Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-799/2023 от 21.02.2023

УИД: 42RS0032-01-2022-001435-31

Дело №2а-799/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Прокопьевск                                  «07» июня 2023 года

Рудничный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи            Ортнер В.Ю.

при секретаре                    Сафиуллиной Е. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу к Автономной некоммерческой организации помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Милосердие», Суминой Е. К. о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу обратилось в суд с административным исковым заявлением к Автономной некоммерческой организации помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Милосердие», Суминой Е. К. о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Требования мотивирует тем, что Автономная некоммерческая организация помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Милосердие», зарегистрирована 09.07.2018г. Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, ОГРН <...>, учетный <...>.

Управлением в результате осуществления контроля за деятельностью Организации выявлены следующие нарушения законодательства, в том числе, на основании поступившей в Управление информации от правоохранительных органов.

В соответствии с п. 2.1 устава организации целью ее создания является предоставление услуг в социальной сфере, а именно: проведение комплексных мероприятий по оказанию помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, что также вытекает из наименования Организации, отражающего в силу п.1 ст.4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», характер ее деятельности.

17.02.2022г. в Управление поступила информация от Прокуратуры г. Прокопьевска, исходя из которой, организация в лице ее Генерального директора Суминой Е. К. (а также ее супруга С.А.В.) осуществляет фактическую деятельность по организации проживания граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в здании, расположенном по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, <...> (данный адрес не является адресом места нахождения Организации, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ). В рамках проводимого 19.01.2022г. осмотра здания по указанному адресу Прокуратурой г. Прокопьевска при участии сотрудников отдела в г. Прокопьевске Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу, с привлечением в качестве специалиста сотрудника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области – Кузбассу на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, помимо выявленных нарушений пожарной безопасности, в ходе опроса лиц, проживающих в здании по указанному адресу, установлен факт незаконного лишения свободы гр. К.М.А., И.А.Н. путем удержания их в доме по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, <...>, запрета на выход из указанного дома, содержания взаперти и ограничения свободы передвижения.

В ходе проверки, проводимой Прокуратурой г. Прокопьевска, от К.М.А. поступило заявление о привлечении виновных к уголовной ответственности.

По указанному факту следственным отделом по г. Прокопьевску следственного управления по Кемеровской области Следственного комитета РФ 28.01.2022 года возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного п. «ж» ч.2 ст. 127 УК РФ, в действиях неустановленных лиц, имеющих отношение к Организации.

Таким образом, организация действует в нарушение своих общественно-полезных целей создания, предусмотренных уставом, и одновременно с нарушением п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, в нарушение норм Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (а также в нарушение Федерального закона «О пожарной безопасности», в нарушение п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данные нарушения являются грубыми нарушениями действующего законодательства Российской Федерации.

Кроме того, в нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и подпункта «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены обновленные сведения о действительном адресе организации в пределах ее места нахождения и документы, необходимые для внесения изменений в ЕГРЮЛ, в связи с изменением сведений об адресе Организации в пределах ее места нахождения.

Кроме того, в нарушение п. 3.1, п. 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» организацией нарушены сроки предоставления отчетности за 2018 год, за 2020 год.

По мнению административного истца, выявленные указанные нарушения являются грубыми, поскольку в результате данных нарушений нарушаются права и свободы граждан, нарушаются федеральные законы и Конституция Российской Федерации, в том числе, п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Наличие фактов неисполнения обязанности по предоставлению ежегодной отчетности в установленный законодательством срок не обеспечивает открытость, прозрачность деятельности некоммерческих организаций, что препятствует должному контролю уполномоченного органа - Управления за их деятельностью, в том числе, за дельностью Организации, и создает угрозу режиму законности.

С учетом изложенного, административный истец просит ликвидировать Автономную некоммерческую организацию помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Милосердие», с исключением её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области-Кузбассу в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Автономной некоммерческой организации помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Милосердие» - Яковлева И. С., действующая на основании доверенностей, представляющая также интересы Суминой Е. К., административный ответчик - Сумина Е. К. в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной налоговой службы по Кемеровской области, Межрайонной инспекции ФНС России №11 по Кемеровской области-Кузбассу, Межрайонной инспекции ФНС России №15 по Кемеровской области-Кузбассу суд не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Исходя из положений ст. 150 КАС РФ, разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», поскольку все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в судебное заседание не явились, судом принято решение о рассмотрении дела в отсутствии указанных лиц, и без осуществления аудиопротоколирования, поскольку в данном случае информация суду участниками судебного процесса в устной форме не представляется.

Суд, исследовав письменные материалы дела, выслушав свидетеля, считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.

Согласно ч. 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, созданная в целях предоставления услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта и иных сферах. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов. Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

В силу ст. ст. 18 - 21 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Статья 61 ГК РФ устанавливает общие основания для ликвидации юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, и относит к ним:

признание государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

осуществление общественной организацией, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций, а также иные основания, предусмотренные федеральными законами.

В частности, такие основания предусмотрены статьей 18 Закона о некоммерческих организациях, статьей 44 Закона об общественных объединениях, статьями 7, 9 Закона о противодействии экстремистской деятельности, статьей 24 Закона о противодействии терроризму.

Общие основания для ликвидации подлежат применению исходя из особенностей организационно-правовых форм некоммерческих организаций, установленных специальными законами (например, пункт 9 статьи 8, пункт 2 статьи 14 Закона о свободе совести, пункт 3 статьи 41, пункт 3 статьи 42 Закона о политических партиях).

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).

В соответствии с п. 106 Административного регламента осуществления Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2021 N 274, Минюст России (территориальный орган) по результатам государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 145; 2006, N 3, ст. 282), статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2014, N 19, ст. 2304).

Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Кемеровской области – Кузбассу является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 декабря 2016 года N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64) акцентировал внимание судов на том, что при осуществлении контроля за реализацией властных требований уполномоченного органа суд не вправе самостоятельно изменять правовые основания административного искового заявления, например, определять нарушения как грубые и (или) неоднократные, если уполномоченный орган их таковыми не расценивал, и проверять обоснованность каждого довода, указанного в административном исковом заявлении в качестве основания для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан (абзацы второй и четвертый пункта 23).

Поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка допущенных нарушений закона грубыми и влекущими ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан осуществляется судом, который может в качестве грубого нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов расценить действия, направленные на отрицание фундаментальных демократических принципов, прав или свобод, пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, призывы к дискриминации, вражде или насилию, признать грубыми такое нарушение, создающее реальную угрозу или повлекшее причинение вреда жизни, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку и безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, общества и государства, а также нарушения, которые невозможно устранить законным способом, например, невозможность принять решение в порядке, установленном учредительными документами (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64).

Судом установлено, что Автономная некоммерческая организация помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Милосердие», зарегистрирована 09.07.2018г. Управлением Федеральной налоговой службы по Кемеровской области (далее по тексту - Организация). Адрес места нахождения Организации в ЕГРЮЛ: 653010, г.Прокопьевск, <...>.

В соответствии с п. 2.1 устава Организации целью ее создания является предоставление услуг в социальной сфере, а именно: проведение комплексных мероприятий по оказанию помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Исходя из характера деятельности Организации и видов ее деятельности, закрепленных в п. 2.3 устава, а также содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) - кодов по ОКВЭД «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности», утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст об основном виде деятельности Организации: код по ОКВЭД 87.90 «Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая»; дополнительных кодов по ОКВЭД: 87.20 «Деятельность по оказанию помощи на дому для лиц с ограниченными возможностями развития, душевнобольным и наркозависимым»; 88.10 «Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам»; 88.99 «Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки».

Заявляя в качестве основания для ликвидации Автономной некоммерческой организации помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Милосердие», нарушение организацией своих общественно-полезных целей создания, предусмотренных Уставом, и одновременно нарушение п. 2 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 1 ст. 22 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, нарушение норм Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (а также в нарушение Федерального закона «О пожарной безопасности»), нарушение п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которой граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу указывает на грубый характер нарушений действующего законодательства со стороны организации, ввиду следующего.

В силу ст. 4 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» принципами социального обслуживания является соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманный характер и недопустимость унижения чести и достоинства человека; социальное обслуживание также должно осуществляться на принципах добровольности.

Получатели социальных услуг имеют право на уважительное и гуманное отношение; отказ от предоставления социальных услуг; защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход (ст. 9 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг; применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними.

В Управление 17.02.2022 (вх. № 1635) поступила информация от Прокуратуры города Прокопьевска (письмо от 28.01.2022 № 7-1-2022), исходя из которой Организация в лице ее Генерального директора Суминой Е. К. /сведения о которой, как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени Организации, содержатся в ЕГРЮЛ/ (а также ее супруга С.А.В.) осуществляет фактическую деятельность по организации проживания граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, в здании, расположенном по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Прокопьевск, <...> (данный адрес не является адресом места нахождения Организации, сведения о котором содержатся в ЕГРЮЛ).

В рамках проводимого 19.01.2022 осмотра здания по указанному адресу Прокуратурой г. Прокопьевска при участии сотрудников отдела в г. Прокопьевске Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу, с привлечением в качестве специалиста сотрудника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу, на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, помимо выявленных нарушений пожарной безопасности, в ходе опроса лиц, проживающих в здании по указанному адресу, установлен факт незаконного лишения свободы гр. К.М.А. и И.А.Н. путем удержания их в доме по адресу: Кемеровская область - Кузбасс, г. Прокопьевск, <...>, запрета на выход из указанного дома, содержания взаперти и ограничения свободы передвижения (копия объяснения К.М.А. от 19.01.2022).

В ходе проверки, проводимой Прокуратурой г. Прокопьевска, от К.М.А. поступило заявление о привлечении виновных к уголовной ответственности.

По указанному факту следственным отделом по г. Прокопьевску следственного управления по Кемеровской области - Кузбассу Следственного комитета Российской Федерации 28.01.2022 возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного пунктом «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, в действиях неустановленных лиц, имеющих отношение к Организации.

Представленные Прокуратурой г. Прокопьевска материалы, по мнению административного истца, подтверждают, что Организация по вышеуказанному адресу осуществляла деятельность в нарушение действующего законодательства, и, в том числе, в нарушение Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Проверяя обоснованность данного довода, указанного в административном исковом заявлении в качестве основания для ликвидации, судом установлено, что 28.01.2022 старшим следователем следственного отдела по городу Прокопьевск следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Кемеровской области -Кузбассу возбуждено уголовное дело <...> по признакам преступления, предусмотренного п. «ж» ч. 2 ст. 127 УК РФ, по факту незаконного лишения свободы И.А.Н. и К.М.А.

Предварительным следствием установлено, что в период времени с начала ноября 2021 года по 19.01.2022, И.А.Н. и К.М.А. проходили курс реабилитации и добровольно находились в организации, расположенной по адресу: Кемеровская область, г.Прокопьевск, <...>, вместе с другими лицами.

Допрошенный в качестве потерпевшего И.А.Н. пояснил, что его никто свободы не лишал, в реабилитационном центре по <...> г. Прокопьевске находился добровольно, заявления по данному факту написала его сожительница К.М.А. Допрошенная в качестве потерпевшей К.М.А. пояснила, что её в реабилитационных центрах и сестринском центре никто не лишал свободы. В реабилитационный центр по <...> г. Прокопьевске её привезла Сумина Е.К., она была с этим согласна, так как ей негде было жить. Она отдала свои документы и документы И.А.Н. для сохранности Щ.Ю.Л., которая в свою очередь, передала документы С.А.В. По её требованию, документы ей не отдавали, Сумина Е.К. перевезла её в реабилитационный центр по <...> г. Прокопьевске, где она оставалась, несмотря на свое желание уйти, так как ей не отдавали документы. В сестринском центре и реабилитационных центрах она находилась по собственной воле, в передвижении ограничена не была, могла в любой момент уйти, но без документов уходить не желала.

30.01.2023 предварительное следствие по факту незаконного лишения свободы И.А.Н. и К.М.А. и уголовное преследование в отношении Суминой Е. К., ДД.ММ.ГГГГ г.р., С.А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., было прекращено по основанию, предусмотренному п.2 части первой ст.24 УПК РФ.

Допрошенная в судебном заседании 16.05.2023 года ответчик Сумина Е. К., представитель административного ответчика Автономной некоммерческой организации помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Милосердие» - Яковлева И. С. суду пояснили, что дом по <...> называется «Дом милосердия». АНО «Милосердие» никогда не являлась правообладателем объекта расположенного по адpecy: г.Прокопьевск, <...>, не состояло в иных договорных отношениях с собственником помещения, не предоставляла социальных услуг, связанных с ночлегом граждан, и не использовала объект как фактическое место нахождения юридического лица. АНО оказывала благотворительную помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию посредством содействия в направлении в дома приюты муниципального и частного характера, способствовала людям без определенного места жительства получить продукты питания и одежду. Члены организации АНО «Милосердие» оказывали поддержку данному дому, которая заключалась в волонтерской помощи, уборке территории, мытье окон, инвалидам в данной организации приобретались подгузники. Никакой фактической деятельности по организации проживания граждан по адресу: г. Прокопьевск, <...> АНО «Милосердие» не осуществляло. Указание данного адреса как адреса фактического местонахождения организации АНО «Милосердие» в объяснениях, данных ею правоохранительным органам, объяснила волнением в ходе допроса правоохранительными органами и схожим названием организации и дома.

Свидетель Ш.М.Е. суду пояснил, что он в составе АНО «Милосердие» оказывает людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также организациям посильную помощь, которая заключается, например, в облагораживании города, помощи людям в проведении мероприятий. С 2019г. совместно с Прокопьевским похоронным предприятием волонтеры АНО «Милосердие» занимаются облагораживанием могил военных Великой Отечественной войны, в нынешнее время помогают в захоронении погибших в зоне СВО. Совместно с Детским домом № 7 «Дружба» помогают в привлечении парикмахеров для стрижки детей к 1-му сентября и другим праздникам, направляли игрушки в детские дома. Помогали ООО «Диана» в облагораживании территории за ДК «Зиминка», где часто проходят различные соревнования по тайскому боксу, это территория была вся в мусоре. От медицинского центра «Здравница» проводили акцию «Зеленый город». В период судебного процесса свою деятельность по оказанию помощи людям они не прекратили, оказывают как физические лица, но комфортнее это делать от юридического лица. Подтвердил, что по <...> находится дом, куда АНО «Милосердие» в виде помощи инвалидам приобретало подгузники.

Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда нет, свидетель предупрежден об уголовной ответственности за отказ от дачи и дачу заведомо ложных показаний, его показания последовательны, согласуются с показаниями ответчика, а также с информацией, поступившей из Следственного отдела по г. Прокопьевск СУ СК России по Кемеровской области - Кузбассу.

Таким образом, довод административного истца об осуществлении административным ответчиком деятельности с грубыми нарушениями федерального законодательства, Конституции Российской Федерации, а также Устава – не обоснован, опровергается установленными судом обстоятельствами, и не принимается судом в качестве основания для ликвидации в силу вышеизложенного.

В качестве основания для ликвидации Автономной некоммерческой организации помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Милосердие», Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу указывает на нарушение Организацией п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и подпункта «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а именно, в трехдневный срок и до настоящего времени в Управление не представлены обновленные сведения о действительном адресе Организации в пределах ее места нахождения и документы, необходимые для внесения изменений в ЕГРЮЛ в связи с изменением сведений об адресе Организации в пределах ее места нахождения.

В подтверждение нарушения вышеуказанных норм федеральных законов административным истцом представлены возвраты почтовой корреспонденции Управления, направленной Организации заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, содержащемуся в ЕГРЮЛ: 653010, Кемеровская область - Кузбасс, г.Прокопьевск ул. <...>, а именно: предупреждение от 24.04.2019 № 42/03-2519, сопроводительное письмо о направлении протокола об административном правонарушении от 21.05.2019 № 42/03-3142, предупреждение от 22.07.2021 № 42/03-5310, сопроводительное письмо о направлении протокола об административном правонарушении от 07.09.2021 № 42/03-6548, предупреждение от 09.11.2021 42/03-8126, в связи с неполучением адресатом по истечении срока хранения, о чем имеются отметки Почты России на конвертах.

Факт отсутствия Организации по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, подтверждается, по мнению административного истца, в том числе, сведениями, содержащимися в документах, направленных в Управление Прокуратурой города Прокопьевска, согласно которым, фактически Организация осуществляет свою деятельность по адресу: г. Прокопьевск, <...>, информацией отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Прокопьевска, г.Киселевска и Прокопьевского района Главного управления МЧС России по Кемеровской области - Кузбассу от 20.01.2022 № 37-3-14-16, объяснениями Суминой Е.К. (Генеральный директор Организации, сведения о которой содержатся в ЕГРЮЛ), объяснениями С.А.В.

В соответствии со статьей 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в частности, об адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации (п. 7).

Согласно письменным материалам дела, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу по адресу юридического лица - Автономной некоммерческой организации помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Милосердие», содержащемуся в ЕГРЮЛ: 653010, Кемеровская область - Кузбасс, г.Прокопьевск <...>, заказным почтовым направлением были отправлены:

26.04.2019 года - предупреждение о необходимости устранения выявленных Управлением нарушений действующего законодательства в срок до 13.06.2019 года;

22.05.2019 года – протокол об административном правонарушении от 21.05.2019 года по ст. 19.7 КоАП РФ;

23.07.2021 года - предупреждение о необходимости устранения выявленных Управлением нарушений действующего законодательства в срок до 20.09.2021 года.

Согласно ШПИ <...>, <...>, <...> данные почтовые извещения возвращены отправителю с указанием причины «по иным обстоятельствам».

Кроме того, 13.09.2021 года по адресу организации был направлен протокол об административном правонарушении от 06.09.2021 года по ст. 19.7 КоАП РФ; 10.11.2021 года направлено предупреждение о необходимости устранения выявленных Управлением нарушений действующего законодательства в срок до 20.12.2021 года. Согласно ШПИ <...>, <...> данные почтовые извещения возвращены отправителю с указанием причины «истек срок хранения».

Допрошенная в судебном заседании 16.05.2023 года ответчик Сумина Е. К. по данному основанию ликвидации суду пояснила, что никакой фактической деятельности по адресу: г. Прокопьевск, <...> АНО «Милосердие» не осуществляло, адрес организации - г.Прокопьевск <...>, не менялся, при этом не отрицала, что с получением корреспонденции по адресу организации, указанному в ЕГРЮЛ, у неё действительно были сложности, в связи с чем, принято решение об изменении юридического адреса после судебного процесса. Просила учесть, что о привлечении АНО «Милосердие» к административной ответственности в виде административного штрафа ей было известно, так как она принимала участие при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КРФобАП. Постановлением от 18.03.2020 года её заявление о предоставлении рассрочки уплаты штрафа было удовлетворено мировым судьей на срок 3 месяца, то есть до 19.06.2020 года. Административный штраф ею был уплачен в срок, установленный судом.

Данные пояснения подтверждаются показаниями свидетеля Ш.М.Е., информацией, предоставленной Следственным отделом по г. Прокопьевск СУ СК России по Кемеровской области – Кузбассу, а также представленными в материалы дела постановлениями мирового судьи судебного участка № 1 Рудничного судебного района г.Прокопьевска о привлечении АНО «Милосердие» к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, а также о предоставлении рассрочки уплаты штрафа на срок 3 месяца, то есть до 19.06.2020 года. Назначенный судом административный штраф был уплачен Суминой Е. К. 18.06.2020 года (платежное поручение от 19.06.2020 года).

Учитывая вышеизложенное, основания считать, что Автономной некоммерческой организации помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Милосердие» нарушены нормы п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», у суда отсутствуют, поскольку неполучение почтовой корреспонденции организацией по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не является подтверждением факта нахождения юридического лица по иному адресу. При этом судом учитывается, что административным истцом не представлено убедительных доказательств в подтверждение данного основания для ликвидации юридического лица, какими могли быть: выход по указанному в учредительных документах адресу организации с составлением соответствующего документа.

В качестве основания для ликвидации Автономной некоммерческой организации помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Милосердие», Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу указывает на нарушение Организацией п.п. 3, 3.1, 3.2 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а именно, в установленный срок не представлена отчетность за 2018, 2020 год.

В соответствии с п.10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (п. 10).

На необходимость устранения указанных нарушений Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу было указано в предупреждениях, направленных по адресу Автономной некоммерческой организации помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Милосердие»:

по отчету за 2018 год - предупреждение от 24.04.2019 года – установлен срок до 13.06.2019 года, предупреждение от 28.06.2019 года - установлен срок до 02.12.2019 года;

по отчету за 2020 год - предупреждение от 22.07.2021 года - установлен срок до 20.09.2021 года, предупреждение от 09.11.2021 года - установлен срок до 20.12.2021 года.

Согласно скриншотам страниц сайта Минюста России, размещение административным ответчиком отчетности за 2018 год последовало 05.12.2019 года, за 2020 год последовало 10.11.2021 года, то есть нарушения устранены.

Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 ГК РФ", отсутствие в пункте 2 статьи 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что имевшие место в деятельности ответчика нарушения действующего законодательства – несвоевременное предоставление отчетности за 2018, 2020 годы, по своему характеру и их последствиям не могут являться достаточным основанием для ликвидации этой некоммерческой организации, допущенные нарушения устранены, нарушений в предоставлении отчета в Управление за 2021 год Организацией не допущено – отчетность размещена 02.02.2022 года (установленный законом срок – не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным), АНО предоставляла ежегодную отчетность в МИ ФНС № 11 по Кемеровской области - Кузбассу, обеспечивала открытость, прозрачность деятельности некоммерческой организации, не препятствовала должному контролю уполномоченного органа за деятельностью некоммерческой организации. Таким образом, суд полагает, что такая мера реагирования как ликвидация юридического лица в данном случае явно несоразмерна допущенному нарушению.

Вместе с тем, суд считает необходимым отметить, что ответчик не освобождается от обязанности исполнять требования ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях" и нарушение указанных обязанностей в будущем может служить основанием для обращения Управления Министерства юстиции РФ по Кемеровской области – Кузбассу в суд с аналогичным иском.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает ошибочным позицию административного истца об осуществлении административным ответчиком деятельности с грубыми и неустранимыми нарушениями федерального законодательства, в связи с чем, исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу к Автономной некоммерческой организации помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Милосердие», Суминой Е. К. о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц, не подлежат удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса об административном судопроизводстве РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в полном объёме Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области – Кузбассу в удовлетворении требований к Автономной некоммерческой организации помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Милосердие», Суминой Е. К. о ликвидации некоммерческой организации в качестве юридического лица и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Кемеровский областной суд через суд, принявший решение.

Судья                              В. Ю. Ортнер

Мотивированное решение изготовлено 15.06.2023 года.

Судья                                  В.Ю. Ортнер

2а-799/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Управление Министерства юстиции РФ
Ответчики
Сумина Елена Константиновна
Автономная некоммерческая организация помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию "Милосердие"
Другие
УФНС по Кемеровской области-Кузбассу
Межрайонная инспекция ФНС России №11 по Кемеровской области-Кузбассу
Межрайонная инспекция ФНС России №15 по Кемеровской области-Кузбассу
Суд
Рудничный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области
Судья
Ортнер Виктория Юрьевна
Дело на сайте суда
rudnichniy--kmr.sudrf.ru
21.02.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
22.02.2023Передача материалов судье
27.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2023Подготовка дела (собеседование)
23.03.2023Рассмотрение дела начато с начала
03.04.2023Судебное заседание
16.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
15.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2023Дело оформлено
07.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее