Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1698/2022 ~ М-1326/2022 от 17.08.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2022 г. г.Оренбург

Оренбургский областной суд в составе:

председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,

при секретаре Васякиной И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дрюченко Н.П. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области, администрации муниципального образования Тоцкий сельсовет Тоцкого района Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной,

У С Т А Н О В И Л:

Дрюченко Н.П. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является арендатором следующих земельных участков:

1) с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения;

2) с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения;

3) с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.

Установленная кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, определенную в отчёте об оценке.

Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение выкупной стоимости арендуемых земельных участков.

Административный истец просит суд установить кадастровую стоимость указанных выше земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.

Административный истец Дрюченко Н.П., представители административных ответчиков ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии», Управления Росреестра по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области, администрации муниципального образования Тоцкий сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

В письменном отзыве на исковое заявление администрация муниципального образования Тоцкий сельсовет Тоцкий район Оренбургской области возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на отсутствие оснований полагать, что кадастровая стоимость определена неверно. Существенное расхождение между кадастровой и рыночной стоимостью свидетельствует о допущенных оценщиком ошибках. Снижение кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению налоговых поступлений в бюджет района.

Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 3 июля 2016 г. №237–ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237–ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237–ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 28 сентября 2017 г. № 693-п «О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, расположенных на территории Оренбургской области» постановлением Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2019 г. № 881-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Оренбургской области по состоянию на 1 января 2019 г.

Из материалов дела следует, что Дрюченко Н.П. является арендатором следующих земельных участков:

1) с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения;

2) с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения;

3) с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения,

что подтверждается выписками из ЕГРН о зарегистрированных правах на земельный участок, а также договорами аренды от (дата) , , .

В силу пункта 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец вправе выкупить земельный участок в собственность без проведения торгов, при этом размер выкупной цены определяется исходя из кадастровой стоимости.

Таким образом, административный истец обладает правом на оспаривание кадастровой стоимости земельных участков.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2019 г. в следующих размерах:

- земельного участка с кадастровым номером в размере 231 995,28 рубля;

- земельного участка с кадастровым номером в размере 231 995,28 рубля;

- земельного участка с кадастровым номером в размере 231 995,28 рубля.

Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложены отчёт от 12 августа 2022 г. об оценке рыночной стоимости земельных участков, выполненный оценщиком *** которым рыночная стоимость земельных участков определена по состоянию на 1 января 2019 г. в следующих размерах:

- земельного участка с кадастровым номером в размере 51 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером в размере 51 000 рублей;

- земельного участка с кадастровым номером в размере 51 000 рублей.

Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков существенно отличается от их рыночной стоимости.

Отчёт о рыночной стоимости объектов никем не оспорен. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчете, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено. Доводы администрации МО Тоцкий район о допущенных оценщиком ошибках при определении рыночной стоимости земельного участка судом отклоняется, поскольку конкретные нарушения оценщиком требований законодательства об оценке и стандартов оценки не приведены, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено. То обстоятельство, что в результате снижения кадастровой стоимости уменьшатся поступления в бюджет, юридически значимым при разрешении заявленного спора не является.

Отчёт о рыночной стоимости земельных участков составлен лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных участков, подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в разных районах Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки.

Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами.

Существенное завышение кадастровой стоимости земельных участков над их рыночной стоимостью влечет для административного истца увеличение выкупной стоимости арендуемых земельных участков, что нарушает его права.

Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельных участков определена на дату определения их кадастровой стоимости.

Вместе с тем в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области, администрации муниципального образования Тоцкий сельсовет Тоцкого района Оренбургской области следует отказать, поскольку данные лица не утверждали кадастровую стоимость спорного земельного участка, и не обладают полномочиями по внесению изменений в ЕГРН в части сведений о его кадастровой стоимости.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд – 17 августа 2022 г.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельных участков является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Дрюченко Н.П. об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной – удовлетворить частично частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 51 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 51 000 рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 51 000 рублей.

Датой подачи заявления считать 17 августа 2022 г.

В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области, администрации муниципального образования Тоцкий сельсовет Тоцкого района Оренбургской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Оренбургского

областного суда                              Р.Р. Кучаев

В окончательной форме решение изготовлено 28 сентября 2022 г.

Судья Оренбургского

областного суда                              Р.Р. Кучаев

3а-1698/2022 ~ М-1326/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дрюченко Наталья Петровна
Ответчики
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Правительство Оренбургской области
Государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области"
Администрация муниципального образования Тоцкого района
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области
Тоцкий сельсовет Тоцкого района
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Кучаев Руслан Рафкатович
Дело на сайте суда
oblsud--orb.sudrf.ru
17.08.2022Регистрация административного искового заявления
18.08.2022Передача материалов судье
22.08.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.09.2022Подготовка дела (собеседование)
19.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.09.2022Судебное заседание
28.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2023Дело оформлено
11.07.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее