№ 2а-3891/2023
44RS0001-01-2023-003299-25
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
председательствующего судьи Ковунева А.В.,
при секретаре Горевой Д.А., с участием административного истица Львова М.Г., представителя административного ответчика Волков С.В., представителя заинтересованного лица Шабарова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Львов М.Г. к Департаменту лесного хозяйства Костромской области об обязании отменить решение,
у с т а н о в и л:
Львов М.Г. обратилась в Свердловский районный суд г.Костромы с указанными требованиями, в обоснование которого указал, что 21.06.2023г года подано заявление на получение права заготовки древесины для собственных нужд в объеме 175 куб.м в Департамент лесного хозяйства Костромской области через Госуслуги. Заявление зарегистрировано <дата> <дата> получен отказ в предоставлении права заготовки древесины. В обосновании отказа Департаментом лесного хозяйства Костромской области прописано: предоставление недостоверных документов или не полных сведений. Согласно акта обследования от <дата> на земельном участке, кадастровый №, на фундаменте возведен 1-й этаж строения из газосиликата, рядом вкручены 7 винтовых свай. Данный отказ полагает необоснованным. На основании изложенного просит, отменить решение об отказе от <дата> в предоставлении права заготовка и древесины для собственных нужд в объеме 175 куб.м.
В судебном заседании административный истец требования поддержал, пояснив, что он полагает, им приложен все необходимые документы для того, чтоб был заключен договор и предоставлена древесина, фундамент на его участке имеется, что подтверждает акт, от администрации к нему на осмотр приезжали два раза, сначала зимой, но что не увидели его фундамент под снегом, сваи, поэтому осмотр был второй раз. Считает, что ответчик вопреки его заявлению предоставил согласие на заключение договора только на 25 куб. м. Так же пояснил, что на его участке есть хозпостройка, и фундамент, винтовые сваи, полагает, что вывод ответчика о том, что на них невозможно построить дом необоснован и ни чем не подтвержден.
Представитель административного ответчика Волков С.В. заявленные административные требования не признал, поддержав позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление, согласно содержанию которого при принятии решения об отказе в целях строительства жилого дома, департамент учитывал замечания, установленные Контрольно-счетной палатой Костромской области по результатам документальной проверки исполнения норм и положений Закона Костромской области от 09.03.2007 года № 120-4-ЗКО «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд на территории Костромской области» (п. «г» представлений от <дата> №), выявлено нарушением принятие положительного решения о предоставлении права заготовки древесины в целях строительства жилого дома, при наличии полученных от органов местного самоуправления актов обследования земельных участков, содержащих сведения о наличии на фундаменте объектов незавершенного строительства различной степени готовности: в стадии строительства первого этажа; одноэтажных строений; одноэтажных строений с мансардным этажом; двухэтажных строений. Информация о наличии фундамента, на котором планируется строительство жилого дома, является неполной или недостоверной информацией (акта обследования земельного участка), полученной от администрации о том, что фундаменте имеются строительные конструкции, а именно возведен 1-й этаж строения из газосиликата. По мнению ответчика, Львов М.Г. обратился с заявлением о предоставлении государственной услуги о предоставлении права заготовки древесины и подготовки договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, в объеме 175 куб.м. цель строительство <адрес> куб. м и строительство хозяйственных строений 25 куб. м. По информации администрации Костромского муниципального района Костромской области от <дата> № (акт обследования Минского с.п. от <дата>) на земельном участке с кадастровым номером №. на фундаменте возведен 1-й этаж строения из газосиликата, и радом вкручены 7 винтовых свай. В связи с чем, полагают, что информация указанная в заявлении Львов М.Г. о наличии фундамента, па котором планируется строительство жилого дома, является неполной или недостоверной информацией (акта обследования земельного участка), полученной от администрации о том, что фундаменте имеются строительные конструкции, а именно возведен 1-й этаж строения из газосиликата. Учитывая полученную информацию Департаментом принято два решения: положительное решение о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, в объеме 25 куб.м для строительства, хозяйственных строений, отрицательное решение об отказе в заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, в объеме 150 куб. м, для строительства жилого дома. Основание представление недостоверных документов (информации) или неполных сведений (п. 1 части 5 статьи 5 Закона). Так же полагают, что со стороны истица имеет место недобросовестное поведение и злоупотребление правами, указывают, что истец в ходе судебного заседания в вводил суд в заблуждение доказывая, что в заявлении он указал цель заготовки древесины для собственных нужд, только для строительства жилого дома, а департамент самостоятельно изменил его заявление приняв положительное решение о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, в объеме 25 куб.м. для строительства, хозяйственных строений. Считают, что в данном случае имеются основания для отказа в удовлетворении требований в связи с недобросовестностью поведения истица.
Представитель заинтересованного лица, администрация Костромского района Шабарова Н.А. в судебном заседании пояснила, что комиссией по обращению истица осуществлялся осмотр его земельного участка, результаты отражены в акте, сама она лично в комиссию не входит, на осмотре не присутствовала, дополнительных пояснений по данным фактам нет.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно статье 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд. Заготовка древесины для собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
Частью 4 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок, нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд, ставки платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в Костромской области регулирует закон Костромской области от 09.03.2007 года № 120-4-ЗКО «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд на территории Костромской области».
В соответствии с частью 1 статьи 5 вышеназванного закона Костромской области гражданин, заинтересованный в заготовке древесины для собственных нужд, представляет (направляет) в уполномоченный исполнительный орган Костромской области, осуществляющий функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики, управлению, координации и нормативно-правовому регулированию в сфере лесного хозяйства и лесного комплекса, а также осуществляющий переданные полномочия по федеральному государственному лесному контролю (надзору) (далее - уполномоченный орган), через лесничество заявление о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (далее - заявление), в котором указываются следующие сведения: фамилия, имя. отчество гражданина, его адрес, данные документа, удостоверяющего личность; наименование лесничества, в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений; требуемый объем древесины; цель использования древесины.
Департамент лесного хозяйства Костромской области является исполнительным органом Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики в сфере лесного хозяйства на территории Костромской области, отраслевому или межотраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, федерального государственного лесного контроля на землях лесного фонда (п.1 Положения о департаменте лесного хозяйства Костромской области, утв. Постановлением Губернатора Костромской области от 01.10.2010 года N 186).
Для принятия решения о предоставлении права заготовки древесины и подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд к заявлению прилагаются следующие документы: в случае осуществления строительства жилого дома: а) копии правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный на территории Костромской области, на котором планируется строительство жилого дома, или выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (земельном участке, расположенном на территории Костромской области, на котором планируется строительство жилого дома); б) копия разрешения на строительство (в случае если до вступления в силу Федерального закона от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» была осуществлена выдача такого разрешения либо подано заявление о его выдаче) или копия уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке; в) акт обследования земельного участка, расположенного на территории Костромской области, на котором планируется строительство жилого дома, на предмет наличия фундамента (строительной конструкции, служащей для передачи усилий на несущий грунт), составленный органом местного самоуправления городского, муниципального округа, городского или сельского поселения Костромской области, на территории которого планируется строительство жилого дома, по форме и в порядке, утвержденными нормативным правовым актом органа местного самоуправления (за исключением многодетных семей) (п. 2 ч. 2 ст. 5 вышеназванного Закона Костромской области); в случае осуществления строительства, ремонта и реконструкции хозяйственных строений - копии правоустанавливающих документов на земельный участок, расположенный на территории Костромской области, на котором планируется строительство хозяйственных строений либо расположены хозяйственные строения, которые планируется ремонтировать или реконструировать, или выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (земельном участке, расположенном на территории Костромской области, на котором планируется строительство хозяйственных строений либо расположены хозяйственные строения, которые планируется ремонтировать или реконструировать) (п. 4 ч. 2 ст. 5 вышеназванного Закона Костромской области)
В силу ч. 2.1 ст.5 вышеназванного закона Костромской области представляются (направляются) гражданином самостоятельно следующие документы: копии правоустанавливающих документов на земельный участок, указанных в подпункте «а» пункта 1, пункте 4 части 2 настоящей статьи, если сведения, содержащиеся в них, отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости; копии документов, подтверждающих право собственности гражданина на жилой дом (садовый дом), указанных в подпункте «а» пункта 2, подпункте «а» пункта 3, подпункте «а» пункта 9 части 2 настоящей статьи, если сведения, содержащиеся в них, отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости; перечень работ, которые планируется осуществить в ходе ремонта жилого дома, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 2 настоящей статьи; копия удостоверения ветерана боевых действий, указанного в пункте 6 части 2 настоящей статьи; копия справки с места работы, подтверждающей факт работы врачом, фельдшером, указанной в пункте 7 части 2 настоящей статьи; запрашиваются уполномоченным органом в государственных органах, органах местного самоуправления, в распоряжении которых находятся указанные документы: выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (земельном участке или жилом доме (садовом доме), расположенных на территории Костромской области), указанная в подпункте «а» пункта 1, подпункте «а» пункта 2, подпункте «а» пункта 3, пункте 4, подпункте «а» пункта 9 части 2 настоящей статьи; копия разрешения на строительство жилого дома, указанного в подпункте «б» пункта 1 части 2 настоящей статьи; копия разрешения на реконструкцию жилого дома, указанного в подпункте «б» пункта 3 части 2 настоящей статьи; копия уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, указанного в подпункте «б» пункта 1, подпункте «б» пункта 3 части 2 настоящей статьи; акт обследования земельного участка, расположенного на территории Костромской области, на котором планируется строительство жилого дома, на предмет наличия фундамента (строительной конструкции, служащей для передачи усилий на несущий грунт), указанный в подпункте «в» пункта 1 части 2 настоящей статьи; документ, подтверждающий статус многодетной семьи Костромской области; копия справки о факте уничтожения или повреждения жилого дома или хозяйственных строений, указанной в пункте 5 части 2 настоящей статьи; справка, подтверждающая факт возникновения пожара в отношении определенного вида объекта пожара, указанная в пункте 5 части 2 настоящей статьи; копия приказа уполномоченного исполнительного органа Костромской области, осуществляющего координацию и регулирование деятельности в сфере социальной защиты населения, о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта, копия социального контракта, указанных в пункте 8 части 2 настоящей статьи; сведения об отсутствии централизованного теплоснабжения в занимаемом гражданином жилом помещении и пользовании таким гражданином печным и (или) котловым (на твердом виде топлива) отоплением жилого помещения, о пользовании гражданином печным отоплением для отопления бани, указанные в подпункте «б» пункта 9 части 2 настоящей статьи; Гражданин вправе по собственной инициативе представить в уполномоченный орган документы, указанные в абзацах восьмом-семнадцатом настоящей части, а также копию акта о пожаре, указанную в пункте 5 части 2 настоящей статьи.
Статьей 4 вышеназванного закона Костромской области установлены нормативы заготовки гражданами древесины собственных нужд: для строительства жилых домов один раз в 30 лет на семью или одиноко проживающих граждан - до 150 куб. м, на многодетную семью, ветерана боевых действий - до 250 куб. м; для строительства, ремонта и реконструкции хозяйственных строений один раз в 10 лет на семью или одиноко проживающих граждан - до 25 куб. м, на многодетную семью, ветерана боевых действий или граждан, получающих государственную социальную помощь на основании социальных контрактов - до 32 куб. м;
Согласно ч. 5 ст. 5 вышеназванного закона Костромской области в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления гражданина лесничеством уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет документы на наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении права заготовки древесины и по результатам рассмотрения принимает решение о предоставлении права заготовки древесины и подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд либо об отказе в предоставлении права заготовки древесины.
Основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении права заготовки древесины являются:
1) представление недостоверных документов (информации) или неполных сведений;
2) отсутствие документов, предусмотренных абзацами вторым-шестым части 2.1 настоящей статьи;
3) несоответствие целей заготовки древесины для собственных нужд, указанных в заявлении, целям, установленным частью 1 статьи 3 настоящего Закона;
4) превышение заявленных к заготовке объемов древесины по отношению к нормативам заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленным статьей 4 настоящего Закона;
5) отсутствие в указанном в заявлении лесничестве лесных насаждений, достаточных для заготовки заявленных объемов древесины с требуемыми качественными показателями в соответствии с материалами лесоустройства;
6) несоблюдение периодичности заготовки древесины, установленной статьей 4 настоящего Закона;
7) гражданин не является правообладателем объекта недвижимости.
В решении об отказе в предоставлении права заготовки древесины должны быть указаны основания для отказа.
Решение о предоставлении права заготовки древесины и подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд либо об отказе в предоставлении права заготовки древесины уполномоченный орган выдает (направляет) гражданину не позднее следующего рабочего дня со дня принятия указанного решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Львов М.Г., <дата> г.р., обратился в Департамент лесного хозяйства Костромской области с заявлением, которое зарегистрировано <дата> № ОГКУ «Октябрьское лесничество» о предоставлении государственной услуги «Принятие решение о предоставлении права заготовки древесины и подготовки проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд» в целях строительства жилых домов; строительства хозяйственных строений в объеме 175 куб.м. на земельном участке с кадастровым номером №
Из представленных суду документов так же следует, что по результатам рассмотрения заявления Львов М.Г. департаментом лесного хозяйства Костромской области принято два решения: о предоставлении права заготовки древесины и подготовки проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (приказ департамента от <дата> №) для строительства хозстроений на земельном участке с кадастровым номером № в объеме 25 куб.м., а так же в адрес истица было направлено уведомление от <дата> №, которым заявителю сообщено о том, что департамент не вправе принять решение о заключении договора купли-продажи лесных насаждений в целях строительства жилого дома.
Из пояснений из истица, а так же представленных суду материалов следует, что заявление подано через портал «Госуслуги», в заявлении Львов М.Г. указаны данные документа удостоверяющего личность, контактные данные, адрес регистрации, проживания, сведения о земельном участке на котором планируется строительство жилого дома, право подтверждено выпиской из ЕРГН.
Как следует из уведомления от <дата> №, в предоставлении указанной услуги Львов М.Г. отказано по причине: представление недостоверных документов (информации) или неполных сведений (п. 1 части 5 статьи 5 Закона 120-4-ЗКО).
При этом в уведомлении указано, что по информации администрации Костромского муниципального района Костромской области от <дата> № (акт обследования Минского с.п. от <дата>) на земельном участке с кадастровым номером № на фундаменте возведен 1-й этаж строения из газосиликата, рядом вкручены 7 винтовых свай.
Таким образом, несмотря на доводы административного истица о том, что по его обращению о предоставлении государственной услуги «Принятие решение о предоставлении права заготовки древесины и подготовки проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд» необоснованно принято решение только в части согласования на предоставление права заготовки древесины в объеме 25 куб.м., оснований полагать, что его обращение рассмотрено неполно не имеется. Из содержания заявления Львов М.Г. прямо следует, что он обращается за предоставлением права заготовки древесины для целей как строительства жилых домов, так и строительства хозяйственных строений. Объем предоставления материала в соответствии с вышеприведенной нормой ст. 4 закона Костромской области от 09.03.2007 года № 120-4-ЗКО «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд на территории Костромской области» для целей строительства хозяйственных строений предусмотрен до 25 куб.м., право на заготовку в данном объеме истицу было предоставлено, в связи с чем принятое решение по его обращению от <дата> в данной части не нарушает его права и соответствует закону.
В соответствии с п.1 ч. 2 ст. 5 закона Костромской области от 09.03.2007 года № 120-4-ЗКО «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд на территории Костромской области» для принятия решения о предоставлении права заготовки древесины и подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд к заявлению, в случае осуществления строительства жилого дома, необходим акт обследования земельного участка, расположенного на территории Костромской области, на котором планируется строительство жилого дома, на предмет наличия фундамента, составленный органом местного самоуправления городского, муниципального округа, городского или сельского поселения Костромской области, на территории которого планируется строительство жилого дома, по форме и в порядке, утвержденными нормативным правовым актом органа местного самоуправления (за исключением многодетных семей).
Приведенные положения ч. 2.1 ст.5 закона Костромской области от 09.03.2007 года № 120-4-ЗКО «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд на территории Костромской области» так же свидетельствуют о том, что на лицо, обратившееся за предоставлением данной государственной услуги для целей осуществления строительства жилого дома возлагается обязанность предоставить только копии правоустанавливающих документов на земельный участок, если сведения, содержащиеся в них, отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости. Иные сведения и документы, которые необходимы для принятия решения о предоставлении права заготовки древесины и подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд запрашиваются уполномоченным органом, в которой обращается гражданин, или их он предоставить вправе.
Из позиции сторон, представленных суду документов следует, что акт обследования земельного участка с кадастровым номером №, запрашивался административным истцом в администрации Костромского муниципального района Костромской области, был получен им <дата>, что следует из соответствующей отметки на сопроводительном письме, и предоставлен вместе с заявлением в Департамент лесного хозяйства Костромской области.
Из буквального содержания данного акта от <дата>, следует, что при ответе на вопрос о наличии на земельном участке фундамента (строительной конструкции для передачи усилий на несущий грунт), указано – да, на котором возведен 1 этаж строения из газосиликата, рядом вкручены 7 винтовых свай.
Из позиции истица следует, что указанный акт подтверждает факт наличия на его земельном участке фундамента - 7 винтовых свай, в связи с чем все предусмотренные законом документы для принятии положительного решения по его заявлению и предоставлении права заготовки древесины для строительства жилого дома в испрашиваемом размере были предоставлены.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27.09.2016 года N 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что положения поименованного Кодекса о том, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, не предоставляют суду право признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия, то есть суд не вправе отказать в признании оспариваемого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения (пункт 61).
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, кроме иных обстоятельств, указанных в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).
По смыслу части 2 статьи 227 поименованного Кодекса судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемые решение, действие (бездействие) соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что положения закона Костромской области от 09.03.2007 года № 120-4-ЗКО «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд на территории Костромской области» содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги «Принятие решение о предоставлении права заготовки древесины и подготовки проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд». Пунктом 1 ч. 5 ст. 5 вышеназванного закона Костромской области предусмотрен отказ в предоставлении государственной услуги, в связи с представление недостоверных документов (информации) или неполных сведений. Вместе с тем уведомлении, которое было направлено в адрес административного истица от <дата> административном ответчиком не указано о том, отсутствие либо недостоверность каких именно документов, представленных Львов М.Г. явилось основанием для принятия решения об отказе в предоставлении ему государственной услуги.
В уведомлении от <дата> отсутствует информация, какой из представленных административным истцом документов содержит недостоверные сведения или какой из документов, поименованных в п. 1 ч. 2 ст. 5 закона Костромской области от <дата> №-ЗКО «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд на территории Костромской области» не был представлен, что послужило препятствием для принятии решения о предоставлении права заготовки древесины и подготовке проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.
При этом ссылку ответчика на акт от <дата> суд так же не может принять как на обоснование отказа в предоставлении данной государственной услуги по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 5 ст. 5 закона Костромской области от 09.03.2007 года № 120-4-ЗКО «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд на территории Костромской области», поскольку буквально толкование содержания акта обследования, а так же пояснения истица, представителя заинтересованного лица указывают на то, что на участке истица обследованием установлено наличие фундамента (строительной конструкции для передачи усилий на несущий грунт), установлено наличие на участке 7 винтовых свай. С учетом того факта, что данный документ оформлялся не самим административным истцом, а был ему направлен в ответ на его обращение в органы местного самоуправления по месту нахождения его участка, ту формулировку, которая указана акте, составленном не административным истцом, так же по мнению суда, нельзя вменить ему как сообщение или предоставление недостоверных сведений о целях заготовки древесины для собственных нужд.
Как пояснил истец в ходе судебного заседания для строительства жилого дома он полагает использовать фундамент на сваях, факт наличия которых на участке установлен в акте, а доводы ответчика о невозможности осуществления строительства на таком фундаменте ничем объективно не подтверждены, кроме того, каких-либо сведений о том, что при рассмотрении обращения Львов М.Г. от <дата> эти обстоятельства как-то проверялись и оценивались административным ответчиком и именно они послужили основанием для отказа в предоставлении испрашиваемой государственной услуги материалы дела не содержат.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что уведомление Департамента лесного хозяйства Костромской области от <дата> № об отказе Львов М.Г. в предоставлении государственной услуги не содержит сведений недостоверность или неполнота каких именно сведений или документов, представленных Львов М.Г., явилось основанием для принятия решения об отказе в предоставлении ему государственной услуги, суд полагает, что основания для признания незаконным оспариваемого отказа административного ответчика в части принятия решения о предоставлении права заготовки древесины и подготовки проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в целях строительства жилого дома в объеме древесины 150 куб. м. имеются. При этом, поскольку истцом, согласно его требованиям, оспаривается решение об отказе в предоставлении ему прав заготовки древесины для собственных нужд в объеме 175 куб.м., однако как установлено судом, решение о предоставлении ему такового права по его заявлению от <дата> в части заготовки древесины для строительства хозяйственного строения было положительное, требования истца об оспаривании принятого по его обращению решения подлежат удовлетворению частично.
При этом на данные выводы суда не может повлиять довод ответчика о том, что Львов М.Г. допущено какое-либо злоупотребление правом при реализации его права на обращение за оказанием ему государственной услуги «Принятие решение о предоставлении права заготовки древесины и подготовки проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд».
Согласно пунктам 3 и 4 ст. 1 ГПК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В силу положений п. 1 и 2 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 названной статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Как разъяснено в абзацах 3,4 п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Таким образом, исходя из приведенных выше норм материального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, обстоятельство злоупотребления какой-либо из сторон правом является имеющим существенное значение для разрешения дела обстоятельством, поскольку в случае установления такого обстоятельства судом подлежат применению правила п. 2 ст. 10 ГК РФ.
Однако, сам факт подачи заявления с указанием двух целей назначения: строительство жилого дома, строительство хозяйственного строения, что является правом истица, в соответствии с вышеприведенными нормами как Лесного кодекса РФ, так и закона Костромской области от 09.03.2007 года № 120-4-ЗКО «О заготовке гражданами древесины для собственных нужд на территории Костромской области», и последующее оспаривание в суде решения принятого об отказе в части предоставлении права заготовки древесины и подготовки проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд для строительства жилого дома, не может свидетельствовать о том, что истец действовал недобросовестно при реализации данного права и служить основанием в отказе в его защите.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Как разъяснено в п. 26 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» Признав оспоренное решение, действие (бездействие) незаконным, суд независимо от того, содержатся ли соответствующие требования в административном исковом заявлении (заявлении), вправе указать административному ответчику (наделенным публичными полномочиями органу или лицу) на необходимость принятия решения о восстановлении права, устранения допущенного нарушения, совершения им определенных действий в интересах административного истца (заявителя) в случае, если судом при рассмотрении дела с учетом субъектного состава участвующих в нем лиц установлены все обстоятельства, служащие основанием материальных правоотношений (пункт 1 части 2, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.
Для обеспечения исполнимости судебного решения, в котором указано на принятие административным ответчиком (органом или лицом, наделенными публичными полномочиями) конкретного решения, совершение определенного действия, в резолютивной части решения суда указывается разумный срок принятия решения, совершения действия.
Если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (статья 16 КАС РФ, статья 16 АПК РФ).
Суд вправе ограничиться признанием оспоренного решения незаконным без возложения на наделенные публичными полномочиями орган или лицо определенных обязанностей в случае, когда путем такого признания достигается защита нарушенного права, свободы, законного интереса (например, при признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на имущество административного истца или при состоявшемся добровольном удовлетворении предъявленных требований).
В связи с изложенным, суд полагает, что в ходе рассмотрения дела судом установлена необходимая совокупность обстоятельств, поименованная в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ, для удовлетворения требований по результатам рассмотрения административного дела, в связи с чем, при этом для целей восстановлении нарушенного права истица суд считает необходимым признать незаконным и отменить решение Департамента лесного хозяйства Костромской области, принятое в форме уведомления Львов М.Г. № от <дата> в части отказа в принятии решения о предоставлении права заготовки древесины и подготовки проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в целях строительства жилого дома в объеме древесины 150 куб. м., а так же обязать Департамент лесного хозяйства Костромской области повторно рассмотреть заявление Львов М.Г. от <дата> в части его обращения о принятии решения о предоставлении права заготовки древесины и подготовки проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в целях строительства жилого дома в объеме древесины 150 куб. м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 177 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Львов М.Г. удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение Департамента лесного хозяйства Костромской области, принятое в форме уведомления Львов М.Г. № от <дата> в части отказа в принятии решения о предоставлении права заготовки древесины и подготовки проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в целях строительства жилого дома в объеме древесины 150 куб. м.
Обязать Департамент лесного хозяйства Костромской области повторно рассмотреть заявление Львов М.Г. от <дата> в части его обращения о принятии решения о предоставлении права заготовки древесины и подготовки проекта договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в целях строительства жилого дома в объеме древесины 150 куб. м.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.
Судья А.В.Ковунев
Решение в полном объеме изготовлено 09.11.2023 года.