сооружения,искусственные дорожные сооружения,производственные объекты,элементы обустройства автомобильных дорог; искусственные дорожные сооружения-сооружения,предназначенные для движения транспортных средств,пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами,водотоками,оврагами,в местах,которые являются препятствиями для такого движения,прогона (зимники,мосты,переправы по льду,путепроводы,трубопроводы,тоннели,эстакады,подобные сооружения).

С01сентября2016года вступил в силу «ТР ТС014/2011Технический регламент Таможенного союза.Безопасность автомобильных дорог» согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от18сентября2012года №159.

ГОСТ33220-2015 «Дороги общего пользования.Требования к эксплуатационному состоянию»,ГОСТ32825-2014 «Дороги автомобильные общего пользования.Дорожные покрытия.Методы измерения геометрических размеров повреждений» включены в Перечень стандартов,в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» ТР ТС014/2011 (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от18сентября2012года №159).

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог,улиц и дорог городов и других населенных пунктов,а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Национальнымстандартом Российской Федерации «ГОСТ Р50597-2017.Национальный стандарт Российской Федерации.Дороги автомобильные и улицы.Требования к эксплуатационному состоянию,допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.Методы контроля»,утвержденным Приказом Росстандарта от26сентября2017года №1245-ст. (далее-ГОСТ Р50597-2017).

Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения,сохранения жизни,здоровья и имущества населения,охрану окружающей среды.

Пунктом5.2.4ГОСТ Р50597-2017установлено,что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин,просадок,проломов,колей и иных повреждений (таблица А.1приложения А),устранение которых осуществляют в сроки,приведенные в таблице5.3.

Предельные размеры отдельных повреждений (выбоина,просадка,пролом) согласноп.5.3ГОСТ Р50597-2017не должны превышать15см и более в длину,5см и более в глубину,площадь равную0.06м2,или более.

На основании акта Государственного инспектора БДД ОГИБДД ОМВД России по Солецкому району Мартыновой Ю.О.выездного обследования по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от01июня2023года №35установлено,что в нарушение требований законодательства о безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги с600м.по1км.200м.имеются ямы на прохожей части,древесно-кустарниковая растительность на обочинах.

В соответствии с приведенными нормами и правилами деревья могут располагаться на расстоянии2метров от проезжей части,кустарники - на расстоянии1метра от проезжей части.

Данные нарушения препятствуют безопасному передвижению участников дорожного движения на указанной автомобильной дороге и представляют реальную угрозу для жизни и здоровья участников дорожного движения,способствуют причинению значительного ущерба владельцам транспортных средств.

Выявленные факты нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подтверждены представленными суду материалами проведенной прокуратурой проверки,также не оспаривалось представителем административного ответчика в ходе судебного производства по заявленным прокурором требованиям.

В соответствии со ст.39КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав,свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц или интересов РФ,субъекта РФ,муниципального образования.

Согласно ст.3 Федеральногозакона от10декабря1995года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:приоритет жизни и здоровья граждан,участвующих в дорожном движении,над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан,участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан,общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в защиту интересов неопределенного круга лиц,т.е.лиц,которых невозможно индивидуализировать,привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них.Суд полагает,что прокурор Солецкого района действовал в рамках представленных ему полномочий.

При принятии решения,обязывающего административного ответчика совершить определенные действия,не связанные с передачей имущества или денежных средств,если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком,суд устанавливает в решении срок,в течение которого это решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию истца,финансовые возможности административного ответчика,иные обстоятельства,суд полагает необходимым установить срок12месяцев со дня вступления в законную силу решения суда,в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения.

В соответствии с подп.19ч.1ст.333.36Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам,рассматриваемым в судах общей юрисдикции,а также мировыми судьями освобождаются государственные органы,органы местного самоуправления,выступающие по делам,рассматриваемым в судах общей юрисдикции,а также мировыми судьями в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков),в связи,с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.175-180КАС РФ,суд

р е ш и л:

Административные исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Солецкого муниципального округа Новгородской области,выразившееся в ненадлежащем исполнении требований по содержанию дорог местного значения на территории Солецкого муниципального округа,обеспечении безопасности дорожного движения на дорогах общего пользования местного значения,незаконным.

Обязать Администрацию Солецкого муниципального округа Новгородской области в целях устранения допущенных нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения в течение12месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения на участке автомобильной дороги общего пользования местного значения «Никольское-Заполье» с600м.по1км.200м.путем устранения ям на проезжей части,уничтожения древесной растительности на обочинах на расстоянии2метров от проезжей части,кустарниковой растительности -на расстоянии1метра от проезжей части.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.

Разъяснить лицам,участвующим в деле,право на ознакомление с мотивированным решением с17октября2023года.

В окончательной форме решение принято16октября2023года.

Председательствующий:                                                      О.В.Швалева

2а-792/2023 ~ М-669/2023

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Солецкого района Новгородской области
Ответчики
Администрация Солецкого муниципального округа
Другие
ОГИБДД ОМВД России по Солецкому району
Суд
Солецкий районный суд Новгородской области
Судья
Швалева Ольга Васильевна
Дело на сайте суда
solecky--nvg.sudrf.ru
18.09.2023Регистрация административного искового заявления
18.09.2023Передача материалов судье
21.09.2023Решение вопроса о принятии к производству
21.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2023Рассмотрение дела начато с начала
21.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2023Судебное заседание
16.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.11.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее