Дело №а-1982/2024
УИД: 55RS0№-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд <адрес> в составе судьи Крупкиной E.П., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства в <адрес> 31 мая 2024 года материалы административного дела по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № по <адрес> к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилось в суд с административном иском к ФИО2 о взыскании обязательных платежей и санкций, в обоснование заявленных требований указав, что ФИО2 состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика в ИФНС России по Центральному АО <адрес>. По сведениям налогового органа ФИО2 являлся собственником транспортных средств и земельного участка, в отношении которых в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления, содержащие расчет налога: № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2015 г. в размере 54 825 руб., земельного налога за 2015 г. в размере 121 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2016 г. в размере 46 700 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2016, 2017 гг. в размере 3833 руб.; № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2017, 2018 гг. в размере 85 675 руб. и перерасчет транспортного налога за 2016, 2017 гг. в размере 85 675 руб. В связи с неисполнением обязанности по своевременной уплате налогов, в адрес должника налоговым органом направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2015-2018 гг. в общем размере 185 307,63 руб., земельного налога за 2021 г. в размере 212 руб., пени в общем размере 59 665,67 руб. Задолженность на налоговым обязательствам погашена не была, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с административного ответчика пени. И.о. мирового судьи судебного участка № в Куйбышевском судебном районе в <адрес> - мировым судьей судебного участка № в Куйбышевском судебном районе в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ выдан судебный приказ по делу №, который отменен определением мирового судьи ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, просила взыскать с ФИО2 задолженность по уплате обязательных платежей и санкций (пени) в размере 62 840 руб., в том числе:
-по транспортному налогу за 2015 г. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 033,21 руб.,
-по транспортному налогу за 2017 г. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 529,39 руб.,
-по транспортному налогу за 2016 г. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 577,62 руб.,
-по транспортному налогу за 2018 г. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 140,38 руб.,
-по транспортному налогу за 2016 г. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 140,38 руб.,
-по транспортному налогу за 2017 г. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 880,41 руб.,
-по земельному налогу за 2015 г. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 59,65 руб.,
-пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 455,30 руб. за вычетом пени, обеспеченной мерами взыскания на сумму 975,38 руб.
ФИО2 в возражениях на административное исковое заявление указал, что требование об оплате пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заявлено в отсутствие объектов налогообложения, поскольку в рамках дела о банкротстве №№ его имущество реализовано, процедура реализации завершена определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Заявил о пропуске административным истцом срока обращения в суд и об отсутствии оснований для его восстановления, поскольку исполнительные производства по судебным приказам, на основании которых с него взыскана недоимка, окончены, срок их повторного предъявления пропущен, в связи с чем налоговым органом утрачена возможность взыскания пени (л.д. 93-96).
Учитывая, что в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Обязанность налогоплательщика уплачивать законные установленные налоги, предусмотрена в статье 57 Конституции РФ, пунктом 1 статьи 3 и подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ, в силу пункта 2 и 3 статьи 52 НК РФ обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчёт налоговой базы, а также срок уплаты налога, согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, пунктом 1 и 2 статьи 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, требование об уплате направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
На основании статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми; выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 1).
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно части 2 статьи 65 Земельного кодекса РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно части 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки и срок для уплаты земельного налога устанавливаются нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В статье 397 НК РФ предусмотрено, что вышеназванные налоги подлежат уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 14 НК РФ к региональным налогам отнесен транспортный налог.
B соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации o налоге, вводится в действие в соответствии c настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации o налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии c законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии co статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (статья 357 НК РФ).
В силу статьи 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Судом установлено, ФИО2 на праве собственности принадлежали следующие транспортные средства:
-<данные изъяты>, государственный регистрационный номер №, регистрация права с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
-<данные изъяты>, государственный регистрационный номер №, регистрация права по ДД.ММ.ГГГГ;
-<данные изъяты>, государственный регистрационный номер №, регистрация по ДД.ММ.ГГГГ;
-<данные изъяты>, государственный регистрационный номер № регистрация права с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
-<данные изъяты> государственный регистрационный номер № регистрация права с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, ФИО2 являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно выписке из ЕГРН (л.д. 119).
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налоги на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством o налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством o налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Налоговым органом в адрес ФИО2 направлены налоговые уведомления, содержащие расчет налога:
-№ от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2015 в размере 54 825 руб., земельного налога за 2015 г. в размере 121 руб. (л.д. 25);
-№ от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2016 г. в размере 46 700 руб. (л.д. 27);
-№ от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2016, 2017 гг. в размере 3833 руб. (л.д. 29);
-№ от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ транспортного налога за 2017, 2018 гг. в размере 85 675 руб. и перерасчет транспортного налога за 2016, 2017 гг. в размере 85 675 руб. (л.д. 31)
В ходе судебного разбирательства установлено, что в срок, установленный налоговым уведомлением, обязанность по уплате налогов ответчик не исполнил. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
B случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. По правилам статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи c перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению c установленными законодательством o налогах и сборах сроки.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно c уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно части 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Поскольку ФИО2 в установленные законом сроки не произвел оплату налогов, в отношении него были выставлены требования:
-№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу за 2015 г. в размере 54 825 руб., пени в размере 347,22 руб., со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33);
-№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по земельному налогу за 2015 г. в размере 121 руб., пени в размере 4,95 руб., со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36);
-№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу за 2016 г. в размере 46 700 руб., пени в размере 166,95 руб., со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 38);
-№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу за 2017 г. в размере 3833 руб., пени в размере 81,78 руб., со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40);
-№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по транспортному налогу за 2018 г. в размере 126 650 руб., пени в размере 541,43 руб., со сроком оплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 43).
В соответствии с положениями статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Доказательств своевременной оплаты транспортного налога и земельного налога ФИО2 суду не представил.
В отношении недоимки по транспортному налогу за 2015 г. в размере 54 825 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 347,22 руб. вынесен судебный приказ №а-453/2017 от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Центральному АО № <адрес> ГУФССП России по <адрес>, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 7 части 1 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее по тексту – Закон об исполнительном производстве) задолженность не уплачена (л.д. 130-132).
В отношении недоимки по транспортному налогу за 2016-2017 гг. в размере 3 833 руб. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 81,78 руб. по делу № выдан исполнительный документ № ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Центральному АО № <адрес> ГУФССП России по <адрес>, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 7 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве, задолженность не уплачена (л.д. 133-135).
В отношении недоимки по транспортному налогу за 2016 г. в размере 40 975 руб., за 2017 г. в размере 44 700 руб., за 2018 г. в размере 40 975 руб., пени в размере 541,43 руб. вынесен судебный приказ по делу №, на основании которого возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Центральному АО № ГУФССП России по <адрес>, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 7 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве, задолженность не уплачена, в рамках исполнительного производства взысканы денежные средства в размере 0,37 руб. (л.д. 139-143).
В отношении недоимки по земельному налогу за 2015 г. в размере 121 руб., вынесен судебный приказ по делу №, на основании которого возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в ОСП по Центральному АО № ГУФССП России по <адрес>, которое окончено ДД.ММ.ГГГГ на основании пункта 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, задолженность не уплачена (л.д. 136-138).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО2 не обращался к мировому судье с возражениями относительно исполнения судебных приказов мирового судьи судебного участка № в Куйбышевском судебном районе в <адрес> №, №, №, не обжаловал в установленном порядке решение Куйбышевского районного суда <адрес> по делу №
Согласно части 2 статьи 123.1 КАС РФ на вступивший в законную силу судебный приказ распространяются положения статьи 16 КАС РФ, в соответствии с ч. 1 которой вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Соответственно, обстоятельства, касающиеся соблюдения налоговым органом установленных в статье 70 НК РФ срока и порядка направления в адрес налогоплательщика требований, не требуют доказывания.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 выставлено требование № об уплате недоимки в размере 185 307,63 руб. и пени в размере 59 665,67 руб. (л.д. 16).
Требование направлено через личный кабинет налогоплательщика, открытый ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ самостоятельно с помощью учетной записи единого портала Госуслуг, и получено административным ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).
Согласно части 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Судом установлено, что срок исполнения требования № истек ДД.ММ.ГГГГ, сведения о фактическом исполнении требования отсутствуют.
Согласно части 4 статьи 48 НК РФ административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № в Куйбышевском судебном районе в <адрес> за выдачей судебного приказа в отношении ФИО2 о взыскании задолженности по требованию №.
ДД.ММ.ГГГГ и.о. мирового судьи судебного участка № в Куйбышевском судебном районе в <адрес> - мировым судьей судебного участка № в Куйбышевском судебном районе в <адрес> выдан судебный приказ по делу №, которым с ФИО2 в доход бюджета взысканы пени в размере 62 840,96 руб., а также государственную пошлину в размере 1043 руб.
ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ от ДД.ММ.ГГГГ отменен определением мирового судьи мирового судьи судебного участка № в Куйбышевском судебном районе в <адрес>, в связи с подачей возражений относительно исполнения судебного приказа.
Судом установлено, что настоящее административное исковое заявление направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, согласно почтовому конверту (л.д. 59).
Таким образом, административный истец обратился в суд с административным иском в пределах установленного законом срока.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника (п. 2); признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом (пп. 2.1), смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, - по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации (п. 3), принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (п. 4); вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет (пп. 4.1), принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве (пп. 4.3), в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (п. 5).
Судом принято во внимание, что в пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, сказано, что по смыслу ст. 44 НК РФ, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе в мотивировочной части судебного акта.
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято заявление ФИО4 о признании ФИО2 несостоятельным (банкротом), возбуждено производство по делу (л.д. 97-99).
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (резолютивная часть объявлена ДД.ММ.ГГГГ) по делу №№ заявление ФИО4 о признании ФИО2 несостоятельным (банкротом) признано обоснованным.
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (резолютивная часть объявлена ДД.ММ.ГГГГ) по делу №№ требования ИФНС № по ЦАО <адрес> о взыскании недоимки в размере 1 455 руб. и пени в размере 12 руб. включены в реестр требований кредиторов ФИО2 (л.д. 101-102).
Определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (резолютивная часть объявлена ДД.ММ.ГГГГ) по делу №№ завершена реализация имущества ФИО2, он освобожден от дальнейшего исполнения требований кредиторов (л.д. 114-117).
С учетом указанных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что спорная задолженность ФИО2 возникла после ДД.ММ.ГГГГ, то есть после возбуждения Арбитражным судом <адрес> дела № № о банкротстве ФИО2
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Таким образом, спорная задолженность ФИО2 является текущей, соответственно, от её погашения в установленном законом порядке ФИО2 не был освобожден определением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (резолютивная часть объявлена ДД.ММ.ГГГГ) по делу №№.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО1 на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части первой статьи 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, положениями пунктов 1, 2 и абзацем первым пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации», положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию налога.
Согласно частям 1 и 3 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае извещения взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в соответствии с частью 1 статьи 46 настоящего Федерального закона срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня направления соответствующего постановления.
Из материалов дела следует, что в отношении недоимки по транспортному налогу за 2015 г. в размере 54 825 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 347,22 руб. исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ окончено ДД.ММ.ГГГГ; в отношении недоимки по транспортному налогу за 2016-2017 гг. в размере 3 833 руб. и пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 81,78 руб. исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ окончено ДД.ММ.ГГГГ; в отношении недоимки по транспортному налогу за 2016 г. в размере 40 975 руб., за 2017 г. в размере 44 700 руб., за 2018 г. в размере 40 975 руб., пени в размере 541,43 руб. исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ окончено ДД.ММ.ГГГГ; в отношении недоимки по земельному налогу за 2015 г. в размере 121 руб. исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ окончено ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № в Куйбышевском судебном районе в <адрес> за выдачей судебного приказа в отношении ФИО2 о взыскании задолженности по требованию №.
Таким образом, срок для предъявления исполнительного документа к исполнению на момент подачи заявления о выдаче судебного приказа пропущен в отношении пени в размере 27 033,21 руб. на недоимку по транспортному налогу за 2015 г. в размере 54 825 руб. и пени в размере 59,65 руб. на недоимку по земельному налогу за 2015 г. в размере 121 руб. В отношении остальных требований налоговым органом срок для предъявления исполнительного документа не пропущен.
В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Равно, как и доказательств уважительности причин пропуска срока обращения в суд с названными выше требованиями (часть 2 статьи 95 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Как указано в пункте 60 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.
При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Однако, в рамках рассматриваемого спора ходатайства о восстановлении пропущенного срока в отношении пени в размере 27 033,21 руб. на недоимку по транспортному налогу за 2015 г. в размере 54 825 руб. и пени в размере 59,65 руб. на недоимку по земельному налогу за 2015 г. в размере 121 руб. налоговым органом не заявлено, в связи с чем в данной части административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Таким образом, с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> подлежит взысканию задолженность по уплате обязательных платежей и санкций (пени) в размере 26 268,18 руб., из которых:
-по транспортному налогу за 2017 г. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 529,39 руб.,
-по транспортному налогу за 2016 г. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 577,62 руб.,
-по транспортному налогу за 2018 г. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 140,38 руб.,
-по транспортному налогу за 2016 г. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 140,38 руб.,
-по транспортному налогу за 2017 г. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8 880,41 руб.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации», который вводит институт единого налогового счета (далее по тексту - ЕНС), на который перечисляется единый налоговый платеж.
Согласно пункту 3 статьи 11.3 НК РФ сальдо ЕНС представляет собой разницу между общей суммой денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа (далее по тексту - ЕНП), и денежным выражением совокупной обязанности. Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Пеня начисляется в соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения обязанности по уплате налогов.
С учетом исключения задолженности по уплате обязательных платежей и санкций (пени) по транспортному налогу за 2015 г. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 27 033,21 руб., по земельному налогу за 2015 г. пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 59,65 руб., суд истребовал у налогового органа перерасчет размера пени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по транспортному налогу за период 2016-2018 гг.
Согласно представленному расчету, совокупная обязанность по уплате пени в связи с несвоевременной оплатой транспортного налога за 2015-2018 гг. составляет 7 357,08 руб.
Из административного искового заявления также следует, что из заявленного размера пени сумма 975,38 руб. обеспечена мерами взыскания на основании статьи 48 НК РФ и подлежит вычету из общей суммы начисленной пени.
Таким образом, с ФИО2 в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> подлежит взысканию задолженность по уплате обязательных платежей и санкций (пени) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 6 381,70 руб. (7 357,08 - 975,38).
В силу статьи 111 КАС РФ с административного ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 1179,50 руб.
Руководствуясь статьями 175 -177, 290, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 (░░░ №) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ (░░░░) ░ ░░░░░░░ 32 649,88 ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░:
-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 529,39 ░░░░░░,
-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 577,62 ░░░░░░,
-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2018 ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 140,38 ░░░░░░,
-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 140,38 ░░░░░░,
-░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2017 ░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 8 880,41 ░░░░░░,
-░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 381,70 ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░2 (░░░ №) ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1179,50 ░░░░░░.
░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░, ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░/░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ _________________________
░░░ 55RS0№-20
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ №░-1982/2024
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ <░░░░░>
░░░░░ _____________________________
░░░░░░░░░ __________________________