Производство № 2а-456/2024
УИД № 57RS0023-01-2023-006575-55
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2024 года г. Орел
Северный районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Федорчука С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Жердевой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Северного районного суда г. Орла административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области к Соломатину Владимиру Викторовичу о взыскании задолженности по налогам и пени,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области (далее - УФНС России по Орловской области) обратилось в суд с административным иском к Соломатину В.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.
В обоснование заявленных требований указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма задолженности, подлежащая взысканию с Соломатина В.В., составила 81 214 рублей 10 копеек, в том числе налог - 70 458 рублей 63 копейки, пени - 10755 рублей 47 копеек. Указанная задолженность образовалась в связи с неуплатой (неполной уплатой) налогоплательщиком следующих начислений: налог на имущество физических лиц за 2021 год в размере 260 рублей; пени в размере 10755 рублей 47 копеек; страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере за 2023 год - 26987 рублей 63 копейки; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2022 год - 8766 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2022 год - 34445 рублей. Соломатину В.В. направлялось требование об уплате задолженности № от ДД.ММ.ГГГГ по отрицательному сальдо единого налогового счета на сумму 97676 рублей 48 копеек, которое до настоящего времени налогоплательщиком не погашено.
По изложенным основаниям административный истец просит взыскать с административного ответчика Соломатина В.В. задолженность по налогам на сумму 70458 рублей 63 копейки, а также пени, подлежащие уплате в бюджетную систему Российской Федерации в связи с неисполнением обязанности по уплате причитающихся сумм налогов, сборов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки - 10755 рублей 47 копеек.
Представитель административного истца УФНС России по Орловской области Габибова А.Ю., надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, административный иск содержит ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Административный ответчик Соломатин В.В. в суд не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В силу положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе перечислить денежные средства в счет исполнения обязанности по уплате налога до наступления установленного срока. Если иное не предусмотрено пунктами 4 и 5 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание задолженности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Сумма, подлежащая взысканию налоговыми органами на основании судебного акта, не может превышать размер отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика на дату исполнения такого судебного акта.
Вопрос о взыскании налога на имущество физических лиц регулируется положениями главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно пункту 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 24 ноября 2016 года N 16/0359-ГС «Об установлении налога на имущество физических лиц» (в ред. Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 25 декабря 2018 года N 47/0858-ГС) установлено, что на территории г. Орла с 1 января 2017 года налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости и установлена ставка налога в размере 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.
Как следует из представленных материалов дела с ДД.ММ.ГГГГ Соломатин В.В. является собственником <данные изъяты> доли квартиры, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Налоговым органом налогоплательщику Соломатину В.В. с учетом данных о кадастровой стоимости объекта недвижимости и доли в праве общедолевой собственности был исчислен налог на имущество за 2022 год в размере 260 рублей.
Направленное административным истцом в адрес Соломатина В.В. налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об обязанности уплаты начисленной суммы налога на имущество в срок до ДД.ММ.ГГГГ исполнено не было.
Пункт 1 статьи 419 НК РФ определяет лиц, являющихся плательщиками страховых взносов, к которым в том числе относятся индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 2 статьи 419 НК РФ, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 статьи 419 НК РФ, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
На основании п. 3 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ.
Расчетным периодом в соответствии с пунктом 1 статьи 423 НК РФ признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года (пункт 2 статьи 423 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Из абзаца 1 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ следует, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ (индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленной законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее – плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, в фиксированном размере - 34445 рублей за расчетный период 2022 года.
В свою очередь, из подпункта 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ следует, что плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ (индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере - 8766 рублей за расчетный период 2022 года.
В соответствии со статьей 430 НК РФ налогоплательщики, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, обязаны не позднее 31 декабря текущего года уплатить страховые взносы, в фиксированном размере.
Согласно п. 5 ст. 430 НК РФ если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Согласно представленной в деле информации ДД.ММ.ГГГГ Соломатин В.В. был зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по Орловской области в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов.
ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, Соломатин В.В. обязан был оплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2022 год в размере 8766 рублей; на обязательное пенсионное страхование за 2022 год - 34445 рублей; страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере, пропорционально количеству прошедшего времени за 2023 год - 26987 рублей 63 копейки.
Вместе с тем, обязанность по уплате указанных выше страховых взносов в установленные сроки ответчиком не исполнена.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно и в срок, установленный законодательством о налогах и сборах исполнить обязанность по уплате налога. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Как указал в пункте 5 Постановления № 20-П от 17 декабря 1996 года Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
В силу пункта 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов определяется в процентах от суммы недоимки. Если иное не установлено настоящим пунктом, процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 № 243-ФЗ).
Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в Налоговый кодекс Российской Федерации внесены изменения, которыми введены единый налоговый счет и единый налоговый платеж.
Согласно пункту 4 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сбора, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.
В силу пункта 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
В соответствии с абзацем первым пункта 6 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации сумма пеней, рассчитанная в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса, учитывается в совокупной обязанности со дня учета на ЕНС недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма.
Соломатин В.В. как индивидуальный предприниматель находится на упрощенной системе налогообложения. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве объекта налогообложения были выбраны «доходы, уменьшенные на сумму расходов».
Согласно представленному расчету по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Соломатину В.В. были начислены пени: по налогу на имущество физических лиц за 2021 год в сумме 1 рубль 95 копеек; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2021 год в размере 478 рублей 37 копеек; по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2021 год - 1864 рубля 49 копеек; пени по налогу, взимаемому с налогоплательщика, выбравшего объект налогообложения доходы минус расходы, за 2021 год в сумме 701 рубль 41 копейка, а всего на общую сумму 3046 рублей 23 копейки.
Согласно приведенным выше положениям пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ пени начислялись на совокупную обязанность по оплате налогов и за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили 7709 рублей 24 копейки.
Таким образом, общая сумма пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 10755 рублей 47 копеек (3046 рублей 23 копейки + 7709 рублей 24 копейки).
В связи с неисполнением в установленный срок обязанности по уплате налога налоговым органом в адрес Соломатина В.В. направлялось требование № об уплате задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором ему было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ оплатить имеющуюся недоимку по налогу на имущество в размере 260 рублей; по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта доходы, уменьшенные на величину расходов (в том числе минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации) - 7279 рублей 34 копейки; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ - 66508 рублей 38 копеек; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до ДД.ММ.ГГГГ - 16 922 рубля 63 копейки, а также пени на общую сумму 6636 рублей 13 копеек.
Между тем, в указанный в требовании срок задолженность по налогам и пени административным ответчиком оплачена не была.
Налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Вместе с тем, определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано в связи с наличием спора о праве.
Административный истец обратился в Советский районный суд г. Орла с настоящим административным иском ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление в суд было подано не позднее шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей, то есть налоговый орган обратился за судебной защитой в пределах установленного законом срока.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков направления уведомлений и требований, правильность исчисления размера налога и пени, сроки на обращение в суд, суд приходит к выводу о том, что заявленные административные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Представленный административным истцом расчет налога и пени, которые Соломатин В.В. должен был оплатить, суд находит верным.
Административным ответчиком суду не предоставлено доказательств уплаты образовавшейся задолженности в указанной сумме.
Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом удовлетворения исковых требований, с административного ответчика Соломатина В.В. подлежит взысканию в доход бюджета муниципального образования г. Орел государственная пошлина в размере 2636 рублей 42 копейки.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области к Соломатину Владимиру Викторовичу о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.
Взыскать с Соломатина Владимира Викторовича, ИНН <данные изъяты>, задолженность на общую сумму 81214 (восемьдесят одна тысяча двести четырнадцать рублей) 10 (десять) копеек, из которых: налог на имущество за 2022 год в размере 260 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2022 год в размере 8766 рублей; на обязательное пенсионное страхование за 2022 год - 34445 рублей; страховые взносы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, уплачиваемые отдельными категориями плательщиков страховых взносов в совокупном фиксированном размере, пропорционально количеству прошедшего времени за 2023 год - 26987 рублей 63 копейки; пени по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 10755 рублей 47 копеек.
Взыскать с Соломатина Владимира Викторовича, ИНН <данные изъяты>, в доход муниципального образования «Город Орел» государственную пошлину в сумме 2636 (две тысячи шестьсот тридцать шесть) рублей 42 (сорок две) копейки.
Мотивированный текст решения изготовлен 23 мая 2024 года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Орловский областной суд через Северный районный суд г. Орла.
Председательствующий С.А. Федорчук