Дело № 2а-464/2023
Уникальный идентификатор дела
44RS0004-01-2023-000421-61
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Мантурово 10 июля 2023 года
Мантуровский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Громовой С.А.,
при секретаре Смирновой А.Б.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Костромской области к Дмитриевской Наталье Николаевне о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, восстановлении пропущенного срока на обращение в суд,
У С Т А Н О В И Л:
В Мантуровский районный суд Костромской области обратилось Управление Федеральной налоговой службы России по Костромской области (далее по тексту - УФНС России по Костромской области) с административным исковым заявлением к Дмитриевской Н.Н. о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу в размере 1380,43 рубля, а также восстановлении пропущенного срока на обращение в суд. Требования мотивировали тем, что Дмитриевская Н.Н. является плательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, в отношении объектов недвижимости – жилого дома по адресу: [адрес], кадастровый [№], доля в праве ?, жилого дома по адресу: [адрес] кадастровый [№]. Административному ответчику начислен налог на имущество физических лиц в размере 228,20 рублей со сроком уплаты до 01.10.2015г. В связи с неуплатой налога ответчику начислены пени 100,84 рубля. Кроме того административный ответчик является плательщиком земельного налога с физического лица, обладающего земельным участком с кадастровым номером 44:28:30254:7, находящемся по адресу: [адрес], на земельный участок начислен налог в сумме 808,56 рублей. В связи с неуплатой налога ответчику начислены пени 242,83 рубля. В связи с неуплатой добровольно в установленный срок суммы налога в силу ст.ст. 69-70 НК РФ налогоплательщику было направлены требования об уплате налога №82122 от 15.11.2012, №130051 от 14.10.2015. Налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства. Определением мирового судьи судебного участка №26 Мантуровского судебного района Костромской области от 16.05.2023г. УФНС России по Костромской области отказано в выдаче судебного приказа о взыскании с Дмитриевской Н.Н. недоимки по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц в размере 1380,43 рубля в связи с пропуском срока на взыскание задолженности в судебном порядке. Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока.
Административный истец - УФНС России по Костромской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, ходатайствовав о рассмотрении административного дела в отсутствие своего представителя, а так же направил в суд уточнение исковых требований, уточнив периоды взыскания задолженности по налогам, просив взыскать административного ответчика Дмитриевской Н.Н. задолженность по налогу на имущество за 2011 год в сумме 76,10 рублей, за 2012 год в сумме 76,10 рублей, за 2014 год в сумме 76,00 рублей; задолженность по земельному налогу за 2011 год в сумме 189,28 рублей, за 2012 год в сумме 189,28 рублей, за 2013 год в сумме 215,00 рублей; за 2014 год в сумме 215,00 рублей (л.д.6,35).
Административный ответчик Дмитриевская Н.Н. о времени и месте судебного разбирательства извещалась надлежащим образом, в суд не явилась, каких либо заявлений или ходатайств в суд не направила.
Положения статей 96, 99, 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) не позволяют суду рассматривать дело без надлежащего уведомления лиц, в нем участвующих, прямо устанавливая, что лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова; лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему СМС-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте; в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении о времени и месте судебного заседания, разбирательство дела откладывается.
Согласно п.1 ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (ч.4 ст.2, ч.1 ст.62 КАС РФ).
Как следует из административного искового заявления административный ответчик Дмитриевская Н.Н. проживает по адресу: [адрес] (л.д.5)
Справкой МП МО МВД России «Мантуровский» от 26.06.2023 года, подтверждается, что административный ответчик Дмитриевская Н.Н. зарегистрирована по адресу: [адрес] (л.д.31).
По указанным адресам, судом направлялись судебные повестки с извещением ответчика о судебном заседании. Письма вернулись в суд с отметкой «неявка адресата».
Суд находит, что судебное извещение административному ответчику направлено своевременно и не получено им по обстоятельствам, зависящим от него, в связи с чем, она считается извещенной о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Лицо, участвующее в деле само определяет объем своих прав и обязанностей в административном процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле о взыскании обязательных платежей и санкций, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, согласно ч.2 ст.289 КАС РФ не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Поскольку явка административного ответчика не была признана судом обязательной, и от него не поступало заявлений об отложении судебного заседания и документов об уважительной причине неявки, то суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в соответствии со ст. 150 КАС РФ в отсутствие административного ответчика.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч.6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
По смыслу ст.31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, в том числе путем предъявления соответствующих требований в суды общей юрисдикции или арбитражные суды.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п.2 ст. 48 НК РФ в редакции, действующей на дату возникновения задолженности).
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз.3 п.3 ст. 48 НК РФ).
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
Как следует из материалов дела налоговой инспекцией Дмитриевской Н.Н. был исчислен налог на имущество физических лиц за 2011 год в сумме 76,10 рублей, за 2012 год в сумме 76,10 рублей, за 2014 год в сумме 76,00 рублей; а также земельный налог за 2011 год в сумме 189,28 рублей, за 2012 год в сумме 189,28 рублей, за 2013 год в сумме 215,00 рублей; за 2014 год в сумме 215,00 рублей.
В связи с неуплатой добровольно в установленный срок суммы налогов, в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ, Дмитриевской Н.Н. направлены требования №99943 от 23.12.2013, №55254 от 08.05.2014г, №59991 от 04.12.2014г., №116660 от 04.12.2014г., №61598 от 27.04.2015г., №130051 от 14.10.2015г. (л.д.11-18).
За несвоевременную уплату налогов в соответствии со ст.75 НК РФ налоговым органом начислены пени по налогу на имущество в размере 100,84 рубля, по земельному налогу в размере 242,83 рубля, всего пени в размере 343,67 рублей.
По данным налогового органа Дмитриевской Н.Н. требования об уплате налога и пени не исполнены до настоящего времени в сумме 1380,43 рубля.
С учетом положений статей 45, 70, 46 и 47 НК РФ, устанавливающих порядок и сроки принудительного взыскания налоговых платежей, в том числе и в судебном порядке, учитывая, что задолженность по уплате налога на имущество физических лиц и пени по земельному налогу образовались у ответчика с 2012 года, следует признать, что возможность ее взыскания с Дмитриевской Н.Н. налоговым органом утрачена в связи с истечением сроков обращения в суд. Трехлетний срок со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога истек 25.12.2015 года, а срок для обращения в суд истек 25.06.2016 года. По требованию №130051 от 14.10.2015 года трехлетний срок для обращения в суд истек 14.12.2018 года, а срок для обращения в суд 14.06.2019 г.
Указанные обстоятельства не оспариваются и представителем Управления Федеральной налоговой службы России по Костромской области.
Как следует из материалов дела, определением мирового судьи судебного участка №26 Мантуровского судебного района Костромской области от 16.05.2023г. УФНС России по Костромской области в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с Дмитриевской Н.Н. недоимки по налогу на имущество и земельному налогу в размере 1380,43 рубля отказано в связи с пропуском срока на взыскание задолженности в судебном порядке.
С административным иском в суд административный истец обратился 19.06.2023 года, то есть за пределами установленного законом срока.
В ходатайстве о восстановлении срока административный истец указывает, что пропуск срока на взыскание пропущен по техническим причинам, вызванным сбоем компьютерной программы.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Частью 5 ст. 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В данном конкретном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Технические причины, вызванные сбоем компьютерной программы, на что ссылался административный истец, не могут быть признаны уважительной причиной просрочки, так как зависит от организации работы административного истца и не является объективной причиной, которая создавала бы препятствия или исключала возможность реализации им права на судебную защиту в установленный законом срок.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом суду не представлено, оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине не имеется, в связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.
Согласно подп.5 п.3 ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу подп. 4 п.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп.5 п. 3 ст.44 и подп.4 п.1 ст.59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу.
Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанным безнадежными к взысканию, утвержден Приказом ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1131@ "Об утверждении Порядка списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания задолженности безнадежной к взысканию" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.12.2022 N 71896), согласно которого в случае, указанном в подп. 4 п.1 ст.59 НК РФ копия вступившего в законную силу акта суда, в том числе вынесенного в рамках рассмотрения обоснованности требований уполномоченного органа по делу о несостоятельности (банкротстве), содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности (заверенные гербовой печатью соответствующего суда, или полученные с использованием сервиса "Банк решений арбитражных судов" федеральных арбитражных судов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://arbitr.ru/ или с использованием сервиса "Судебное делопроизводство" федеральных судов общей юрисдикции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://sudrf/).
На основании изложенного, руководствуясь ст.59 НК РФ, ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Управления Федеральной налоговой службы по Костромской области к Дмитриевской Наталье Николаевне о взыскании задолженности и пени по налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, восстановления пропущенного срока на обращение в суд - отказать.
Признать факт утраты Управлением Федеральной налоговой службы по Костромской области возможности взыскания с Дмитриевской Н.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2011 год в сумме 76,10 рублей, за 2012 год в сумме 76,10 рублей, за 2014 год в сумме 76,00 рублей; задолженность по земельному налогу за 2011 год в сумме 189,28 рублей, за 2012 год в сумме 189,28 рублей, за 2013 год в сумме 215,00 рублей; за 2014 год в сумме 215,00 рублей; пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 100,84 рублей; пени за несвоевременную уплату земельного налога 242,83 рубля, а всего 1380 (одна тысяча триста восемьдесят) рублей 43 копейки, в связи с истечением установленного срока взыскания указанной задолженности, и как следствие признать данную задолженность безнадежной ко взысканию, а обязанность Дмитриевской Н.Н. по ее уплате прекращенной.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Мантуровский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий С.А. Громова